ЭКОЛОГИЯ
Экология
наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и окружающей средой, а также между живыми организмами растительного и животного мира. См. Экологическая медицина.
Источник: Экологическая медицина.
ЭКОЛОГИЯ
наука о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой. Экология человека (human ecology) — наука о влиянии экологических факторов (включая социальные и поведенческие факторы) на группу людей.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
Экология
(от греч. oikos — «дом, родина», logos — «учение») — комплексная дисциплина, изучающая общие закономерности взаимосвязи биосферы и человека, биологические аспекты взаимоотношения человеческих индивидов и популяций с окружающей их природной и социальной средой.
Экология
забота о целостности взаимосвязей между существом и окружающей средой. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями. Динамическое равновесие элементов в системе.
Источник: Небольшой словарик терминов НЛП. 2004
Экология
Ecology). Вопрос, касающийся общей связи между иде¬ями, навыками, реакциями и более крупной системой (или сре¬дой). Внутренняя экология: общая связь между человеком и мыслями, стратегиями, моделями поведения, способностями, ценностями и убеждениями. Динамический баланс элементов в системе.
Экология
(греч. oikos дом, родина + -логия) — наука, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой. Экологическое изучение условных рефлексов предполагает учет влияния условий жизни животного на особенности его ВНД. Н.А.Рожанский выделял группу экологических рефлексов, напр., исследовательский, миграционный.
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
Экология
греч. oikos – дом, родина; logos – слово, понятие, учение) - 1. в широком смысле - изучение весьма сложных и остающихся во многом недостаточно изученными взаимосвязей между организмами и средой их обитания, а также между различными биологическими видами, включая человека; 2. в теории К.Левина – изучение психологических факторов, влияющих на жизненное пространство личности.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЭКОЛОГИЯ
1. В общем смысле наука об отношениях между живыми организмами и окружающей их средой. Также исследования, проводимые в рамках этой науки. Э. в этом ее понимании включает ряд подразделов: Э. растений, Э. животных, Э. человека. 2. В теории К. Левина-исследование психологических факторов, которые вносят вклад в жизненное пространство человека. Иногда в качестве синонима к понятию Э. используется термин «биономика». См. Левин Курт, пространство жизненное, экология поведенческая, экология социальная, экология человека.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Экология
(Oecologia) (от греч. oikos - дом, жилье и logos - наука, учение). Область биологии, занимающаяся отношением организм - среда, в т. ч. влиянием внешних условий (в самом широком смысле) на частоту и распространенность заболеваний, включая психические болезни. В последние годы во всех странах придается большое значение внешним условиям (начиная с географически-климатических факторов и кончая интерперсональными отношениями) в связи с частотой, формированием психопатологической картины и течением некоторых психических заболеваний. Опознавание внешних условий дает возможность вырабатывать в широком плане профилактические меры, а также правильно проводить лечение.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ЭКОЛОГИЯ
1. В широком смысле, изучение связи между организмами и их средами. Эта дисциплина занимается сложными взаимосвязям различных растений и животных друг с другом и с физической средой их обитания. В этой области есть отдельные отрасли, имеющие дело с экологией растений, экологией животных и экологией человека. 2. В теории К. Левина – изучение тех психологических факторов, которые оказывают влияние на жизненное пространство личности. Этот термин также имеет ряд специализированных способов употребления, отражающих одно из двух основных значений, которые уточняются в составных формах; некоторые из них приводятся ниже, а другие можно найти после термина экологический. Также следует отметить, что некоторые авторы употребляют термин биономика в качестве общего синонима.
ЭКОЛОГИЯ
наука о закономерностях связи живых организмов с окружающей средой. Э. – комплексная наука, она использует методы таких наук, как биология, физиология, психология, социология. Главным понятием Э. является понятие экосистемы, которое обозначает свойственную определенным условиям физической среды совокупность растений и животных, устойчиво связанных между собой. Вследствие длительной эволюции на Земле сложилась такая экосистема, которая находится в динамическом равновесии с географической средой и сама является важным детерминантом экологического равновесия. Дальнейшее развитие человечества потребует общих согласованных действий как единого целого, общепланетных планов и решений. В противном случае может наступить экологическая катастрофа. Интересный материал об угрожающей экологической обстановке на Земле представлен в книге итальянского автора Орацио Валенти «Куда идет человечество? Если будешь так продолжать, от тебя не останется даже воспоминания».
ЭКОЛОГИЯ
ЭКАЛОГІЯ / ECOLOGY– наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Термин впервые предложил немецкий биолог Э. Геккель (1834–1919) в 1866 г. Как самостоятельная наука Э. сформировалась в начале XX в. В это время формируется методологический и категориальный аппарат науки: В. И. Вернадский (1922–1923) создает фундаментальное учение о биосфере, А. Тенсли (1935) вводит понятие «экосистема», В. Я. Сукачев (1940) разрабатывает представление о биогеоценозе. Э.– комплексная наука, она использует методы таких наук, как биология, физиология, психология, социология. В настоящее время сложился ряд разделов Э.: аут экология– изучает взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде); демэкология– исследует взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой; синэкология– изучает функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами. Предметом Э. являются системы высокого уровня организации: популяция (группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию); экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания; биосфера (область распространения жизни на Земле). Вследствие длительной эволюции на Земле сложилась такая экосистема, которая находится в динамическом равновесии с географической средой и сама является важным детерминантом экологического равновесия. Дальнейшее развитие человечества потребует общих согласованных действий как единого целого, общепланетных планов и решений. В последние годы Э. в обыденном сознании часто ассоциируется с вопросами охраны окружающей среды (что не совсем верно), что вызвано обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты. Это привело к «экологизации»– необходимости учета законов и требований Э. во всех науках и во всей человеческой деятельности. Современная Э. представляет собой комплекс научных дисциплин. Базовой является общая Э., изучающая основные закономерности взаимоотношений организмов и условий среды. Теоретическая Э. исследует общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы. Также можно выделить ряд прикладных направлений Э.: Э. биосферы, промышленная Э., сельскохозяйственная Э., геоэкология, математическая Э., экономическая Э., социальная Э., Э. человека, минтетическая эволюционная Э. и др.О. Н. Слоботчиков
ЭКОЛОГИЯ
(от греч. oikos дом, место обитания + logos учение) — наука о закономерностях формирования и функционирования биологических систем и их взаимоотношениях с окружающей средой. До середины ХХ в. термин «экология» трактовался однозначно в том виде, который предложил в 1866 г. Геккель, то есть как «общая наука об отношениях организмов к окружающей среде». Экология рассматривалась как сугубо биологическая наука об организации и функционировании надорганизменных систем различных уровней: популяций, биоценозов, биогеоценозов и биосферы. В последующем из-за резкого ухудшения состояния окружающей среды интерес к экологии возрос, и одновременно появилось ее более широкое толкование. В качестве важнейшего раздела экологии стали рассматривать экологию человека (демоэкологию, антропоэкологию — науку, направленную на познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными и бытовыми факторами). Каждая общность людей взаимодействует с населением, частью которого она является (население города — часть населения региона, население региона — часть населения страны и т. д.), с природными, социально-экономическими и производственными условиями. Все усиливающееся влияние на человека оказывает загрязнение и деградация окружающей среды. При этом все элементы внешнего для человеческой общности окружения в свою очередь взаимодействуют между собой. Изменения отдельных элементов и всей совокупности факторов внешней среды приводят к изменению основных свойств общности людей — уровня здоровья, демографического поведения, уровня культуры, предпочтений, отдаваемых тем или иным профессиональным занятиям, уровня образования. «Экологизация» общественного сознания и современной науки привела к появлению целого ряда соответствующих научных направлений, в том числе геохимической экологии, радиационной экологии, экологии болезней, экологогигиенических исследований. Совокупность медицинских направлений экологии человека сближается с географией медицинской. Различия между ними — четкаярегионализация медико-географических исследований, наличие территориальных особенностей при изучении каждой медико-географической ситуации. Экологические исследования могут охватывать группы людей и вне связи с территорией, например, рабочих определенного цеха или экипаж космического корабля. И экология, и медицинская география связаны с охраной окружающей среды — системой мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека. Важнейшими факторами окружающей среды являются атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. Охрана окружающей среды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.
Экология
состояние окружающей природной среды, взаимодействие и влияние на природу естественных факторов или человека.
Большую роль в жизни общества играет экологическое образование – целенаправленный процесс обучения, самообразования, накопления опыта, воспитания и развития личности, направленный на формирование ее ценностных ориентаций, поведенческих правил и норм, получение специальных знаний и приобретение опыта по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, реализуемых в экологически продуктивной и безопасной деятельности.
В целях формирования основ экологической культуры населения и предотвращения опасных и чрезвычайных экологических ситуаций надлежит шире использовать экологическое просвещение – распространение экологических знаний и информации о состоянии окружающей среды, опыта ее благоустройства и оздоровления.
Наследуемые и непрерывно формируемые знания и опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующие здоровому образу жизни, устойчивому социально‑экономическому развитию и экологическому благополучию населения, входят в понятие экологической культуры населения.
В последние годы широко используется экологический туризм как форма активного отдыха и оздоровления людей в природной среде путем использования пешеходных, конных и водных маршрутов, детских, спортивных, туристических баз, лагерей, комплексов и других форм экологически полезного взаимодействия человека и природы.
Особую важность представляет информирование населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей. Ключевая роль в указанной сфере принадлежит Основам законодательства об охране здоровья граждан (ст. 19), которые предусматривают, что местная администрация обязана предоставлять соответствующую информацию через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам.
Подобный механизм предусмотрен Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и конкретизирован в Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В дополнение к этому МЧС РФ утвердило инструкцию, согласно которой определяются сроки и формы представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В отношении информирования населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей, важную роль играет Федеральный закон «О санитарно‑эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому предполагается осуществление ряда мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, о состоянии среды обитания и проводимых профилактических мероприятиях.
См. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060‑I «Об охране окружающей природной среды».
Большую роль в жизни общества играет экологическое образование – целенаправленный процесс обучения, самообразования, накопления опыта, воспитания и развития личности, направленный на формирование ее ценностных ориентаций, поведенческих правил и норм, получение специальных знаний и приобретение опыта по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, реализуемых в экологически продуктивной и безопасной деятельности.
В целях формирования основ экологической культуры населения и предотвращения опасных и чрезвычайных экологических ситуаций надлежит шире использовать экологическое просвещение – распространение экологических знаний и информации о состоянии окружающей среды, опыта ее благоустройства и оздоровления.
Наследуемые и непрерывно формируемые знания и опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующие здоровому образу жизни, устойчивому социально‑экономическому развитию и экологическому благополучию населения, входят в понятие экологической культуры населения.
В последние годы широко используется экологический туризм как форма активного отдыха и оздоровления людей в природной среде путем использования пешеходных, конных и водных маршрутов, детских, спортивных, туристических баз, лагерей, комплексов и других форм экологически полезного взаимодействия человека и природы.
Особую важность представляет информирование населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей. Ключевая роль в указанной сфере принадлежит Основам законодательства об охране здоровья граждан (ст. 19), которые предусматривают, что местная администрация обязана предоставлять соответствующую информацию через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам.
Подобный механизм предусмотрен Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и конкретизирован в Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В дополнение к этому МЧС РФ утвердило инструкцию, согласно которой определяются сроки и формы представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В отношении информирования населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей, важную роль играет Федеральный закон «О санитарно‑эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому предполагается осуществление ряда мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, о состоянии среды обитания и проводимых профилактических мероприятиях.
См. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060‑I «Об охране окружающей природной среды».