Экологическая психиатрия Экологическая среда

Экологическая психология

Найдено 6 определений термина Экологическая психология

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

психология среды) - недавно появившаяся междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека и среды внешней - пространственно-географической, социальной, культурной - органично включенной в жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и взаимодействия социального. Занимается изучением самых эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах деятельности людей. Особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения среды токсическими веществами и накоплению отбросов.

Она находится на стыке психологии и экологии социальной как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношений человека и среды внешней. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие среды - архитектурной, производственной (-> эргономика), рекреационной (жилище) и прочих, она накопила ценный фактический материал, хотя еще не обрела цельной теоретической структуры.

Исследования в области психологии экологической приобрели особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из кризиса экологического, что выдвинуло на первый план такие проблемы:

1) исследование сознания экологического путем выявления особенностей восприятия человеком среды и выделение значимых для него факторов ее неблагоприятного развития;

2) выявление мотивации поведения экологического, раскрывающее причины поступков и лиц, как ответственных за нанесение ущерба среде, так и стремящихся любыми способами воспрепятствовать этому;

3) анализ закономерностей психологических последствий кризиса экологического - нарушения здоровья психического, рост преступности, сдвиги демографические и пр.;

4) разработка психологических средств пропаганды (-> психология пропаганды), направленной на формирование представлений, адекватных обстановке экологической.

Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, воздействующих на среду внешнюю, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Экологическая психология

ecological psychology) Экологический подход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуума рассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к-ром они совершаются, включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. в области Э. п., ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту. Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа яв-ся поведенческий сеттинг (behavior setting), под к-рым понимается ограниченная соц. и физ. система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Каждый поведенческий сеттинг предполагает типичных участников, имеет свой диапазон нормативных действий и включает разнообразные (созданные чел.) материальные объекты, направляющие поток поведения. Большая часть работ Баркера и его коллег посвящена созданию всесторонних описаний поведенческих сеттингов. В отличие от исследователей, работавших в др. областях психол. науки, они практически не использовали такие средства измерения, как опросники или схемы интервью, к-рые могли внести существенные искажения в изучаемые сеттинги. Метод Баркера был по своей природе преим. этнографическим: он включал трудоемкие и продолжительные прямые наблюдения над ситуациями и специфическими формами поведения и составление описаний образцов (specimen records) поведения. Область интересов наблюдателей включала неоднородный демографический состав участников сеттинга, характер выполняемой им функции или программы, его временные и пространственные границы, а тж родовые типы возникающего в данном сеттинге поведения. Однако в ранних работах Баркер и его коллеги практически не предпринимали попыток укрупнить или сгруппировать дескрипторы на основе к.-л. априорной концептуальной модели. С концептуальной т. зр., переменные, интересующие Э. п. в том виде, в каком она предстает в трудах Баркера, - это нечто среднее между переменными традиционной психологии и традиционной социол. Очевидно, что диапазон этих переменных знач. шире традиционной ориентации психологии на разрозненные, предъявляемые по одиночке стимулы. Рез-том развития экологического подхода в наши дни стала преднамеренная, целенаправленная работа по оптимизации поведенческих сеттингов. Второе направление работы в психологии, возникшее под влиянием экологической т. зр., делает гораздо больший упор на эксперим. разраб. и оценку соц. нововведений и, по существу, игнорирует этнографический метод и концептуальную терминологию Баркера и его последователей. Важнейшее значение этого направления состоит в распространении эксперим. подходов на область сеттинга как способа систематической разраб. того, что, пользуясь терминологией Баркера, можно назв. новыми поведенческими сеттингами. Следует тж отметить, что примеры экологического подхода к поведению м. б. тж найдены и за пределами сферы психол. науки. Нек-рые исследователи в области орг-ции пр-ва сосредоточили свое внимание на физ. и технологических артефактах трудовых сеттингов и, чтобы добиться желаемого поведения персонала, пытаются вмешиваться как в соц. систему предприятия, так и в технологический процесс. Эта область социотехнического проектирования имеет много общего с Э. и. в том виде, как последняя представлена в данной статье, хотя большинство исслед. было выполнено здесь в условиях реальных промышленных пр-в. Казалось бы, то, что поведение яв-ся следствием как межличностных, так и средовых факторов, давно признано всеми психологами, однако в традиционных психол. исслед. до сих пор игнорируются ми. физ. и соц. особенности обстановки. Экологический подход снабжает нас средствами поддержания концептуальной и эмпирической связи с этими важными аспектами окружающей среды. См. также Кросс-культурная психология, Социальный класс Л. Торнацки

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. ecological psychology).

1. Название подхода к исследованию восприятия и поведения, который развивал амер. психолог Джеймс Гибсон (1904-1980). Син. экологическая оптика.

2. Практически любое психологическое исследование можно представить как изучение влияния на поведение и психику тех или иных факторов среды (от космических, климатических, метеорологических, пространственно-географических до беспредельно разнообразных социокультурных). С этой т. зр. вся психология может считаться экологической. Тем не менее в последние десятилетия наблюдается стремление к институционализации Э. п. как самостоятельной отрасли. Предлагаемые перечни проблем этой отрасли поражают г. о. своей необъятностью и всеядностью. Син. психология среды. Как одно из направлений Э. п., но только с более конкретными границами и задачами, можно рассматривать поведенческую географию.

3. Один из учеников К. Левина амер. психолог Роджер Баркер, начиная с 1947 г. проводил исследования по Э. п. Главное внимание в них уделялось тщательной регистрации (фиксации) повседневного поведения людей (включая и детей). Итоги большого цикла исследований подведены в книге: Barker R. G., Wright H. F. Ecological Psychology (1968). Теоретическая программа и методология этих исследований в значительной мере совпадает с теми, которые развиваются в рамках междисциплинарной этологии человека. Как и в классической зоологической этологии, в них подчеркивается, что поведение невозможно объяснить вне связей с окружающей средой; поэтому последняя так же выступает равноправным объектом психологического анализа; основным методом исследования считается наблюдение и беспристрастное описание событий; предмет исследований - взаимоотношения человека и среды, взятых в их естественном виде, т. е. без к.-л. вмешательства со стороны исследователя. В тесном родстве с этими направлениями находится и проксемика (пространственная психология). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Экологическая психология

Словообразование. Происходит от греч. оikоs - дом, родина и psyche - душа + logos - учение.

Автор. Одним из основателей является Дж.Брунер.

Категория. Психологическое направление.

Специфика. Рассматривает психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Постулируется наличие причинной связи не линейного характера, а системного (сетевого). В соответствии с этим считается, что новые знания усваиваются не сами по себе, а в контексте события их социального усвоения.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Термин, иногда употребляемый для обозначения подхода в психологии, который разрабатывается на основе теории непосредственного восприятия Гибсона.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Экологическая психология

направление исследований процессов восприятия с позиции теории Гибсона, согласно которой восприятие есть отражение непосредственного сенсорного опыта, не связанного с другими когнитивными процессами и не дополненного никакими заранее готовыми выводами. Теория Гибсона имеет мало сторонников, поскольку общепризнано, что восприятие является весьма сложно устроенной формой познавательной деятельности человека, в которой обязательное участие принимают память, мышление и другие психологические функции, а также сфера бессознательного.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-педагогические подходы к понятию экологической культуры младших школьников

Пазова Рита Исмаиловна
В статье конкретизируются основные принципы, цель, задачи экологической культуры младших школьников, разноаспектные понятия экологической культуры. Ценно, что определены условия и стимулы успешного формирования экологической культуры, способные влиять на формирование нравственных ориентаций подрастающего поколения.
Скачать PDF

Методологические аспекты формирования экологического сознания учащихся как психолого-педагогическая

Богословский Владимир Игоревич
В статье обосновывается необходимость рассмотрения общетеоретических и методологических оснований категории «безопасность» при разработке конкретных методических приемов и средств формирования экологического сознания школьников при обучении их «основам безопасности жизнедеятельности». Рассмотрены психологические и педагогические аспекты безопасности в образовательной среде. Приведены взаимосвязи основных понятий: «безопасность», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «опасность», «угроза», «риск», которые рассматриваются как в рамках общей теории безопасности, так и в психолого-педагогических исследованиях.
Скачать PDF

Психологический статус детей, проживающих на экологически «Загрязненных» территориях, как показатель

Сараева Надежда Михайловна
В статье обсуждается вопрос о психологическом статусе детей, коренных жителей экологически неблагополучного региона. Показано, что снижение (в пределах нормы) показателей психической активности детей данной категории есть следствие минимизирующей психологической адаптации в условиях экологического неблагополучия.
Скачать PDF

Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии

Веракса Александр Николаевич, Леонов Сергей Владимирович
В статье приводятся основные постулаты экологической теории У. Бронфенбреннера. Дается обзор эмпирических исследований в области психологии спорта, выполненных в рамках экологического подхода. Указывается на целесообразность сочетания позиций экологического подхода с объективными методами диагностики профессионально важных качеств спортсмена. Делается вывод, что данный подход может быть эффективно использован при анализе проблем, с которыми сталкиваются спортсмены, их родители, тренеры и спортивные психологи.
Скачать PDF

Психолого-акмеологические критерии и показатели развития экологического сознания будущих специалисто

Турчаева Р.А.
В статье рассматривается структурно-содержательная характеристика экологического сознания будущего специалиста и психолого-акмеологические детерминанты, критерии и показатели развития экологического сознания будущего специалиста.
Скачать PDF

Стратегии психологической адаптации человека, проживающего в экологически неблагополучных условиях ж

Суханов Алексей Анатольевич
В статье представлены основные положения концептуальной разработки, направленной на теоретическое обоснование стратегии психологической адаптации населения экологически неблагополучного региона. Актуальность темы определяется значимостью психологической адаптации человека к не вполне адекватным условиям жизненной среды. Подчёркивается методологическая необходимость системного изучения целостной психологической адаптации человека к длительным воздействиям на психику человека единой экологически неблагополучной жизненной среды, природной и социальной. Основным вариантом стратегии психологической адаптации человека, родившегося и постоянно проживающего в экологически неблагополучных условиях, называется минимизирующая адаптация. Это особая стратегия адаптации человека к условиям длительного экологического неблагополучия. Люди, родившиеся и постоянно проживающие на экологически неблагополучных территориях, по состоянию психики находятся ближе к нижнему пределу адаптационной нормы популяции, чем те, кто проживает на экологически благополучных территориях. Энергозатратная стратегия адаптации уступает место энергосберегающей. Она и является реальной основой общего снижения психической активности (выявляемого по параметрам психологического статуса) человека в условиях экологического неблагополучия.
Скачать PDF

Психологическая адаптация студентов в условиях экологически неблагополучного города (чита)1

Мысникова Эльвина Александровна
Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью проблемы состояния психики юношеского населения, постоянно проживающего на экологически неблагополучной территории. Цель исследования – теоретическое и эмпирическое обоснование особенностей его психологической адаптации. Исследование опиралось на принцип системности. Использовались опросные и тестовые методы: на психофизиологическом уровне адаптации − экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния (методика М. П. Мороз), методика диагностики работоспособности (тест Э. Ландольта); на психическом уровне адаптации − диагностика структуры личности (личностный опросник MMPI); на социально-психологическом уровне адаптации − тест С. Мадди. Осуществлялся анализ популяционной изменчивости характеристик психики испытуемых. Результаты проведённого исследования указали на существование тенденции к снижению показателей психофизиологического и психического уровня психологической адаптации.
Скачать PDF

Социально-психологические особенности экологического сознания руководителей промышленных предприятий

Вечерская Е.С.
В экосознании управленческих групп могут существовать конфликтные противоречия между структурными компонентами и уровнями сознания (конфликты позиций, мотивов), а также между коллективной ответственностью групп за их экодеятельность в природопользовательской сфере. Основными системообразующими показателями принятия новых, более эффективных управленческих решений являются уровни развития профессионального и личностного экосознания групп, заинтересованных в выполнении экозаконов.
Скачать PDF

Влияние экологических условий на психологическое состояние студенток

Берестенко Елена Дмитриевна, Желтиков А. А., Григорьев Ю. И.
В статье представлены результаты исследования психологического статуса девушек 17-19 лет. Показано формирование акцентуаций характера у студенток педагогического вуза в зависимости от экологических условий различных районов Тульской области.
Скачать PDF

Психологический статус детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской обла

Сараево Надежда Михайловна
Скачать PDF

Проблемы социально-психологической адаптации старшеклассников в зонах экологического неблагополучия

Василенко Елена Анатольевна
Статья посвящена влиянию экологического стресса, связанного с проживанием в зонах экологического неблагополучия и осознанием его возможных последствий для здоровья, на социально-психологическую адаптацию старшеклассников. Результаты исследования, проведенного в Челябинской области, показывают, что переживание экологического стресса на уровнях высоком и выше среднего ведет к трудностям социально-психологической адаптации.
Скачать PDF

Экологическое развитие личности детей дошкольного возраста, его основы и философско-психологическое

Зебзеева Валентина Алексеевна
Ученые прогнозируют, что грядущий век будет веком информационно-экологическим. Однако пока еще нельзя с уверенностью сказать, что экологическое образование достигает своей цели. Причины кроются в недостаточном внимании к проблеме личности. Рассматривая многообразие такого сложного явления как личность, мы пытаемся подойти к понятию экологичной личностиScientists predict, that the future century will be a century information-ecological. However, for the present it is impossible to tell with confidence, that ecological formation reaches the purpose. The reasons are covered in insufficient attention to a problem of the person. Considering variety of such complex phenomenon as the person, we try to approach to concept of the harmless person
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: