Selfobjects). В теории Кохута - отражающие и идеализируемые люди, которых ребенок считает продолжением самого себя. Со временем две эти функции интернализуются и образуют базис двухполюсного "я".
Я-объекты
Я-объекты
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Я ОБЪЕКТ
OBJECT/SELF)
Понятие, центральное в теориях Хайнца Кохута, которое используется в качестве функциональной составляющей самого себя, придавая устойчивость фрагментирующему потенциалу стимуляции или аффекта.
Понятие, центральное в теориях Хайнца Кохута, которое используется в качестве функциональной составляющей самого себя, придавая устойчивость фрагментирующему потенциалу стимуляции или аффекта.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Я-объекты
selfobjects) - это отражающие и идеализируемые люди, к-рых ребенок считает продолжением самого себя. До Х. Кохута нарциссизм (при к-ром человек подобно мифическому Нарциссу, любовавшемуся своим отражением в лесном озере, рассматривает свое тело и свою индивидуальность в кач. центра мироздания и единственного критерия ценности) считался патологическим состоянием. Автор одного из направлений психоаналитической школы, называемого «Я-психология», стал считать такое состояние личности аберрацией (искажением) в сущности норм. процесса, поскольку в соответствии с его взглядами прохождение через период нарциссизма это необходимый и здоровый этап взросления. Норм. нарциссизм, образующий ядро Я, сопровождают 2 нарциссических процесса: 1) отражение (mirroring), при к-ром младенец смотрит на мать и видит свое Я, отраженное в ее радостном взгляде (ребенок чувствует всю свою самоценность); 2) идеализация (idealization) - начинается с узнавания ребенком своего родителя или др. любимого человека, на к-рого он проецирует такие качества собственного Я, как доброта, совершенство, всесилие, значимость и др. В объектных отношениях отражения и идеализации ребенок узнает свое Я с помощью др. человека. Со временем ребенок интернализует отношения с я-объектами т. о., что может осуществлять операции отражения и идеализации внутри себя, в результате чего образуется базис двухполюсного Я. Эти 2 полюса составляют ядро здорового Я и генерируют прочувственные устремления и идеалы, к-рые обеспечивают чувство цели и смысла. Если один полюс функционирует нормально, то дефекты др. полюса могут быть исправлены позже. Если ущербны оба полюса, то из-за отсутствия внутр. структуры Я, способной обеспечить чувство самоценности, могут возникнуть такие симптомы как: чувство нереальности, опустошенности и бессмысленности происходящего. В этом случае для оказания помощи необходимо глубокое эмпатическое понимание со стороны другого. Лит.: Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Психоаналитические теории личности. Зигмунд Фрейд и постфрейдисты. СПб., 2007; Kohut H. The restoration of theself. New York: International Universities Press. 1977. Н. Д. Творогова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011