Недостаточная обучаемость чтению НЕДОСТАТОЧНО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ

Недостаточная специфическая обучаемость

Найдено 1 определение:

Недостаточная специфическая обучаемость

learning disabilities) Если индивидуум не извлекает пользы из традиционной программы обучения и при этом не яв-ся социально неблагополучным, педагогически запущенным, не страдает задержками в интеллектуальном развитии и не обнаруживает заметных симптомов, к-рые бы свидетельствовали о нарушениях нейропсихологического функционирования, то такой индивидуум характеризуется как страдающий Н. с. о. Если индивидуум испытывает в процессе общения трудности либо с восприятием речи, либо с речевой экспрессией и не может читать или решать мат. задачи в границах тех стандартов, к-рые установлены данным школьным округом, этот индивидуум тж рассматривается как страдающий недостаточной обучаемостью. Недостаток четкости в характеристике отличительных признаков Н. с. о. приводит к его различной интерпретации, обнаруживающейся в клинических и образовательных условиях. Проблема Н. с. о. привлекает к себе широкое внимание и превратилась в одну из важнейших областей исслед. в неврологии, педагогике, психологии и медицине. Эта неспособность может оказываться специфической для навыков чтения или распространяться на все когнитивные процессы. Она может сопровождаться или не сопровождаться поведенческой, соц. или двигательной проблематикой. Короче говоря, Н. с. о. оказывается крайне индивидуализированной: каждый случай характеризуется специфической, присущей только ему симптоматикой. Главной заботой любого специалиста в связи с этим оказывается подбор подходящих диагностических и коррективных/компенсаторных программ. Оценки распространенности Н. с. о. чрезвычайно колеблются из-за нечеткого ее определения, однако следующие цифры, по-видимому, могут служить ориентирами на межнациональном уровне среди грамотного населения: от 2% до 4% проявляют признаки выраженной неспособности к пониманию текста, вербальной коммуникации и письму, тогда как от 3% до 5% др. сталкиваются со значительными трудностями в исключительно специфических областях, таких как чтение (дислексия), письмо (дисграфия) и математика (дискалькулия). В сравнении с ними число лиц, испытывающих проблемы с чтением по причине сниженного интеллекта или плохого усвоения навыков, может составлять до 15% популяции; хотя они и яв-ся кандидатами на коррекционную помощь, тем не менее они не рассматриваются как страдающие Н. с. о. Неопределенные критерии препятствуют тж накоплению более точной стат. о частоте этого явления. Известно, что Н. с. о. равномерно распределена по возрастам, социоэкономическому статусу, интеллектуальным уровням и встречается во всех культурах, обучающих грамоте. В соответствии с отмеченными выше ограничениями определения данной неспособности, следующие характеристики могут присутствовать или не присутствовать у к.-л. отдельно взятого уч-ся. Во-первых, сюда могут относиться трудности с восприятием (пониманием) речи или речевой экспрессией. Здесь тж могут встречаться нарушения вербального и невербального мышления (не психопатологического характера). У мн. лиц с Н. с. о. могут обнаруживаться дефициты памяти, особенно кратковременной памяти. Широко распространены перцептивные и когнитивные дефициты, такие как перестановка и плохая дифференциация букв, неспособность группировать и классифицировать похожие элементы, слабые умения в решении задач. При выявлении перцептивных или когнитивных дефицитов их следует отличать от дефицитов внимания или неспособности концентрироваться на задачах в процессе их решения. В отличие от последних, перцептивные и когнитивные дефициты не поддаются поведенческому изменению, однако перцептивные и когнитивные дефициты могут исчезать после коррекции дефицитов внимания. В дополнение к часто встречающимся перцептивным, когнитивным, лингв. и неврологическим дисфункциям лица с Н. с. о. тж часто демонстрируют признаки соц. и эмоциональных нарушений. Поскольку большинство таких детей с каждым днем так или иначе отстают в повседневной учеб. деятельности (по крайней мере, в течение какого-то периода времени), они начинают осознавать свое "отличие". Для взрослого или ребенка с Н. с. о. отнюдь не редки такие явления, как наличие негативных Я-образа, Я-концепции и самооценки; нежелание работать над решением задач вследствие возникающих трудностей; присутствие многочисленных психосоматических нарушений уклонение от соц. контактов. Др. могут сверхкомпенсировать свое отличие, нарушая дисциплину на уроках, задирая сверстников и нарушая общественный порядок. У лиц с Н. с. о. часто встречается гиперактивность, к-рая тж играет разрушительную роль при выполнении учеб. заданий. Если это гиперактивное поведение не вызывается органическими нарушениями, эффективным средством его коррекции оказывается поведенческий тренинг, в др. случаях показали свою эффективность такие лекарственные препараты, как риталин и пемолин [цилерт], не препятствующие интеллектуальному функционированию. Из-за комплексного характера синдромов, проявляющихся в нарушениях обучаемости, одной из наиболее актуальных задач яв-ся ликвидация профессиональной изоляции специалистов. С целью междисциплинарной оценки можно использовать историю индивидуума и семьи; физ. и неврологическое обследование; психол. оценку, включающую его интеллектуальный, перцептивный и личностный профиль, и разраб. программы обучения. В 1977 г. был приведен в действие публичный закон 94-142. Он стал поворотным событием и гарантировал равные возможности в образовании всем недееспособным лицам в возрасте до 21 г. Закон тж определил Н. с. о. как одну из форм инвалидности и обязал административные органы штатов и их территориальные подразделения развивать соотв. виды услуг. Несмотря на довольно медленное внедрение этого закона из-за целого ряда политических, экономических и организационных проблем, в настоящее время выявляется и обеспечивается необходимой помощью знач. больше лиц с Н. с. о. по сравнению с прошлыми годами. Стимулированная законом, работа по раннему выявлению детей из групп "высокого риска" способствует росту знаний в отношении коррекции и компенсации; возникают новые подходы к имплозивному вербальному воздействию и вводятся альтернативные средства коммуникации, напр., устные ответы уч-ся. Наряду с этим все большее распространение приобретает консультирование школьников с Н. с. о. по проблемам выбора профессиональной карьеры и возможности продолжения образования в колледже. См. также Педагогическая оценка, Минимальная мозговая дисфункция, Школьное обучение Д. Ф. Фишер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социологическое сопровождение организации морально-психологического обеспечения ВС РФ как специфичес

Карев И.В.
Скачать PDF

Особенности ритмической активности головного мозга при актуализации модально-специфических видов пам

Заиченко Александра Анатольевна, Картавенко Михаил Валерьевич
Статья посвящена исследованию в области психофизиологии памяти. В работе представлены результаты исследования электрической активности головного мозга при участии модально-специфических видов памяти при помощи метода электроэнцефалографии. Исследование заключалось в изучении процесса образования и формирования энграмм (следов памяти) в коре головного мозга на основании анализа основных характеристик альфаритма.
Скачать PDF

Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями

Жигорева Марина Васильевна
В статье рассматриваются проблемы многоаспектного исследования детей со сложными (комплексными) нарушениями. Акцентируется внимание на выявление индивидуальных психологических особенностей и определения потенциальных возможностей развития детей этой категории.
Скачать PDF

Разработка и валидизация методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи

Костенко А. Л., Шамсутдинова Д. Ф., Линевич В. Л.
В статье представлен опыт разработки и валидизации методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи. Представлена новая экспресс-методика диагностики со шкалами диссоциального, истерического, ананкастного, параноидного, шизоидного, тревожного зависимого и эмоционального расстройств. Показано, что опросник обладает диагностической ценностью, приведены нормативы разработанного теста для молодежной выборки.
Скачать PDF

Типологические и поло-специфические особенности сенсомоторной интеграции и интеллектуального развити

Деханова И. М.
В статье показана специфика интеллектуального развития, сенсомоторной интеграции, развития оперативной памяти и произвольного внимания у мальчиков и девочек 6-7 лет разных соматических типов.
Скачать PDF

Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций

Статья посвящена результатам сравнительного анализа терминологического аппарата, используемого для обозначения феномена «выгорания», и современных эмпирических исследований данного феномена у представителей различных профессиональных групп. Подчеркивается необходимость исследования динамики структуры профессионального выгорания в процессе профессио нализации с позиций системогенетического подхода.
Скачать PDF

Теоретические и методологические основы изучения профессиональной обучаемости студентов-психологов в

Росина Наталья Леонидовна
В статье представлены теоретические подходы к изучению профессиональной обучаемости студентов-психологов, выделяются сущность, структура этой способности и ее основные компоненты: мотивационный, интеллектуальный, регуляционный, рефлексивный.
Скачать PDF

Доверие и недоверие - общие и специфические психологические характеристики

Купрейченко А.Б.
В статье рассматривается проблема изучения доверия и недоверия как относительно автономных феноменов, что является сравнительно новой точкой зрения в психологии.
Скачать PDF

Типы личности студентов и специфические для них характеристики речевой деятельности

Лоскутова Анна Сергеевна
Анализируются связи личностных особенностей студентов и характеристик их речевой деятельности, описываются типичные тексты студентов различных личностных типов.
Скачать PDF

Особенности профессиональной обучаемости студентов-психологов

Росина Марина Анатольевна
Статья посвящена описанию результатов экспериментального исследования профессиональной обучаемости студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе. Раскрывается сущность, структура этой способности, выделяются ее основные компоненты: мотивационный, интеллектуальный, регулятивный, рефлексивный.
Скачать PDF

Общие и культурно-специфические особенности содержания гендерных представлений в современном сознани

Лопухова Ольга Геннадьевна
На основании кросс-культурного сравнения содержания современных гендерных представлений были выделены культурно-универсальные и этноспецифичные элементы гендерной семантики. Установлены межполовые различия в характере изменения гендерных представлений. Выявлены особенности трансформации представлений о маскулинности и фемининности.
Скачать PDF

Возрастные и специфические особенности личностной саморегуляции подростков с задержкой психического

Матанцева Татьяна Николаевна
В статье представлен анализ экспериментального исследования подростков с задержкой психического развития с 11 до 16 лет, позволяющий выявить тенденции в становлении личностной саморегуляции, являющиеся общими для подростков нормы и с задержанным развитием, а также формирующиеся в условиях задержанного развития.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: