ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Эффект первичности
Primacy effect). При прочих равных условиях воздействие информации, представленной раньше, обычно сильнее.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ
явление из сферы восприятия и оценивания человека человеком. В соответствии с Э.п. при встрече незнакомых людей большее влияние на впечатление друг о друге и оценку друг друга оказывает информация, поступившая первой по порядку.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ПЕРВИЧНОСТИ, ЭФФЕКТ
В восприятии – эффект, когда первый из двух или более стимулов, которые должны быть замечены, притягивает внимание человека настолько, что другой (другие) не воспринимаются так точно. См. закон первичного поступления.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Эффект первичности
Термин описывает тот факт, что материал, представленный участникам в первую очередь, запоминается легче, чем материал, предложенный впоследствии. В социопсихологии эффект первичности имеет место, когда наше первое впечатление о человеке оказывает непропорционально большое влияние на последующее отношение к нему.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Первичности эффект
1. в когнитивной психологии - наблюдение, согласно которому в ситуации припоминания тот материал, который был первым в серии стимулов, вспоминается лучше, чем тот, который находился в середине упомянутой серии; 2. в социальной психологии – положение о том, что информация об индивиде, представленная ранее, имеет большее значение для формирования впечатления о нем, чем полученная позже.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПЕРВИЧНОСТИ, ЭФФЕКТ
1. В когнитивной психологии – положение о том, что в ситуации свободного припоминания материал, который предъявлялся первым в серии, припоминается лучше, чем тот, который предъявлялся в середине, см. эффект новизны и эффект последовательности. Также называется законом первичности, или принципом первичности. 2. В социальной психологии – положение о том, что информация об индивиде, представленная раньше, имеет большее влияние на формирование впечатления, чем информация, представленная позже.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Эффект первичности
склонность индивида придавать наибольшую значимость при оценке незнакомого человека первому впечатлению о нем или первым сведениям о нем, т. е. первые сведения о человеке более влияют на представление о нем, чем последующая получаемая информация. Ср. по одежке встречают.
Мы очень податливы на первое впечатление и готовы поверить всему самому неправдоподобному, оно сразу же прочно внедряется в нас, и горе тому, кто сделает попытку вытравить или искоренить его! (В. Гете, Страдания юного Вертера).
Ср. первое восприятие понравившегося музыкального произведения происходит в определенной интерпретации какого-то музыканта, дирижера, а его интерпретация другим музыкантом часто воспринимается как худшая, неправильная. Ср. достраивание образа, эффект новизны (недавности).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ
в процессах общения) (англ. primacy effect) - часто имеющее место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления (напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь. Э. п. не сводится лишь к особенностям памяти и одноименному мне-мическому эффекту (см. Позиционная кривая). Более ранняя информация создает установку (когнитивную схему), которая в дальнейшем выполняет роль фильтра: установка "усиливает" информацию, подтверждающую ее, и "ослабляет" информацию, которая противоречит ей. Э. п. не является универсальным, в ряде случаев обнаруживается против, эффект, который называется "эффект недавности" {recency effect). Последний часто наблюдается в случае явно выраженной конфронтации альтернативных мнений и оценок (позиций), напр., в судебном процессе (особенно в ситуации, когда решение принимается сразу же после выслушивания сторон, но не после перерыва в несколько дней). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ
(Э.п.) — он изучается-интерпретируется-исследуется в моделях исследований, связанных с механизмами памяти, с процессами социального восприятия, с процессами научения-обучения; эмпирически-экспериментально установлено, что Э.п. зависит от объекта запоминаемого материала, информации информмоделей и темпоральности репрезентатирования-предъявления самого материала, информации — чем длиннее т.о., репрезентатируемый-предъявляемый ряд-ранжир и выше сам темп ритм репрезентации, тем меньшее количество первых компонентов и припоминается; феномены Э.п. зависят также от конституирования-организации повторения запоминаемой информации-информмоделей, от наличия в запоминаемом ряду синонимов слов или же акустически-адекватно-звучащих слов, словоформ, акустическо-лингвистических моделей; в социопсихологии феномены Э.п. исследуются-модифицируются-интерпретируются при перцептировании субъектами друг друга и относятся к определенному-дефинитивному порядку приема-переработки-анализу информации о субъекте-субъектах, для эйдетико-конституирования самих мультипредставлений о них.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ПЕРВИЧНОСТИ ЭФФЕКТ
1. В когнитивной психологии-общая закономерность, в соответствии с которой в ситуации свободного припоминания материал, который был представлен первым в последовательности фрагментов запоминаемого материала, лучше припоминается, чем тот материал, который был представлен в середине соответствующей последовательности. 2. В социальной психологии П.э.-факт, в соответствии с которым информация о человеке, полученная ранее, оказывает большее влияние на формировании впечатления о нем, чем информация, поступившая позднее. П.э. проявляется, в частности, в том, что более сильное влияние на образ человека оказывает информация о нем, которая поступает в начале общения с ним или в начале сообщения о нем. Эффект новизны, соответственно, проявляется в том, что иногда, напротив, гораздо большее влияние на образ человека оказывают сведения о нем, которые поступают последними по порядку или в конце общения с ним. П.э. обычно наблюдается тогда, когда воспринимается и строится образ незнакомого человека, когда общение с ним длится без перерывов и относительно недолго. См. восприятие человека человеком, имплицитная теория личности, новизны эффект, ореола эффект, психология когнитивная, психология социальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ
более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами (-> эффект края). Изучается в контексте исследований памяти, процессов научения и перцепции социальной. Исследованиями установлено, что эффект первичности зависит:
1) от объема запоминаемого материала и темпа его предъявления: чем длиннее предъявляемый ряд и выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается;
2) от организации повторения запоминаемого материала;
3) от наличия в запоминаемом ряду слов-синонимов или одинаково звучащих слов: их включение приводит к избирательному снижению эффекта. На эффект первичности практически не влияет характер деятельности, выполняемой непосредственно После предъявления ряда. Эффект первичности объясняется тем, что первые элементы ряда в результате большего числа повторений успевают перейти в память долговременную, и дальнейшее их извлечение оттуда связано с эффективностью поиска в ней. В психологии социальной эффект первичности изучается при взаимном восприятии людей и относится к значимости определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем (-> эффект недавности; стереотип социальный).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Похожие термины:

  • ЭФФЕКТЫ ПЕРВИЧНОСТИ И НОВИЗНЫ

    тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспри