Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения

Найдено 1 определение:

Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Причинами плохой коммуникации могут быть: a. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; b. "предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить"). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное; c. плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; d. отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий; e. пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; f. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.; g. неверный выбор стратегии и тактики общения. Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение; 2) монологическое – диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по душам"). Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны"; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание"- полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Стратегии и тактики общения

Переверзева Кристина Геннадьевна, Жолудова Алла Николаевна
Скачать PDF

Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространств

Муравьева Ольга Ивановна
В статье анализируется проблема общения и коммуникативной компетентности на основе теоретической модели психологических пространств существования человека, разрабатываемой автором. Выдвигается положение о том, что жизнь человека «разворачивается» в четырех базовых психологических пространствах: витальном, функционально-ролевом, самоактуализационном и духовном. В каждом из них общение характеризуется своими специфическими особенностями и осуществляется при помощи определенных коммуникативных стратегий, подробная характеристика которых изложена в данной работе. Проблема коммуникативной компетентности решается как проблема выбора коммуникативной стратегии, которая бы соответствовала, была адекватной задачам того психологического пространства, которое актуализировано в каждой конкретной ситуации общения.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции

Коблов Феликс Черменович
О подготовке сотрудников полиции путем совершенствования психологической готовности к профессиональному общению, умению разрешать конфликты, повышении коммуникативной компетентности различных категорий личного состава органов внутренних дел.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции

Коблов Феликс Черменович
На практике в процессе служебной деятельности перед работниками полиции постоянно возникают задачи психологического характера, решение которых происходит в условиях острого дефицита времени, когда нужно в короткий промежуток времени распознать характер назревающего либо уже происходящего события, объективно его оценить и принять правильное решение. Решение данной проблемы автор статьи находит в подготовке сотрудников полиции путем совершенствования психологической готовности к профессиональному общению, умению разрешать конфликты, повышении коммуникативной компетентности различных категорий личного состава органов внутренних дел.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность сервисодателя как основа построения стратегий, ориентированных на кли

Королева Наталья Ивановна
Коммуникативная компетентность сервисодателя обосновывается как важнейшее условие функционирования клиентоориентированной стратегии. Анализируется уровень коммуникативной компетентности студентов – будущих менеджеров сервисной сферы, взаимосвязь уровня коммуникативной компетентности и эмоционального интеллекта, что определяет выбор стиля профессиональной деятельности (взаимодействия с клиентами).
Скачать PDF

Формирование и развитие коммуникативной компетентности, и повышение уровня общения у студентов средс

Шкиль Ирина Ефимовна
В статье рассмотрена коммуникативная компетентность личности в системе понятий социальной коммуникации. Освещена уровневая концепция общения. Описаны способы измерений коммуникативной компетентности участников тренинга. Приведены результаты проведения тренингов с применением арт-технологий.
Скачать PDF

Уровни общения и основные коммуникативные стратегии

Муравьева Ольга Ивановна
Проводится теоретический анализ «уровневых» моделей общения и взаимодействия, предложенных в психологии, выделяются инвариантные признаки для различения уровней и видов общения, предлагается интегральная модель уровней общения, описываются основные коммуникативные стратегии и коммуникативные паттерны.
Скачать PDF

НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ ПРИ ДЕФОРМАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Субботина Лариса Юрьевна, Чихачев Максим Витальевич
Цель статьи показать, что недостаточное развитие коммуникативной компетентности неизбежно приведет к снижению эффективности общения. Коммуникативная компетентность это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица. На основе проведенного анализа теоретических подходов к изучаемой проблеме можно утверждать, что на развитие и проявление коммуникативной компетентности оказывает влияние широкий спектр различных факторов: черты характера (конфликтность, общительность, эмпатия), мотивационные тенденции (избегания конфликта сотрудничества подавления; направленность на людей, на дело, на себя; продуктивная или прагматическая направленность и др.). В работе показана необходимость специально формировать коммуникативную компетентность с целью оптимизации процесса адаптации. Однако существуют барьеры для эффективной коммуникации. Эти барьеры обуславливают феномен «затрудненного общения». В статье проведен анализ взаимосвязи коммуникативной компетентности и затрудненного общения. Детально раскрыты барьеры общения и направленность их влияния на коммуникативную компетентность. Рассмотрены особенности влияния темперамента на эффективность общения между людьми.
Скачать PDF

Социально-психологическое понятие о компетентном общении: сущностные характеристики

Пугачевский О.О.
Скачать PDF

Особенности делового общения руководителей с различными копинг-стратегиями

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье обобщены результаты эмпирических исследований взаимосвязи совладающего поведения с различными параметрами делового общения руководителей; описаны модели коммуникативной деятельности менеджеров, предпочитающих различные копинг-стратегии в стрессовых ситуациях.
Скачать PDF

К построению модели тактики дискурсивного воздействия в межличностном общении в семье

Гребенщикова Таисия Александровна
Актуальность исследования определяется возрастающим интересом общества к вопросам эффективного общения. Тактика воздействия рассматриваются в рамках изучения интенциональных оснований речевой коммуникации. Предлагается модель дискурсивной тактики воздействия, на примере конкретного диалога рассматривается ее формирование.
Скачать PDF

Стратегии и тактики психотерапевтического дискурса

Сумина Наталья Владимировна
Статья посвящена описанию стратегий и тактик психотерапевтического дискурса на материале романа И. Ялома «Шопенгауэр как лекарство». Новизна статьи определяется обращением к анализу нового типа дискурса -психотерапевтического. Сформулирована стратегическая цель психотерапевтического дискурса и «его хозяина» психотерапевта: быть эффективным в налаживании значимых личностных взаимоотношений клиентов. В связи с субъективным характером данного типа дискурса психотерапевтом пробуются различные приемы и тактики. Данная особенность этого типа общения определяется как «слепая тактика» или «эмпирические блуждания». Описываются стратегии, используемые клиентами психотерапевтического дискурса, в частности, ретроспективная стратегия. Анализируются денотативные и коннотативные значения текста клиентов психотерапевта. Вскрываются особенности психологического поведения участников психотерапевтического взаимодействия: его амбивалентный характер (желание рассказать и в то же время желание скрыть личную информацию), использование генерализаций как психологических защит. Особое внимание уделяется описанию тактик, используемых психотерапевтом: директивные указания, отказ от генерализаций, использование механизма рефлексии. Рефлексия рассматривается как остановка в текучем потоке создания текстов (и денотативных и коннотативных смыслов). Подчёркивается важность контекста «здесь и сейчас», остановки во времени, когда участникам дискурса удается проникнуть за денотативные значения текста в его подтекст -коннотативные смыслы. Сформулированы основные выводы: использование психотерапевтом кооперативных коммуникативных стратегий и тактик. Коммуникативное поведение психотерапевта определяется единой стратегической целью быть эффективным целителем.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: