комплексная система организации, планирования и управления всеми сторонами деловой активности предприятия, начиная от идеи создания нового товара до его реализации и послепродажного обслуживания; маркетинг предполагает изучение внутренней и внешней среды предприятия, разработку стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ, в которых заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики фирмы, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе и т.д.
МАРКЕТИНГ
МАРКЕТИНГ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
МАРКЕТИНГ
от англ. market — рынок, сбыт) — специфическая форма управления предприятием, фирмой, предполагающая при принятии управленческих решений тщательный учет процессов, происходящих на рынке. Цель М.— познать, понять, привлечь потенциальных покупателей, расширить границы рынка; создать условия постоянной адаптации производства к запросам общества, требованиям рынка; разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения,прибыли. Основные функции М.— изучение потребительского спроса, ценообразование, реклама, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, хранение и транспортирование товаров, работа с торгово-коммерческим персоналом, организация обслуживания потребителей. В результате выполнения этих функций служба М. определяет программу, объем производства, ассортимент продукции, способы ее рекламирования и стимулирования покупателей. М. является, по существу моделью хозяйственного механизма в условиях товарно-денежных отношений, т. е. обмена. Он возник на базе экономических дисциплин, в основе его лежат базовые понятия экономики (обмен, продукт, товар, потребность и др.). В то же время при проведении маркетинговой деятельности необходимо учитывать психические процессы потребителя, его психологию, мотивы его поведения. В М., как нигде полно, проявляются взаимосвязи между психологией и экономикой. Поэтому специалист по М. должен обладать также достаточно хорошими знаниями в области общей, социальной, инженерной и экономической психоло- гии. Исходя из этого для создания устойчивой модели М. необходим учет человеческого фактора при решении целого ряда вопросов. Основные их них: планирование продукции, критерии и оценка ее качества, продвижение продукции на рынке товаров, ценообразование, разработка стратегических критериев деятельности с учетом экологии, природы и культуры, организация послепродажного обслуживания и др.