Экологическая психология

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Термин, иногда употребляемый для обозначения подхода в психологии, который разрабатывается на основе теории непосредственного восприятия Гибсона.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Экологическая психология
Словообразование. Происходит от греч. оikоs - дом, родина и psyche - душа + logos - учение.
Автор. Одним из основателей является Дж.Брунер.
Категория. Психологическое направление.
Специфика. Рассматривает психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Постулируется наличие причинной связи не линейного характера, а системного (сетевого). В соответствии с этим считается, что новые знания усваиваются не сами по себе, а в контексте события их социального усвоения.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Экологическая психология
направление исследований процессов восприятия с позиции теории Гибсона, согласно которой восприятие есть отражение непосредственного сенсорного опыта, не связанного с другими когнитивными процессами и не дополненного никакими заранее готовыми выводами. Теория Гибсона имеет мало сторонников, поскольку общепризнано, что восприятие является весьма сложно устроенной формой познавательной деятельности человека, в которой обязательное участие принимают память, мышление и другие психологические функции, а также сфера бессознательного.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(психология среды) – междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимопонимания человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социальногуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Исследования в области Э. п. приобрели в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса и последствий Чернобыльской аварии, что выдвигает на первый план такие проблемы: исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей среды и выделения значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития; выявление мотивации экологического поведения, раскрывающей причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся воспрепятствовать этому процессу; анализ закономерностей психических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.); разработка психологических средств пропаганды, ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе. Впервые термин «экология» ввел в 1966 г. немецкий биолог Эрнст Геккель. Это наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания. Задача экологии – искать и предлагать такие способы воздействия на окружающую среду, которые не только предотвратили бы катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить условия развития человека и всего живого на Земле.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. ecological psychology).
1. Название подхода к исследованию восприятия и поведения, который развивал амер. психолог Джеймс Гибсон (1904-1980). Син. экологическая оптика.
2. Практически любое психологическое исследование можно представить как изучение влияния на поведение и психику тех или иных факторов среды (от космических, климатических, метеорологических, пространственно-географических до беспредельно разнообразных социокультурных). С этой т. зр. вся психология может считаться экологической. Тем не менее в последние десятилетия наблюдается стремление к институционализации Э. п. как самостоятельной отрасли. Предлагаемые перечни проблем этой отрасли поражают г. о. своей необъятностью и всеядностью. Син. психология среды. Как одно из направлений Э. п., но только с более конкретными границами и задачами, можно рассматривать поведенческую географию.
3. Один из учеников К. Левина амер. психолог Роджер Баркер, начиная с 1947 г. проводил исследования по Э. п. Главное внимание в них уделялось тщательной регистрации (фиксации) повседневного поведения людей (включая и детей). Итоги большого цикла исследований подведены в книге: Barker R. G., Wright H. F. Ecological Psychology (1968). Теоретическая программа и методология этих исследований в значительной мере совпадает с теми, которые развиваются в рамках междисциплинарной этологии человека. Как и в классической зоологической этологии, в них подчеркивается, что поведение невозможно объяснить вне связей с окружающей средой; поэтому последняя так же выступает равноправным объектом психологического анализа; основным методом исследования считается наблюдение и беспристрастное описание событий; предмет исследований - взаимоотношения человека и среды, взятых в их естественном виде, т. е. без к.-л. вмешательства со стороны исследователя. В тесном родстве с этими направлениями находится и проксемика (пространственная психология). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
психология среды) - недавно появившаяся междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека и среды внешней - пространственно-географической, социальной, культурной - органично включенной в жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и взаимодействия социального. Занимается изучением самых эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах деятельности людей. Особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения среды токсическими веществами и накоплению отбросов.
Она находится на стыке психологии и экологии социальной как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношений человека и среды внешней. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие среды - архитектурной, производственной (-> эргономика), рекреационной (жилище) и прочих, она накопила ценный фактический материал, хотя еще не обрела цельной теоретической структуры.
Исследования в области психологии экологической приобрели особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из кризиса экологического, что выдвинуло на первый план такие проблемы:
1) исследование сознания экологического путем выявления особенностей восприятия человеком среды и выделение значимых для него факторов ее неблагоприятного развития;
2) выявление мотивации поведения экологического, раскрывающее причины поступков и лиц, как ответственных за нанесение ущерба среде, так и стремящихся любыми способами воспрепятствовать этому;
3) анализ закономерностей психологических последствий кризиса экологического - нарушения здоровья психического, рост преступности, сдвиги демографические и пр.;
4) разработка психологических средств пропаганды (-> психология пропаганды), направленной на формирование представлений, адекватных обстановке экологической.
Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, воздействующих на среду внешнюю, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Экологическая психология
ecological psychology) Экологический подход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуума рассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к-ром они совершаются, включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. в области Э. п., ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту. Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа яв-ся поведенческий сеттинг (behavior setting), под к-рым понимается ограниченная соц. и физ. система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Каждый поведенческий сеттинг предполагает типичных участников, имеет свой диапазон нормативных действий и включает разнообразные (созданные чел.) материальные объекты, направляющие поток поведения. Большая часть работ Баркера и его коллег посвящена созданию всесторонних описаний поведенческих сеттингов. В отличие от исследователей, работавших в др. областях психол. науки, они практически не использовали такие средства измерения, как опросники или схемы интервью, к-рые могли внести существенные искажения в изучаемые сеттинги. Метод Баркера был по своей природе преим. этнографическим: он включал трудоемкие и продолжительные прямые наблюдения над ситуациями и специфическими формами поведения и составление описаний образцов (specimen records) поведения. Область интересов наблюдателей включала неоднородный демографический состав участников сеттинга, характер выполняемой им функции или программы, его временные и пространственные границы, а тж родовые типы возникающего в данном сеттинге поведения. Однако в ранних работах Баркер и его коллеги практически не предпринимали попыток укрупнить или сгруппировать дескрипторы на основе к.-л. априорной концептуальной модели. С концептуальной т. зр., переменные, интересующие Э. п. в том виде, в каком она предстает в трудах Баркера, - это нечто среднее между переменными традиционной психологии и традиционной социол. Очевидно, что диапазон этих переменных знач. шире традиционной ориентации психологии на разрозненные, предъявляемые по одиночке стимулы. Рез-том развития экологического подхода в наши дни стала преднамеренная, целенаправленная работа по оптимизации поведенческих сеттингов. Второе направление работы в психологии, возникшее под влиянием экологической т. зр., делает гораздо больший упор на эксперим. разраб. и оценку соц. нововведений и, по существу, игнорирует этнографический метод и концептуальную терминологию Баркера и его последователей. Важнейшее значение этого направления состоит в распространении эксперим. подходов на область сеттинга как способа систематической разраб. того, что, пользуясь терминологией Баркера, можно назв. новыми поведенческими сеттингами. Следует тж отметить, что примеры экологического подхода к поведению м. б. тж найдены и за пределами сферы психол. науки. Нек-рые исследователи в области орг-ции пр-ва сосредоточили свое внимание на физ. и технологических артефактах трудовых сеттингов и, чтобы добиться желаемого поведения персонала, пытаются вмешиваться как в соц. систему предприятия, так и в технологический процесс. Эта область социотехнического проектирования имеет много общего с Э. и. в том виде, как последняя представлена в данной статье, хотя большинство исслед. было выполнено здесь в условиях реальных промышленных пр-в. Казалось бы, то, что поведение яв-ся следствием как межличностных, так и средовых факторов, давно признано всеми психологами, однако в традиционных психол. исслед. до сих пор игнорируются ми. физ. и соц. особенности обстановки. Экологический подход снабжает нас средствами поддержания концептуальной и эмпирической связи с этими важными аспектами окружающей среды. См. также Кросс-культурная психология, Социальный класс Л. Торнацки

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Снакин В.В.
Новая рубрика «Актуальная терминология» в этом номере журнала посвящена терминам, отражающим психологические и этические взаимоотношения человека (порой более широко биологического вида) с природной средой, включая себе подобных.
Читать PDF
0.00 байт

Обоснование экологической психологии

К. С. Гюлушанян
В статье изложены теоретические аспекты влияния химических факторов среды обитания на комплексное здоровье человека.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические аспекты экологического оптимизма

Читать PDF
0.00 байт

История становления и развития экологической психологии

Стерлигова Елена Алексеевна
В статье рассматривается история становления и развития экологической психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Ценности как проблема психологии экологического сознания

И. А. Шмелева
В статье рассматриваются вопросы, посвященные проблеме формирования экологического сознания.
Читать PDF
0.00 байт

Экологическая психология в контексте устойчивого развития

Ермаков Дмитрий Сергеевич
В статье обозначена социально-психологическая проблематика перехода к устойчивому развитию.
Читать PDF
0.00 байт

Экологическая психология: проблемы экологического здоровья

Залевский Генрих Владиславович, Кузьмина Ю. В.
В статье обсуждаются проблемы отношений человека и его естественной и искусственной сред обитания. Приводятся факты агрессивного поведения человека по отношению к ней.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические проблемы школьного экологического образования

Дзятковская Елена Николаевна
Анализируются возможности и ограничения использования теоретических и практических разработок экологической психологии и педагогики в современном школьном экологическом образовании.
Читать PDF
0.00 байт

Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии

Веракса Александр Николаевич, Леонов Сергей Владимирович
В статье приводятся основные постулаты экологической теории У. Бронфенбреннера. Дается обзор эмпирических исследований в области психологии спорта, выполненных в рамках экологического подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние экологических условий на психологическое состояние студенток

Берестенко Елена Дмитриевна, Желтиков А. А., Григорьев Ю. И.
В статье представлены результаты исследования психологического статуса девушек 17-19 лет.
Читать PDF
0.00 байт

Экологическое сознание: Психологическоесодержание и педагогический аспект

Алтанцэцэг Пэлждын
В статье даны структурный анализ понятия «экологическое сознание», психологическая характеристика субъективного отношения к природе, приведена его типология, атрибуция субъектности природных объектов, изложены современные педагоги
Читать PDF
0.00 байт

Методология экологической психологии в украинских и российских исследованиях

Скребец Василий Алексеевич
В статье дан сопоставительный анализ подходов к изучению экопсихологических проблем в российской и украинской науке.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические аспекты развития системы экологического образования и воспитания

Гвоздкова Ирина Александровна, Богомолова Александра Дмитриевна, Чечина Любовь Алексеевна
В статье обсуждается необходимость развития системы экологического образования и воспитания в России и мире с учетом генетических особенностей восприятия информации экологического содержания и реакции на нее.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические и педагогические аспекты экологического и нравственного воспитания

Скворцов К. В., Легчило Н. Н.
Скворцов К.В., Легчило Н.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические проблемы формирования экологической культуры студенческой молодёжи

Лёвочкина Антонина Михайловна
Наиболее острой проблемой, как показывают исследования в сфере экологической психологии, является проблема несоответствия между уровнем знаний в сфере экологии и применением этих знаний на практике (экологическим поведением).