Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна это что такое Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна: определение — Психология.НЭС
Общение в группе мигрантов Общение в пенитенциарных учреждениях

Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна

Найдено 1 определение:

Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна

О. рассматривается как межличностное взаимодействие (субъект-субъектные отношения, или взаимоотношения), к-рые могут выступать либо как процесс О., либо как деятельность О. Это различение определяется местом О. в структуре жизнедеятельности личности. Если в данной системе содержанием (предметами) направленности личности является материальный или идеальный объект общего труда, способ или средство ее общего осуществления, то вплетенное в них О. выступает как процесс О. - важное условие реализации трудовых и игровых отношений (последние, как показали М. Мид, К. Станиславский, Дж. Морено, И. Хейзинга и др., свойственны не только детям, но и взрослым). Если же в системе жизнедеятельности содержанием направленности личности является человек, тогда, в строгом смысле, О. в м. к. л. выступает или как деятельность О. с др. человеком, к-рый выступает «субъектным предметом» восприятия и понимания (социальной перцепции, по А. А. Бодалеву), или как самодеятельность О. человека с самим собой или с др. человеком о самом себе. Личность в многомерной концепции рассматривается как активно осваивающий и сознательно преобразующий природу, общество и собственную индивидуальность человек, к-рый имеет уникальное динамическое соотношение пространственно-временных ориентаций, потребностноволевых переживаний, содержательных направленностей, уровней овладения опытом и форм реализации деятельности. Этим соотношением осуществляется свобода субъектного самоопределения личности в ее поступках и мера ответственности за их последствия (включая и подсознательно непредвиденные) перед природой, обществом и своей совестью. Графическую онтологизацию многомерной структуры личности (Л) образует пересечение (в «узле» по А. Н. Леонтьеву или «хронотопе» - по М. М. Бахтину) 5 векторов-инвариантов: 1) пространственно-временных ориентаций (О) (на прошлое, настоящее, будущее); 2) потребностно-волевых эмоциональных (Э) переживаний (негативные, амбивалентные, позитивные); 3) содержательных направленностей (Н) личности (деловая, на О., игровая, самодеятельная - направленность на саму себя); 4) уровней (У) овладения опытом (обучение, воспроизведение, познание, творчество); 5) форм (Ф) реализации деятельности (моторно-двигательная, перцептивно-наглядная, речевая, умственная). Данная многомерная структура личности может быть представлена в виде символической формулы: Л = f (ОxЭxНxУxФ). В контексте пространственно-временных ориентаций личности можно выделить О.: а) биографическое (когда интересует прошлое партнера); б) О. «здесь и теперь» (настоящее); в) О. относительно перспектив (будущее). Потребностно-волевые эмоциональные переживания в О. определяют отношения субъектов взаимодействия не просто как межличностное, а как эмоциональное отношение: позитивное - до прекрасного, возвышенного, любви; амбивалентное - от безразличия до трагического и комического; негативное - до безобразного и низменного. Инвариант уровней овладения опыта раскрывает О.: педагогическое (обучение), репродуктивное (воспроизведение), познавательное (учение, познание), креативное (творчество). Инвариант форм реализации деятельности предусматривает О.: интерактивное (напр., приветствие в тактильной форме - рукопожатие, объятия, поцелуй), перцептивное (приветствие на расстоянии - кивок головой, взмах руки), коммуникативно-речевое (словесное приветствие), воображаемое, «мнимый диалог» (приветствие в мысленной форме, когда любой контакт затруднен, опасен или невозможен). Лит.: Монистическая концепция многомерного развития личности / Сост. В. Ф. Моргун. Полтава,1989; Мотивация разносторонней деятельности учащихся // Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Г. Аракелова. М., 1990 ; Моргун В. Ф., Седых К. В. Делинквентный подросток. Полтава, 1995. В. Ф. Моргун
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

Значимость «Я-концепции» в профессионально-личностном становлении студентов будущих преподавателей т

Пономаренко Карина Геворговна
Статья посвящена изучению актуальной проблемы педагогической психологии исследованию личностного становления студента, определению функциональной роли «Я-концепции» в данном процессе. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью системного психологического сопровождения и поддержки личностной успешности, взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения на этапе студенчества.
Скачать PDF

Концепции личности в субъективной и органической школах российской социологии

Оганян Карина Каджиковна
Проведен анализ результатов историко-социологического исследования концепций личности в субъективной и органической школах российской социологии. С использованием монографического метода, анализа и синтеза выявлены основные характеристики личности в концепциях субъективистов; определена структура личности в рукописи А. И. Стронина, впервые использовался системный подход в изучении рукописи А. И. Стронина, показана актуальность и значимость идей субъективистов и А. И. Стронина для развития современной социологии.
Скачать PDF

Внутренний мир личности и нормы общения

Марихин Сергей Васильевич
Общение раскрывается как процесс, в который вовлечен внутренний мир личности.
Скачать PDF

Применение концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной ср

Авдиенко Геннадий Юрьевич
В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета. Приводится логическое обоснование возможности использования социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.
Скачать PDF

Факторная структура Я-концепции личности осужденных

Чернышева Е.В.
Скачать PDF

Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
В статье рассматривается «образ тела», его значение в структуре «Я концепции», связь «физического» и «социального» «Я». Исследуются особенности телесного опыта ребенка, больного детским церебральным параличом. Результаты исследования позволяют считать, что у детей, страдающих детским церебральным параличом, независимо от интеллекта, заниженная самооценка, имеется тревожность, преобладает низкое самоуважение, выраженные тенденции к регрессии и зависимости, переживание телесной неуклюжести, рассогласованности, общей физической неадекватности и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений.
Скачать PDF

Социально-профессиональная востребованность личности: к обоснованию психологической концепции

Харитонова Евгения Владимировна
В статье представлено теоретическое обоснование концепции социально-профессиональной востребованности личности, определены основные подходы к ее изучению, а также показаны основные результаты, полученные при ее апробации.
Скачать PDF

Стратометрическая концепция акмеологизации личности и социальная стратификация общества

Молодиченко Тамара Алексеевна
В статье рассматривается содержание авторской стратометрической концепции акмеологизации личности в аспекте социального развития общества, в частности, его стратификации. Рассматривается многоуровневая социальная активность личностей акме-типа в достижении вершин развития в процессе самообразования на уровнях гомеостаза, адаптации, социализации, самоактуализации. Основой развития акмеологизирующихся личностей является нравственно-смысловая парадигма.
Скачать PDF

Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке

Танасов Георгий Георгиевич
Статья посвящена взаимосвязи и взаимообусловленности феноменов «личность» и «общение». Заявленная тема рассматривается с позиций принципа «личностности», субъектного подхода и идеологии диалогизма. Принцип «личностности» акцентирует внимание на том, что феноменология и закономерности общения, его психологическая составляющая и его иные аспекты должны исследоваться с позиции личностной обусловленности, рассмотрения личности как субъекта общения, реализующего в этом специфическом виде активности значимые для личности функции и ориентированного на достижение значимых для личности целей. Используемая в статье категория «субъект» привлечена для обоснования качества и направленности активности личности (особым видом которой является общение) на изменение внешнего мира с целью поддержки внутреннего. Включение идеологии диалогизма призвано сделать акцент на необходимости контактов с Иным, с Другим для поиска и определения личностью самой себя, для обретения идентичности. В заключение сделан вывод об обусловленности развития личности процессуальными и содержательными характеристиками общения, теми ролями, которые личность принимает на себя, начиная от рождения до зрелости на продолжении всего жизненного пути человека.
Скачать PDF

Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус

Щербович Виктор Анатольевич
Выделены основные теоретические подходы по определению понятия «манипуляции». Изложены результаты исследования, направленного на изучение зависимости социометрического статуса личности в группе от ее манипулятивной направленности. Обнаружено, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма имеют высокий социометрический статус по гностическому и коммуникативному критерию.
Скачать PDF

Концепция формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этичес

Севостьянова Елена Олеговна
Цель: формирование мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий. Методы проведения работы: теоретический анализ и моделирование, тестирование, анкетирование, эксперимент, статистическая обработка полученных результатов (t критерий Стьюдента). Результаты: Разработана процессуально-содержательная развивающая программа «Страна Добра», способствующая формированию у старших дошкольников мотивационной направленности на усвоение этических понятий. Предложенная технология в ходе экспертной оценки и по результатам апробации доказала свою теоретико-методологическую обоснованность и эффективность, может быть использована в ДОУ для детей в возрасте 6-7 лет. Область применения результатов: Авторская программа, построенная на специальной технологии, позволит практикам обучать детей мотивационной направленности, моральному выбору, позитивному применению этических понятий в жизненных ситуациях.
Скачать PDF

Похожие термины: