Межкультурно-коммуникативная компетентность (МКК) это что такое Межкультурно-коммуникативная компетентность (МКК): определение — Психология.НЭС
Межкультурная сенситивность Межкультурного взаимодействия стадии

Межкультурно-коммуникативная компетентность

Найдено 1 определение:

Межкультурно-коммуникативная компетентность (МКК)

способность осуществлять эффективную коммуникацию в межкультурных контекстах.

Оцените определение:

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru172

Найдено рефератов по теме Межкультурно-коммуникативная компетентность — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Культурная обусловленность развития межкультурной коммуникативной компетентности личности (социально

Большакова Олеся Борисовна
На сегодняшний день межкультурная коммуникативная компетентность является объектом исследования различных научных направлений, что обусловливает вариативность и разноплановость ее концепций. Это, с одной стороны, свидетельствует о значимости и актуальности данного феномена, с другой стороны, порождает некоторую несогласованность в определении ее сущности, а также факторов, детерминирующих специфику ее развития. Анализ психолого-педагогических условий формирования межкультурной коммуникативной компетентности личности сопряжен с исследованием социально-психологических факторов развития данной компетентности. Одной их ключевых категорий в этой связи выступает культура. В статье приводится анализ различных определений понятия «культура» с позиции связи с социальным взаимодействием на внутрикультурном и межкультурном уровнях. Рассмотрены вопросы соотнесения понятий «инкультурация» и «социализация», взаимосвязи инкультурации и этноцентризма. Сделан вывод о том, что культура в русле межкультурного взаимодействия представляет собой сложную многоуровневую систему, детерминирующую становление и развитие личности. Этническая культура определяется как контекст, детерминирующий специфику протекания процессов социализации и инкультурации индивида, а также их результатов.
Скачать PDF

Межкультурная коммуникативная компетентность: толерантность или ассертивность

Почебут Людмила Георгиевна
В статье представлена теория межкультурной коммуникативной компетентности. Цель статьи в выделении компонентов межкультурной коммуникативной компетентности. Компонентами компетентности являются культурологические знания и умения; адекватность в кросс-культурных контактах, толерантность, ассертивность и сенситивность. В статье проанализированы философские принципы взаимодействия между людьми, психологические основы межкультурных коммуникаций. Предложено четыре социально-психологических принципа, способствующих успеху партнеров в межкультурной коммуникации. Доказывается, что в условиях сложных современных процессов миграции в настоящее время эффективнее переходить от толерантного поведения к ассертивному, основанному на умении защищать собственные интересы, не игнорируя интересы партнеров. В результате теоретического исследования описаны социально-психологические приемы ассертивного поведения. В заключении приводятся наиболее эффективные тактики ассертивности: поиск общих интересов, отсутствие дискриминации, нацеленность на достижение своих целей, опора на нормы взаимодействия, активность и доброжелательность в общении.
Скачать PDF

Особенности межкультурной компетентности представителей различных профессиональных групп

Непочатых Е. П.
Статья посвящена исследованию межкультурной компетентности представителей профессий типа «человек-человек»: педагоговпсихологов и менеджеров. Подчеркивается, что специфика профессиональной деятельности специалистов различных профессий определяет особенности формирования межкультурной компетентности: для группы педагогов-психологов предпочтительным является развитие аффективного и адаптивно-поведенческого компонентов межкультурной компетентности (общекультурная компетентность). Для группы менеджеров предпочтительным является развитие когнитивного и адаптивно-поведенческого компонентов межкультурной компетентности (культурно-специфическая и общекультурная компетентность).
Скачать PDF

Межкультурная компетентность педагога как условие успешной социальной адаптации в современных услови

Попова Анастасия Валерьевна
В статье обоснована необходимость социальной адаптации педагогов к профессиональной деятельности в современных межкультурных условиях России, представлена модель межкультурной компетентности педагога.
Скачать PDF

Измерение уровня кросс-культурной компетентности потенциальных участников межкультурного взаимодейст

Королёва Наталья Евгеньевна
Успешное вхождение в инокультурную среду невозможно без понимания природы межэтнического взаимодействия, а также факторов, лежащих в основе межкультурной адаптации. В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования с использованием опросника самооценки А. Фантини по измерению уровня кросскультурной компетентности потенциальных участников кросс-культурных контактов.
Скачать PDF

Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива формирования межкультурной компетентно

Янчук Владимир Александрович
Показано, что социокультурно-интердетерминистский диалогический подход акцентирует внимание на обусловленном интердетерминистском характере взаимоотношений ситуативной, личностной и активностной детерминант поведения, актуализирующихся в конкретном историко-культурном контексте. Обоснована необходимость рассмотрения проблематики личности в трехмерном континууме осознаваемого-неосознаваемого-экзистенциального, позволяющего охватить все многообразие проявлений психологической феноменологии. Межкультурная компетентность рассмотрена в аспекте способности формирования разделяемых значений и переживаний на основе овладения знаниями о своеобразии языка, ценностей и норм, переживаний и поведенческих алгоритмов друг друга. Основание такого рода взаимопонимания создает диалог, предполагающий основанное на толерантности и плюрализме безусловное принятие другого, совместное расширение горизонтов, направленное на формирование и развитие согласованных и совместно пережитых значений и смыслов.
Скачать PDF

Возможности использования метафоры в формировании межкультурной компетентности

Трофимова Елена Леонидовна, Терехова Татьяна Александровна
При организации учебной и внеучебной деятельности в школе и вузе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов обозначились задачи по оптимизации взаимодействия между школьниками и студентами представителями разных национальных культур, помощи учащимся в адаптации к новой этнокультурной среде, обучении основам межэтнического сотрудничества, воспитании позитивной этнической и гражданской идентичности, формировании межкультурной компетентности. В процессе обучения именно через народные сказки можно познакомить подрастающее поколение с национальным характером, обычаями, менталитетом и культурой того или иного народа, так как благодаря метафоричности сказка без лишних нравоучений в иносказательной форме сохраняет и передает свой глубоко философский смысл для представителей разных поколений. В статье предложена авторская методическая разработка практического семинара-мастерской «Метафора как способ формирования межкультурной компетентности». Анализируются результаты, полученные при апробации данного семинара.
Скачать PDF

Профилактика этнических конфликтов среди подростков через развитие межкультурной компетентности

Аршинская Елена Леонидовна
В статье рассматриваются возможности современной школы по развитию навыков эффективного межличностного и межгруппового взаимодействия как способа профилактики этических конфликтов. На основе проведенных исследований обосновывается необходимость осуществления профилактики этнических конфликтов через развитие межкультурной компетентности подростков. Межэтнические и межнациональные конфликты рассматриваются как частный случай социального конфликта, когда конфликтующие группы сформированы по этническому основанию. Представлены результаты проведения психопрофилактической работы, направленной на развитие составляющих межкультурной компетентности, коммуникативной толерантности и умение принимать других. Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что формировать межкультурную компетентность можно посредством психопрофилактических программ, направленных на снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков и обогащение знаниями о культуре и традициях других народов. Наиболее значимые изменения отмечены в таких показателях межкультурной компетентности, как терпимость к противоположным взглядам и мнениям, способность избегать конфликтных ситуаций, понимание своеобразия разных народов.
Скачать PDF

Влияние социально-психологических особенностей на уровень межкультурной компетентности личности

Захарова Александра Михайловна, Гуриева Светлана Дзахотовна
В данной статье рассмотрены аспекты толерантности и контроль гнева как социально-психологические особенности межкультурной компетентности. Показаны результаты исследования влияния этих особенностей на уровень межкультурной компетентности на примере Иркутской области. В эксперименте приняли участие представители русской и бурятской национальностей, являющиеся коренными жителями данного региона.
Скачать PDF

Динамика межкультурной компетентности студентов вузов разной этнокультурной направленности

Непочатых Елена Павловна
В статье представлены результаты исследования динамики межэтнической компетентности студентов вузов разной этнокультурной направленности, проявляющейся в таких показателях, как: выраженность этнической идентичности, уровень этнической толерантности, длина социальной дистанции, установки на межкультурное взаимодействие (стратегии аккультурации / аккультурационные ожидания).
Скачать PDF

Особенности ценностных ориентаций межкультурной компетентности жителей Иркутской области

Захарова Александра Михайловна, Гуриева Светлана Дзахотовна
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме межкультурной компетентности. Предметом исследования является влияние ценностных ориентаций на уровень межкультурной компетентности. В связи с этим целями данного исследования будет: найти общезначимые ценности жителей Иркутской области и выявить влияние ценностных ориентаций на уровень межкультурной компетентности. Социально-психологическое исследование проводилось на основе двух методик по ценностным ориентациям методика Шалома Шварца и по межкультурной компетентности авторский опросник Захаровой А.М., Гуриевой С.Д. Мы использовали корреляционный анализ Спирмена и сравнительный анализ. Все данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 21 и Excel 2007. В ходе исследования были выявлены значимые и незначимые ценности иркутян. Также установлена взаимосвязь уровня межкультурной компетентности с такими ценностными ориентациями. Выводы исследования: для иркутян важнее всего безопасность, второе по значимости это доброта, третье традиции; незначимая ценность стимуляция, затем гедонизм и самая незначимая власть; чем выше уровень межкультурной компетентности, тем значимее для иркутян традиции, конформность, универсализм и безопасность. Практическая значимость социально-психологического исследования заключается в разработанной методики для изучения уровня межкультурной компетентности, в помощи другим людям избежать межнациональных конфликтов, более того создавать взаимовыгодные отношения не взирая на межкультурные различия.
Скачать PDF

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ФАКТОРЫ «БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ»: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Гридунова Марина Владимировна, Новикова Ирина Александровна, Шляхта Дмитрий Александрович
Рассмотрены проблемы изучения межкультурной компетентности в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделено анализу соотношения личностных особенностей и межкультурной компетентности, прежде всего, на примере индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки». Представлены результаты пилотажного эмпирического исследования связей показателей межкультурной компетентности и факторов «Большой пятерки» на выборке из 188 студентов. Для диагностики использованы «Шкала межкультурной сенситивности» (О. Е. Хухлаева, М. Ю. Чибисовой) и «Пятифакторный опросник личности» (в русской адаптации М. В. Бодунова и С. Д. Бирюкова). Полученные результаты иллюстрируют наличие значимых связей между факторами личности и межкультурной компетентностью: открытость опыту и добросовестность связаны с принятием культурных различий, экстраверсия и согласие с амбивалентностью установок по отношению к культурным различиям, согласие с тенденцией к абсолютизации культурных различий.
Скачать PDF

Похожие термины: