embryo). Происходит от греческого слова, определяемого как «выпуклость», «опухоль».
ЭМБРИОН
Эмбрион
(embryo) — название формирующегося организма в пренатальном периоде, начиная приблизительно с 3-8-й недели после зачатия, когда происходит имплантация бластоциста в стенку матки.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
ЭМБРИОН
embryo) - живой организм на ранней стадии своего развития. У человека данный термин применяется по отношению к организму, находящемуся в матке и развивающемуся в ней в течение первых восьми недель беременности; за это время формируются все его основные органы (см. рис.). Для сравнения: Плод. - Эмбриональный (embryonic).
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
ЭМБРИОН
биологически применительно к человеку — стадия развития от имплантации в матке (7 дней после оплодотворения) до завершения органогенеза (54–60 дней); условно стадия завершается через 8 нед. после зачатия и через 10 нед. после последнего менструального цикла. Различия понятий Э. и плод важны в юриспруденции и перинатальной эпидемиологии.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
Эмбрион
греч. embryon – зародыш) – название внутриутробно развивающегося ребенка в период с 17 по 90 день беременности. В это время, согласно жесткому и генетически детерминированному графику, происходит закладка практически всех внутренних и внешних органов тела. Нарушения развития на этой стадии называют эмбриопатией, которая проявляется дисгенетическими признаками, пороками строения внутренних органов и/или их дисфункцией, в значительной части случаев также умственной отсталостью.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЭМБРИОН
Вообще – организм на самых ранних стадиях пренатального развития. У млекопитающих это организм до того, как разовьется физическое подобие его зрелой форме. У вида Homo sapiens это организм во время периода, длящегося приблизительно шесть недель, в течение которого дифференцируются внутренние и внешние органы. Эмбриональный период следует за зародышевым, который продолжается приблизительно две недели, в течение этого времени оплодотворенная яйцеклетка увеличивается и превращается в полую сферу, размером приблизительно в 5 мм. После эмбриональной стадии используется термин плод.
ЭМБРИОН
/греч. embryon/, то же, что зародыш человека и животных.
«…человеческий эмбрион проходит в своем развитии и рыб, и свиней, и медведей, и обезьян.» В. Конецкий. Начало конца комедии.
Эмбриональный (-ая; -ое) – присущий или свойственный Э.
«…своеобразная разновидность гормонов, призванная регулировать эмбриональное развитие.» А. Белкин. Третий пол.
Эмбриогенез / от греч. embryon – зародыш и …генез/ (зародышевое развитие; эмбриональное развитие) – процесс образования и развития органов организма во внутриутробный период.
«Зато Павел Алексеевич знал прекрасные работы Гансовского по эмбриогенезу мозга…» Л. Улицкая. Казус Кукоцкого.
«…человеческий эмбрион проходит в своем развитии и рыб, и свиней, и медведей, и обезьян.» В. Конецкий. Начало конца комедии.
Эмбриональный (-ая; -ое) – присущий или свойственный Э.
«…своеобразная разновидность гормонов, призванная регулировать эмбриональное развитие.» А. Белкин. Третий пол.
Эмбриогенез / от греч. embryon – зародыш и …генез/ (зародышевое развитие; эмбриональное развитие) – процесс образования и развития органов организма во внутриутробный период.
«Зато Павел Алексеевич знал прекрасные работы Гансовского по эмбриогенезу мозга…» Л. Улицкая. Казус Кукоцкого.
Источник: Словарь доктора либидо
Эмбрион
(от греч. embryon – биол. зародыш) – организм животного, человека в ранний период развития (до выхода из яйца или материнского организма). Эмбрион человека – зародыш человека на стадии развития до восьми недель – такое определение дано в Федеральном законе от 20 мая 2002 г.
№ 54‑ФЗ «О временном запрете на клонирование человека».
При вмешательстве в репродуктивные процессы с помощью оплодотворения in vitro человек получил возможность вмешиваться в человеческую жизнь и влиять на нее на начальных стадиях развития. По поводу правового статуса эмбриона и защиты его прав существует несколько точек зрения. Эмбрион можно рассматривать как часть тела женщины и самостоятельный субъект. В случае ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), когда эмбрион получают в лаборатории путем оплодотворения женской яйцеклетки мужским сперматозоидом, эмбрион развивается вне тела женщины, и его легко можно рассматривать как самостоятельное человеческое существо. Даже находящийся в теле женщины эмбрион нужно рассматривать как субъект со своей неповторимой биологической структурой, особенно в тех случаях, когда эмбрион находится в теле суррогатной матери.
Некоторые авторы считают некорректным отождествление понятий «человек» и «эмбрион». «Человеческий эмбрион обладает особым онтологическим статусом: он – потенциальный человек. Его природа преимущественно биологическая, авсоциальном отношении – это пока объект…» (См. Введение в биоэтику: учебное пособие – М.: Прогресс‑Традиция, 1998. – С. 210).
«Объект – это то, что противостоит субъекту, та сфера бытия, на которую направлена практическая и познавательная деятельность субъекта, выступающего носителем действия и знания». (Губанов Н. И. Философия: учебное пособие. – Тюмень: Академия, 2003. – С. 192). Так, с философской точки зрения можно рассматривать эмбрион в качестве объекта.
С правовой точки зрения эмбрион следует рассматривать только как субъект – носителя прав, к которым прежде всего относится право на жизнь, защиту здоровья, защиту от исследований, здоровую окружающую среду и пр. Проблема правового статуса эмбриона включает в себя два глобальных вопроса: когда же все‑таки зарождается жизнь, и в какой момент развития понятия «оплодотворенная яйцеклетка», «зародыш», «ооцит», «плод», «эмбрион» можно отождествлять с понятием «человек»?
Вопрос зарождения жизни на протяжении человеческой истории постоянно пересматривается в зависимости от продвижения научной мысли. Физиология относила начало жизни к функционированию той или иной системы жизнедеятельности, например сердцебиения или мозговой деятельности. Микрогенетика связывает начало жизни человека как биологического индивидуума с моментом оплодотворения яйцеклетки, когда формируется индивидуальный набор генов; генетика и эмбриология – с моментом слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. Именно этот генетический набор определит способность человека обучаться, запоминать, впитывать новую информацию, обеспечит мыслительный процесс. Гениальность человека, творческие способности проявляются при определенных условиях (иногда самых неблагоприятных), но они изначально «запрограммированы» в его генетическом коде. См. Генная инженерия.
Если кто‑то или что‑то (экология, стресс, травма) в самом начале зарождения жизни окажет негативное влияние на формирование генетического материала у зародыша, то это может повлечь нарушение в становлении физиологических систем, нарушит биологическую структуру организма, человек родится больным, ослабленным, нежизнеспособным.
Таким образом, уважение человеческого достоинства должно распространяться и на эмбрион, и на зародыш.
Следует на законодательном уровне жестко ограничить проведение исследований на эмбрионах in vitro, обеспечить их надежную защиту. Создание эмбрионов человека для целей исследования должно быть запрещено.
См. Дополнительный Протокол к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ (Париж, 12 января 1998 г.) ETS № 168.
Согласно вышеуказанному документу инструментальный подход к человеческому существу в форме преднамеренного создания генетически идентичных существ противоречит представлениям о достоинстве человека и, в силу этого, представляет собой недобросовестное применение достижений биологии и медицины. Подобная преднамеренная биомедицинская практика может повлечь для всех заинтересованных лиц серьезные проблемы медицинского, психологического и социального характера. Данный документ предлагает странам‑участникам принять следующее:
1. Запретить любое вмешательство в создание человеческого существа, генетически идентичного другому человеческому существу, живому или умершему.
2. Термин «человеческое существо, генетически идентичное другому человеческому существу», означает человеческое существо, имеющее с другим человеческим существом тождественный набор генов ядра.
См. также Клонирование.
№ 54‑ФЗ «О временном запрете на клонирование человека».
При вмешательстве в репродуктивные процессы с помощью оплодотворения in vitro человек получил возможность вмешиваться в человеческую жизнь и влиять на нее на начальных стадиях развития. По поводу правового статуса эмбриона и защиты его прав существует несколько точек зрения. Эмбрион можно рассматривать как часть тела женщины и самостоятельный субъект. В случае ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), когда эмбрион получают в лаборатории путем оплодотворения женской яйцеклетки мужским сперматозоидом, эмбрион развивается вне тела женщины, и его легко можно рассматривать как самостоятельное человеческое существо. Даже находящийся в теле женщины эмбрион нужно рассматривать как субъект со своей неповторимой биологической структурой, особенно в тех случаях, когда эмбрион находится в теле суррогатной матери.
Некоторые авторы считают некорректным отождествление понятий «человек» и «эмбрион». «Человеческий эмбрион обладает особым онтологическим статусом: он – потенциальный человек. Его природа преимущественно биологическая, авсоциальном отношении – это пока объект…» (См. Введение в биоэтику: учебное пособие – М.: Прогресс‑Традиция, 1998. – С. 210).
«Объект – это то, что противостоит субъекту, та сфера бытия, на которую направлена практическая и познавательная деятельность субъекта, выступающего носителем действия и знания». (Губанов Н. И. Философия: учебное пособие. – Тюмень: Академия, 2003. – С. 192). Так, с философской точки зрения можно рассматривать эмбрион в качестве объекта.
С правовой точки зрения эмбрион следует рассматривать только как субъект – носителя прав, к которым прежде всего относится право на жизнь, защиту здоровья, защиту от исследований, здоровую окружающую среду и пр. Проблема правового статуса эмбриона включает в себя два глобальных вопроса: когда же все‑таки зарождается жизнь, и в какой момент развития понятия «оплодотворенная яйцеклетка», «зародыш», «ооцит», «плод», «эмбрион» можно отождествлять с понятием «человек»?
Вопрос зарождения жизни на протяжении человеческой истории постоянно пересматривается в зависимости от продвижения научной мысли. Физиология относила начало жизни к функционированию той или иной системы жизнедеятельности, например сердцебиения или мозговой деятельности. Микрогенетика связывает начало жизни человека как биологического индивидуума с моментом оплодотворения яйцеклетки, когда формируется индивидуальный набор генов; генетика и эмбриология – с моментом слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. Именно этот генетический набор определит способность человека обучаться, запоминать, впитывать новую информацию, обеспечит мыслительный процесс. Гениальность человека, творческие способности проявляются при определенных условиях (иногда самых неблагоприятных), но они изначально «запрограммированы» в его генетическом коде. См. Генная инженерия.
Если кто‑то или что‑то (экология, стресс, травма) в самом начале зарождения жизни окажет негативное влияние на формирование генетического материала у зародыша, то это может повлечь нарушение в становлении физиологических систем, нарушит биологическую структуру организма, человек родится больным, ослабленным, нежизнеспособным.
Таким образом, уважение человеческого достоинства должно распространяться и на эмбрион, и на зародыш.
Следует на законодательном уровне жестко ограничить проведение исследований на эмбрионах in vitro, обеспечить их надежную защиту. Создание эмбрионов человека для целей исследования должно быть запрещено.
См. Дополнительный Протокол к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ (Париж, 12 января 1998 г.) ETS № 168.
Согласно вышеуказанному документу инструментальный подход к человеческому существу в форме преднамеренного создания генетически идентичных существ противоречит представлениям о достоинстве человека и, в силу этого, представляет собой недобросовестное применение достижений биологии и медицины. Подобная преднамеренная биомедицинская практика может повлечь для всех заинтересованных лиц серьезные проблемы медицинского, психологического и социального характера. Данный документ предлагает странам‑участникам принять следующее:
1. Запретить любое вмешательство в создание человеческого существа, генетически идентичного другому человеческому существу, живому или умершему.
2. Термин «человеческое существо, генетически идентичное другому человеческому существу», означает человеческое существо, имеющее с другим человеческим существом тождественный набор генов ядра.
См. также Клонирование.