МНОГОМЕРНОСТЬ

Найдено 1 определение:

МНОГОМЕРНОСТЬ

Концепция многомерности человека в отличие от дуалистического (одномерного, каузального) мышления, оперирующего узкими полярными категориями больной — здоровый, сома — психика, друг — враг, рассматривает человека в новом холистическом (целостном) понимании - как единое целое со своими синергическими сферами тела, души и духа.

С этой точки зрения болезнь понимается как стеснение в своем развитии изначально заданной многомерности человека, его социальных контактов, творчества, целей, духовных способностей и его переживания времени.

Признание у человека многомерных ресурсных возможностей и потребностей имеет лечебное воздействие и, наряду с принципами андрогинности, первично конструктивной агрессии и социальной энергии, образует основу принципиального терапевтического оптимизма динамической психиатрии.

Оцените определение:

Источник: Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии Под ред. В.А.Шаповаловой

Найдено научных статей по теме — 7

Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов в силовых единоборства

Рыбников Виктор Юрьевич, Бобрищев Алексей Александрович
В работе изложены теоретические основы и результаты многомерной оценки вклада пяти основных компонентов психологической готовности спортсменов в силовых единоборствах к соревновательной деятельности. С помощью регрессионного анализа и специальных математических процедур оценен вклад (задействованность) в успешность соревновательной деятельности 115 спортсменов в силовых единоборствах.
Скачать PDF

Апробация многомерной нейропсихологической методики «Комплексная фигура Рея Остеррита» на модели бол

Вассерман Людвиг Иосифович., Чередникова Татьяна Владимировна., Ершов Борис Борисович., Фоломеева Ксения Григорьевна, Чуйкова Анна Владимировна.
Дается информация о новой для отечественной диагностики многомерной методике «Комплексная фигура Рея Остеррита», ее рестандартизации и практической адаптации на модели больных фокальной эпилепсией. Подчеркивается перспективность ее применения в клинике органических поражений мозга.
Скачать PDF

Проблемы многомерности человека в социальной сфере

Кожевникова Ольга Николаевна
Скачать PDF

Психология понимания многомерного мира человека (доклад)

Знаков Виктор Владимирович
Обосновано, что понимание фактов, событий, явлений в разных реальностях строится на неодинаковых психологических основаниях. Описаны теоретические основы психологии понимания многомерного мира. Утверждается, что мир человека состоит из трех реальностей эмпирической, социокультурной и экзистенциальной. Теоретические основания психологии понимания представлены как сочетание единого и разнообразного: проанализированы сходные признаки понимания фактов, событий, ситуаций в каждой реальности и их различие, психологическое своеобразие. Каждой из трех реальностей сопоставлены традиции психологических исследований, способы, основания и типы понимания. Библиогр. 28 назв. Табл. 1.
Скачать PDF

Многомерное мышление как механизм преобразования проблемных ситуаций

Белолуцкая Анастасия Кирилловна
Статья посвящена обсуждению проблемы механизмов интеллектуального творчества. В теоретической части автор анализирует некоторые положения теории Дж. Гилфорда и ставит вопрос о том, насколько с помощью такой категории, как «гибкость мышления», возможно описать качественное своеобразие мыслительных структур, задействованных в процессе преобразования проблемных противоречивых ситуаций и ситуаций неопределенности. Делается вывод о том, что данное понятие не позволяет провести целостный анализ, так как подразумевает мысленное разделение объекта на признаки, которые по сути рядоположены. Отмечается, что продуктивное преобразование всегда сопряжено с изменением структуры ситуации, выведением ее на новый более высокий уровень сложности. Методологическим основанием работы является концепция структурно-диалектического подхода, в рамках которого вводится понятие «многомерное мышление». Подчеркивается, что оно во многом сопряжено с такими концептами, как «теоретическое обобщение» и «диалектическое мышление». В констатирующем эксперименте используется авторская методика диагностики многомерного мышления, где испытуемому предлагается описание проблемной ситуации и набор внешних факторов, которые создают или негативный, или нейтральный фон по отношению к изначальной проблеме героя предлагаемого кейса. Требуется предложить несколько вариантов решения, использовав описанные факторы таким образом, чтобы они за счет включения их в структуры другого уровня рассматривались испытуемым не как риски, а как ресурс для продуктивного преобразования. Автором выдвигаются гипотезы о наличии взаимосвязи между многомерным мышлением и гибкостью мышления, а также между многомерным мышлением и некоторыми операциями диалектического мышления. В ходе проведенного экспериментального исследования гипотезы получили эмпирическое подтверждение. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейших исследований мыслительного преобразования проблемных ситуаций.
Скачать PDF

Многомерное типологическое исследование обученности

Малышев Константин Борисович
В работе рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий уточнить имеющуюся типологию и создать соответствующую ей психодиагностическую методику измерения профиля обученности. При построении классификаций используется полнота разбиения целого и упорядоченность элементов (частей в целом), что является основанием базисного подхода к изучению психологической информации. Результат применения этого подхода построение многомерного базиса как объединения нескольких одномерных базисов. При построении типологий создаются благоприятные возможности для полного описания психологической информации об объектах (понятиях, явлениях), что является основанием целостного подхода. В том и другом случае возникает возможность измерения психологических характеристик (компонентов) в результате системного структурирования информации, то есть функциональной связанности компонентов-типов. Многомерный типологический подход имеет следующие признаки: во-первых, совокупность знания, отраженного в концепции, которое приведено в систему на основании проверенных на практике достоверных результатов; во-вторых, предлагаемый подход обладает прогностическими возможностями, так как позволяет увидеть пути дальнейшего развития личностных характеристик. Критериями концепции являются целостность, системность, базисность. В концепции были выбраны и апробированы следующие методы: подбор психологических характеристик, их обобщение, сравнение и отождествление с характеристиками базового эталона, выявление профиля изучаемого качества, свойства субъекта. Главные принципы: индуктивно-дедуктивного исследования, «правильности» разбиения множества на подмножества, полярной дихотомичности, единой полярной дихотомической симметрии, образования «мерности» в типологии, упорядоченности, типологической «всеохватности», эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической близости, гомоморфизма, операционализации понятия.
Скачать PDF

ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МНОГОМЕРНОГО ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Малышев Константин Борисович
В работе рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий уточнить имеющуюся типологию и создать соответствующую ей психодиагностическую методику измерения профиля мышления. При построении классификаций используется полнота разбиения целого и упорядоченность элементов (частей в целом), что является основанием базисного подхода к изучению психологической информации. Результатом применения этого подхода является построение многомерного базиса как объединения нескольких одномерных базисов. При построении типологий создаются благоприятные возможности полного описания психологической информации об объектах (понятиях, явлениях), что является основанием целостного подхода. В том и другом случае возникает возможность измерения психологических характеристик (компонентов) в результате системного структурирования информации, т.е. функциональной связанности компонентов-типов. Многомерный типологический подход имеет следующие признаки: во-первых, совокупность знания, отраженного в концепции, которое приведено в систему на основании проверенных на практике достоверных результатов, во-вторых, предлагаемый подход обладает прогностическими возможностями, т.к. позволяет увидеть пути дальнейшего развития личностных характеристик. Критериями концепции являются целостность, системность, базисность. В концепции были выбраны и апробированы следующие методы: подбор психологических характеристик, их обобщение, сравнение и отождествление с характеристиками базового эталона, выявление профиля изучаемого качества, свойства субъекта. Главные принципы: индуктивнодедуктивного исследования, «правильности» разбиения множества на подмножества, полярной дихотомичности, единой полярной дихотомической симметрии, образования «мерности» в типологии, упорядоченности, типологической «всеохватности», эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической близости, гомоморфизма, операционализации понятия.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!