Коммуникативная компетентность

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

компетентность коммуникативная (социально-психологическая)

ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличного взаимодействия.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Коммуникативная компетентность
обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
а) ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия; б) личностное свойство человека, позволяющее правильно интерпретировать внешние проявления участников общения, их взаимосвязь с внутренними явлениями (установками, мотивами, состояниями) и предпочитаемыми моделями поведения, правильно понимать людей, адекватно оценивать ситуацию социального взаимодействия и выбирать эффективные способы достижения своих целей.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Компетентность коммуникативная
лат. competens — надлежащий, способный] — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. К. к. рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Ю.М. Жуков

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Компетентность коммуникативная
сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению проблемы содержания и развития коммуникативной компетентности субъектов социального взаимодействия. Психологи бихевиористического направления связывают К. к. с расширением тезауруса поведенческих паттернов, обеспечивающих успешность в О., с освоением разл. способов и средств управления ситуацией О. и способностью формировать гибкие модели поведения в конкретных ситуациях. Когнитивная психология подчеркивает зависимость К. к. поведения от сложности когнитивной сферы субъекта, знаний в области психологии людей, собственно К. к., а также социального мышления, социального восприятия и социального воображения. В гуманистической психологии, провозглашающей в кач. главной ценности эксклюзивное в человеке, и подчеркивающей фасилитативный характер интеракций, К. к. связывается с ценностным, творческим, субъектным потенциалом участников и их способностью поддерживать открытые, развивающие межличностные отношения, обеспечивающие возможность личностного роста. Психология новой волны, ориентированная на развитие психол. потенциала человека за счет применения разнообразных глубинных психол. практик, рассматривает О. как пространство презентации и апробации субъективных моделей управления собственной активностью и активностью партнера. Здесь К. к. связывается прежде всего с развитием способности субъективного контроля, формированием позитивного образа мира, установок на успех и преуспевание, с умением конструировать позитивную реальность взаимодействия. В кач. залога К. к. рассматривается оптимизация внутр. психич. среды индивида. Компетентные отношения в О. подразумевают, что их участники в достаточной мере удовлетворены совместно опр. содержанием, мерой и формой контроля и аффилиации, а также способны и психологически готовы работать над их изменением или конструктивным прерыванием контакта. Cелман (Selman) предложил свою модель К. к. с учетом когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов. С т. зр. др. психологов наличие разнообразных коммуникативных умений и навыков расширяет возможности субъекта вступать в компетентные отношения, но не гарантирует таковые. К. к. связана не столько с высоким уровнем «коммуникативного мастерства» и блестящими результатами, сколько со способностью поддерживать отношения на желательном для субъекта уровне определенности. К. к. может рассматриваться как способность конструировать и творчески преобразовывать как ситуацию О., так и собственную внутр. и внеш. активность, направленные на позитивное экспериментирование в интерактивном пространстве. В отеч. психологии разработка проблемы К. к. в осн. велась в рамках исследований успешности совместной деятельности и эффективности социально-психол. тренинга. Л. А. Петровская рассматривала компетентность как атрибут О. в субъект-субъектной парадигме, включающий опр. уровень развития коммуникативных, социально-перцептивных и интегративных умений. В формировании К. к. поведения участвуют прежде всего смыслы, личностные ценности, глубинные побуждения, социогенные потребности и резервы знаний, умений и навыков. К. к. определяется: а) как сложная личностная характеристика, как совокупность способностей, умений, психол. знаний и коммуникативных личностных качеств, к-рая проявляется в разл. ситуациях О.; б) как система внутр. ресурсов личности, обеспечивающих построение эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного взаимодействия, предполагающая ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения (Ю. Н. Емельянов, В. И. Жуков, В. А. Лабунская, Л. А. Петровская). К. к. связана с семантизацией своего поведения для других в интерперсональном опыте жизни, обеспечивает субъекту чувство удовлетворенности собой как субъектом социального партнерства. В конечном счете, высокий уровень коммуникативной компетентности обеспечивает успешность в социуме и соответственно повышает самоуважение человека, напротив, низкая коммуникативная компетентность коррелирует с повышенной стрессоуязвимостью, фрустрированностью и тревожностью (М. Ю. Кондратьев, Г. А. Ковалев). Содержательно К. к. может быть представлена как интегративная характеристика человека, определяющая его потенциал как успешного субъекта социального взаимодействия. К. к. включает мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий компоненты. Мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности О. и цели. К когнитивному компоненту относятся социальное восприятие, воображение и мышление; социально-перцептивные гештальты, когнитивный стиль и индивидуальный уровень когнитивной сложности, а также рефлексивные, оценочные и аналитические способности. В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей (почерпнутые из художественной литературы, искусства, истории, бытийного опыта) и специальные психол. знания. В кач. личностной составляющей выступают смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности. На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения. К. к. операционализируется в успешных конструктивных актах межличностного взаимодействия; чувстве собственной компетентности; умении гибко и адекватно динамично трансформировать ситуацию О., собственную коммуникативную активность и поведение партнера. Одним из проявлений К. к. выступает ориентация на поддержку Я партнера по взаимодействию, его позитивного самоотношения. Лит.: Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Л., 1991; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989 ; Реан А. А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005; Witkin H. A. Personality through perception. N. Y., 1954. Т. Н. Щербакова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
116.18 кб

О коммуникативной компетентности

Чанышева Г.
Читать PDF
168.59 кб

Коммуникативная компетентность менеджера

Силин Анатолий Николаевич, Чупашева Екатерина Владимировна
В работе представлены результаты исследования компетенций менеджеров предприятий Севера Тюменской области с вахтовой организацией труда.
Читать PDF
1,008.07 кб

Коммуникативная компетентность преподавателя

Браун Татьяна Петровна
Степень сформированности коммуникативной компетентности преподавателя значима и влияет на продуктивность профессиональной деятельности и требует саморефлексии и самоконтроля.
Читать PDF
182.08 кб

Характеристика коммуникативной компетентности

Зотова И. Н.
Читать PDF
72.38 кб

Коммуникативная компетентность и личность врача

Эбич А. В.
Читать PDF
167.74 кб

О коммуникативной компетентности будущих врачей

Васильева Любовь Николаевна
В статье представляются результаты исследования коммуникативной компетентности будущих врачей специальностей «педиатрия» и «лечебное дело».
Читать PDF
242.23 кб

Коммуникативная компетентность будущего педагога

Пахомова Ирина Юрьевна
В статье дается характеристика понятия «Коммуникативная компетентность будущего педагога», описываются сущностные характеристики и особенности педагогического общения.
Читать PDF
428.89 кб

Коммуникативная компетентность специалиста сервиса

Гвазава В.И.
Коммуникативная компетентность специалиста как составляющая часть профессионализма представляет важнейшую часть профессионального облика.
Читать PDF
158.48 кб

Теория межкультурной коммуникативной компетентности

Почебут Л.Г.
В статье представлена теория межкультурной коммуникативной компетентности, компонентами которой являются культурологические знания, умения и навыки грамотного межкультурного общения, толерантность, сенситивность.
Читать PDF
936.97 кб

Формирование коммуникативной компетентности учителя

Шишова Е.
Читать PDF
903.93 кб

Коммуникативная компетентность в подготовке учителя

Аухадеева Л.А., Аухадеев А.Э.
Статья посвящена проблеме совершенствования образования и коммуникативной подготовки современного педагога с позиции компетентностного подхода как базовой стратегии развития общего и профессионального образования в России.
Читать PDF
229.99 кб

Коммуникативная компетентность педагогов-психологов

Попович Е.А.
В данной статье проведен анализ определений феномена коммуникативной компетентности, как необходимого профессионального качества педагога-психолога, и его компонентов в научных литературных источниках.
Читать PDF
457.74 кб

Исследование коммуникативной компетентностипедагогов

Ондар Лилия Монгун-ооловна
В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности и структуры коммуникативной компетентности личности. Приведены классификации коммуникативных умений.
Читать PDF
229.79 кб

Принципы формирования коммуникативной компетентности

Паршуков Виктор Григорьевич
Коммуникативная компетентность одна из важнейших характеристик личности и одновременно качество, обретаемое в процессе социализации. Отсюда встаёт вопрос о возможности её формирования и развития как условия эффективного общения.
Читать PDF
249.57 кб

Коммуникативная компетентность молодого преподавателя

Р. Ф. Ковтун
Коммуникативная компетентность педагога – совокупность сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю.

Похожие термины: