Многомерный это что такое Многомерный: определение — Психология.НЭС
МНОГОМЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАТОРА МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ

МНОГОМЕРНЫЙ

Найдено 2 определения термина МНОГОМЕРНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

МНОГОМЕРНЫЙ

Термин используется в отношении переменных и факторов, которые представляются как расположение в более чем одном измерении.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Многомерный

термин, используемый в отношении переменных и факторов, которые представляются в более чем одном измерении. Например, это анализ психического расстройства в таких его аспектах, как этиология, патогенез, эпидемиология, клиническая структура, динамика. Синонимы: Многоплановый, Мультиаспектный.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме МНОГОМЕРНЫЙ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания

Знаков Виктор Владимирович
В статье анализируются три реальности, в которых живет человек, - эмпирическая, социокультурная и экзистенциальная. Каждой реальности сопоставлены домены социального знания, с помощью которых они описываются, - моральный, конвенциональный и персональный. Обосновано положение о том, что реальности понимаются людьми по типам понимания-знания, понимания-интерпретации и понимания-постижения. Показано, что человек одновременно существует в разных реальностях, понимает их на неодинаковых психологических основаниях и использует для описания различные типы социального знания.
Скачать PDF

Многомерный анализ социально-психологических факторов риска суицидального поведения у лиц трудоспосо

Градскова Ульяна Игоревна
С помощью специально подобранных критериев выделены группы лиц трудоспособного возраста с высоким (106 чел.) и низким (113 чел.) уровнем риска суицидального поведения. В статье представлены результаты факторного анализа психодиагностических показателей групп с высоким и низким риском суицидального поведения. Результаты проведённого анализа позволили выявить структуру социально-психологических факторов детерминирующих высокий или низкий риск суицидального поведения лиц трудоспособного возраста.
Скачать PDF

Здоровье человека как многомерный феномен: фрактальный подход

Маджуга Анатолий Геннадьевич, Синицина Ирина Анатольевна, Уварова Людмила Николаевна
В современной науке фракталам уделяется большое внимание, так как множество природных и культурных феноменов обнаруживают фрактальные свойства. Авторами рассматриваются возможности использования фрактального подхода при объяснении сущности феномена «здоровье», характеристики базовых компонентов, входящих в структуру целостного здоровья человека. На основе концептуальных положений постнеклассической науки выдвигается представление о человеке как многомерном феномене, обосновываются теоретические положения, доказывающие его фрактальную организацию, формулируется определение понятия здоровья как универсалии субъектного порядка. Впервые авторы дают дефиницию понятия «здоровье», обосновывая его в теоретическом и методологическом аспектах с позиций фрактального подхода.
Скачать PDF

К вопросу о классификации эмоций: категориальный и многомерный подходы

Овсянникова В.В.
Статья посвящена анализу основных подходов к описанию структуры эмоциональной сферы, к которым апеллируют современные исследования эмоций. Представлены основные положения многомерного подхода и подхода базовых эмоций. Обсуждаются возможности и ограничения методов с точки зрения проблем классификации и измерения эмоциональных состояний.
Скачать PDF

Многомерный анализ значимости семантических шкал

Мощенко И.Н., Мощенко О.А.
Исследование проведено на большом практическом материале по мониторингу эмоционального восприятия таких социальных явлений как местного и центрального политических порядков, собственного уровня относительной депривации, культурной инфраструктуры и культурной жизни города в целом, собственного эмоционального состояния. Начиная с 2009 г. выполнено анкетирование нескольких тысяч респондентов по данной тематике с использование технологии семантического дифференциала. Цель настоящей работы ранжирование используемых семантических шкал по уровню значимости для респондентов и отбору их оптимального набора. Что необходимо для увеличения адекватности измерений и уменьшению погрешностей. Для калибровки семантических шкал в анкете респондентов просили оценить не только реальный объект, но и два идеальных (положительный полностью устраивающий опрашиваемых, и отрицательный абсолютно неприемлемый) того же класса. Расстояние между этими образами позволяло оценивать значимость каждой шкалы. Для всех вышеприведенных объектов исследований и каждой используемой семантической шкалы были получены функции распределения уровня значимости по респондентам. Получено, что эти функции сильно размазаны, по всему диапазону значимостей (для нашей нормировки это от нуля до единицы). При этом исследуемые шкалы разбиваются на три совокупности. Группа шкал с хорошей значимостью (к примеру, шкала умный-глупый), для которых нулевую значимость показывают порядка 15% опрашиваемых, а максимальную примерно в два раза больше. Шкалы средней значимости (к примеру, шкала быстрый-медленный), для которых значимость во всем диапазоне от 0 до 1 более или менее одинакова. И группа плохой значимости (острый-округлый и др.), для которой большая часть респондентов слабо различают соответствующий признак. В методе семантического дифференциала эмоциональное восприятие объекта определяется не по отдельным семантическим шкалам, а по всему набору показателей, и для отбора оптимальных шкал анализ их индивидуальных значимостей недостаточен. Нужно еще исследование совокупной значимости наборов шкал. Для этих целей на базе пакета многомерного интеллектуального анализа данных Cognos (фирмы IBM) была разработана многомерная модель значимости семантических шкал. Она позволяла исследовать срезы с фиксированной значимостью для различных наборов шкал. На основе проведенного анализа из 20 первоначальных семантических признаков были отобраны 8. Большее по сравнению с минимально-необходимым (четырем) количеством обеспечивало перекрытие не различающих шкал и увеличение совокупной значимости всего набора. Для всех вышеупомянутых объектов исследования (кроме собственного эмоционального состояния респондента) выявленный оптимальный набор шкал обеспечивает достаточную совокупную значимость. Анкеты по оценке эмоционального состояния показали, что индивидуальная значимость семантических шкал для них гораздо ниже, чем для других объектов. Здесь наблюдаются только две группы шкал: средняя, с примерно одинаковой долей респондентов по всему диапазону значимости, и плохая, с максимумом функции распределения в низко значимой части. Группы признаков с хорошей значимостью вообще нет. В качестве оптимального можно взять набор, тот же, что и для других объектов. Но ни он, ни даже полный набор 20 шкал не обеспечат должную совокупную значимость. При интерпретации данных по эмоциональному состоянию в работе рекомендовано использовать не общепринятое декартово расстояние, а ранее нами опробованную взвешенную метрику городских кварталов (метрику Минковского). С индивидуальной значимостью по каждой шкале в качестве коэффициентов взвешенности. Шкалы с нулевой значимостью при этом автоматически отсеются, повышая этим совокупную значимость набора признаков.
Скачать PDF

Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности

Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна
В работе рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий уточнить имеющуюся типологию и создать соответствующую ей психодиагностическую методику измерения профиля воспитанности. При построении классификаций используется полнота разбиения целого и упорядоченность элементов (частей в целом), что является основанием базисного подхода к изучению психологической информации. Результатом применения этого подхода является построение многомерного базиса как объединения нескольких одномерных базисов. При построении типологий создаются благоприятные возможности полного описания психологической информации об объектах (понятиях, явлениях), что является основанием целостного подхода. В том и другом случае возникает возможность измерения психологических характеристик (компонентов) в результате системного структурирования информации, то есть функциональной связанности компонентов-типов. Многомерный типологический подход имеет следующие признаки: во-первых, совокупность знания, отраженного в концепции, которое приведено в систему на основании проверенных на практике достоверных результатов; во-вторых, предлагаемый подход обладает прогностическими возможностями, так как позволяет увидеть пути дальнейшего развития личностных характеристик. Критериями концепции являются целостность, системность, базисность. В концепции были выбраны и апробированы следующие методы: подбор психологических характеристик, их обобщение, сравнение и отождествление с характеристиками базового эталона, выявление профиля изучаемого качества, свойства субъекта. Главные принципы: индуктивно-дедуктивного исследования, «правильности» разбиения множества на подмножества, полярной дихотомичности, единой полярной дихотомической симметрии, образования «мерности» в типологии, упорядоченности, типологической «всеохватности», эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической близости, гомоморфизма, операционализации понятия.
Скачать PDF

Многомерная оценка основных эндогенных саногенетических факторов у подростков с несоциализированным

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Гончарова Наталия Александровна, Кирьянов Владимир Михайлович
Изложены теоретические принципы и эмпирические результаты многомерной оценки вклада пяти основных компонентов (эндогенных саногенетических факторов) социально-психологической адаптации подростков с несоциализированным расстройством поведения в условиях занятости на базе специально организованной среды однородного подросткового трудового коллектива.
Скачать PDF

Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов в силовых единоборства

Рыбников Виктор Юрьевич, Бобрищев Алексей Александрович
В работе изложены теоретические основы и результаты многомерной оценки вклада пяти основных компонентов психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах к соревновательной деятельности. С помощью регрессионного анализа и специальных математических процедур оценен вклад (задействованность) в успешность соревновательной деятельности 115 спортсменов в силовых единоборствах.
Скачать PDF

Основные этапы и процедура создания методики «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ)

Малкова (Ромицына) Елена Евгеньевна
Статья посвящена основным этапам и процедуре создания оригинальной методики «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) для детей в возрасте от 7 до 17 лет обоснованию теоретического конструкта, созданию перечня шкал и списка вопросов, описанию эмпирической процедуры стандартизации результатов, оценке психометрических характеристик надежности и валидности. Для этого было проведено исследование 900 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Надежность МОДТ была определена по данным пяти коэффициентов. Также была подтверждена валидность по содержанию, конструктная и критериальная.
Скачать PDF

Многомерная оценка вклада основных компонентов психологической готовности в экстремальных ситуациях

Бобрищев Алексей Александрович, Рыбников Виктор Юрьевич
В статье приведены теоретические основы и практические результаты многомерной оценки вклада компонентов психологической готовности спортсменов силовых единоборств в успешность их соревновательной деятельности. С помощью специальных математических процедур, включая регрессионный анализ, был оценен вклад пяти компонентов психологической готовности у 115 спортсменов силовых единоборств в успешность их соревновательной деятельности.
Скачать PDF

Мультимодальный подход и многомерная диагностика в психологическом сопровождении онкологических забо

Финагентова Надежда Викторовна
Рассматривается применение мультимодального диагностического подхода с использованием многомерной диагностики для планирования психологического сопровождения больных с онкологическими заболеваниями на конкретном клиническом случае.
Скачать PDF

Апробация многомерной нейропсихологической методики «Комплексная фигура Рея Остеррита» на модели бол

Вассерман Людвиг Иосифович., Чередникова Татьяна Владимировна., Ершов Борис Борисович., Фоломеева Ксения Григорьевна, Чуйкова Анна Владимировна.
Дается информация о новой для отечественной диагностики многомерной методике «Комплексная фигура Рея Остеррита», ее рестандартизации и практической адаптации на модели больных фокальной эпилепсией. Подчеркивается перспективность ее применения в клинике органических поражений мозга.
Скачать PDF