См. экология, социальная.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Экология социальная
подход к изучению поведения, при котором основное внимание уделяется изучению взаимодействия личности и ее социального окружения.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
подход к изучению поведения, в котором особо подчеркиваются взаимосвязь и взаимодействие между людьми, их психологией, поведением и социальным окружением. См. экология.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
наука, изучающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его средой обитания в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования данной среды как природного и общественного существа.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
Социальная экология
комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых групп) и личности с природной и социальной средой. Возникновение С.э. связано с фактом глобального экологического кризиса и необходимостью закрепления в системе образования нового миропонимания и замены системы «природа — общество» на представление об объективном существовании биосоциальной системы «человек — природа — культура — общество». Успехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, подойти к осознанию системной сложности и целостности мира. Поэтому возникновение С.э. и в том числе С.э. детства, как самостоятельной научной отрасли стало естественным следствием все более возрастающего интереса к данной проблеме представителей различных направлений естественных и гуманитарных наук.
Генезис С.э. непосредственно связан с открытиями и учениями В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, П. Тейяра де Шардена,
Л. Леви–Брюля, А. Швейцера, А. Меня, А. Л. Чижевского, Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева и др. Своим появлением термин «С.э.» обязан социальным психологам Р. Парку и Е. Берджесу, которые впервые употребили его в своей работе по теории поведения в 1921 году.
В нашей стране условия для выделения социально–экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований сложились в 70–х годах ХХ века. Существенный вклад в развитие отечественной С.э. внесли Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Ф. Реймерс, С. Н. Соломина, В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов, В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. Предметом изучения современной С.э. детства являются специфика и возможности гармонизации связей между ребенком и средой во всем ее многообразии (природой, обществом, семьей и т. д.).
Генезис С.э. непосредственно связан с открытиями и учениями В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, П. Тейяра де Шардена,
Л. Леви–Брюля, А. Швейцера, А. Меня, А. Л. Чижевского, Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева и др. Своим появлением термин «С.э.» обязан социальным психологам Р. Парку и Е. Берджесу, которые впервые употребили его в своей работе по теории поведения в 1921 году.
В нашей стране условия для выделения социально–экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований сложились в 70–х годах ХХ века. Существенный вклад в развитие отечественной С.э. внесли Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Ф. Реймерс, С. Н. Соломина, В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов, В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. Предметом изучения современной С.э. детства являются специфика и возможности гармонизации связей между ребенком и средой во всем ее многообразии (природой, обществом, семьей и т. д.).
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014