Аш Соломон

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Аш Соломон | Asch, Solomon (p. 1907)
Аш наиболее известен своими экспериментальными исследованиями эффектов социального давления на индивида.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Аш Соломон
(Asch, Solomon,1907–1996) – американский психолог польского происхождения, специалист в области психологии личности, социальной и экспериментальной психологии. Оразование получил в Колумбийском ун-те (магистр, 1930; д-р философии, 1932). Профессиональную деятельность начал в Бруклинском колледже (1932–1941), продолжил в Новой школе социальных исследований (адъюнкт профессора, 1944–1947) и в Свартморском колледже (профессор, 1947–1966). В 1966 г. стал одним из основателей Института исследования познания в университете Ратджерса. В 1972 г. перешел в Пенсильванский университет на должность профессора психологии, где работал до отставки в 1979 г. Получил награду APA "За выдающийся научный вклад" (1967).
Сфера интересов в психологии была достаточно обширна, тем не менее основные усилия он сосредоточил на проблемах социальной психологии. Аш С. был уверен, что психология должна быть связана с социальными науками (такими, как экономика, история и политика) в такой же мере, в какой она связана с естественными и биологическими науками. К этим выводам он пришел не сразу, начав свою научную деятельность с экспериментальных исследований восприятия, поскольку еще в студенческие годы заинтересовался гештальт-психологией. Наиболее известны эксперименты А. и Г. Уиткина (H.A. Witkin) по восприятию вертикали, результаты которых были опубликованы в четырех статьях журнала «Экспериментальная психология» (Journal of Experimental Psychology. 1948, 38.).
Эксперименты говорили в пользу зрительного восприятия пространства, а отнюдь не в пользу проприоцепции. Кроме работы по анализу пространственной зависимости, С.Аш проводил смелые эксперименты по восприятию человека. Он предлагал испытуемым перечень индивидуальных черт (например, теплый, умный, квалифицированный, трудолюбивый, решительный, практический, осторожный) и затем фиксировал впечатление и суждения испытуемых о гипотетическом человеке, описанном предлагаемым образом.
Различные группы получали идентичные перечни, в которых менялось только одно ключевое слово (наиболее известным "переключателем" служила пара "холодный" и "теплый"). Аш С., наблюдая воздействие центральной черты на формирование впечатления, установил, что некоторые черты были более значимы и их изменение сопровождалось изменением окончательного впечатления. Аш С. также сделал вывод, что суждение о другом человеке – целостное событие и не может быть получено путем комбинации отдельных независимых друг от друга свойств.
Наиболее значимыми исследованиями С.Аш, оказавшими большое влияние на становление социальной психологии, был ряд экспериментов по изучению конформности в группе. В его классическом эксперименте группа испытуемых была приглашена для того, чтобы вынести суждения восприятия. Им предлагалось установить соответствие одного из трех отрезков контрольному (совпадающая пара при этом наличествует). Когда испытуемые приступали к решению этой задачи, то оказалось, что такую же задачу уже решает другая группа. Разумеется, первая группа не проинформирована о том, что вторая группа лишь играет роль испытуемых. Все члены второй группы единодушно выбирают неравную пару отрезков, называя ее правильной. Испытуемые первой группы выносят суждение вслед за ними и потому подвержены влиянию мнения большинства. Многие испытуемые уступали давлению большинства, и С. Аш мог убедительно продемонстрировать конформность в лабораторных условиях. Однако в США было и критическое отношение к экспериментам. Многие считали, что если бы испытуемые первой группы были полностью проинформированы, то эксперимент бы не состоялся. Свои исследования и взгляды А. изложил в известном учебнике по социальной психологии (Social Psychology. 1952), который был без изменений переиздан в 1987 г. Его понимание гештальтпсихологии показало, что он был далек от наивного принятия доктрины объективного эксперимента и потому обвинения в его адрес были несостоятельными.

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
147.31 кб

Лия Соломоновна кауфман

Дронова Нина Петровна
Статья раскрывает жизненный путь профессора Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина – Л.С. Кауфман, чья творческая деятельность непосредственно связана с кафедрой немецкой филологии.
Читать PDF
403.77 кб

Этика Соломона Ибн Габироля

Нечипуренко В. Н.
Читать PDF
315.53 кб

Зиновий Соломонович Баркаган

Читать PDF
107.45 кб

Зиновий Соломонович баркаган

Читать PDF
389.33 кб

Крапивенский соломон Элиазарович

Читать PDF
1.64 мб

Памяти Анатолия Соломоновича Кармина

Иванов М. В.
Читать PDF
8.08 мб

Памяти Ильи Соломоновича иоффе (1919-2007)

Читать PDF
270.28 кб

О недавних русских переводах работ Соломона Маймона

Паткуль Андрей Борисович
Читать PDF
88.14 кб

Профессору крапивенскому Соломону Элиазаровичу 75 лет

Читать PDF
120.87 кб

Баркаган Зиновий Соломонович (к 80-летию со дня рождения)

Читать PDF
82.99 кб

Зиновий Соломонович баркаган (25. 04. 1925 - 27. 12. 2006)

Читать PDF
76.73 кб

ЗИНОВИЙ СОЛОМОНОВИЧ БАРКАГАН И ГЕРИАТРИЯ (ПЛЕНАРНЫЙ ДОКЛАД)

Воробьев П.А.
Читать PDF
1.81 мб

Венгеровский Исаак Соломонович (к 110-летию со дня рождения)

Масликов В. М., Шалыгин В. А., Мельник Д. Н.
Представлена биография известного хирурга, основоположника специализированной хирургической помощи детям в азиатской части России, талантливого врача и педагога профессора старейшего медицинского вуза Сибири Исаака Соломоновича Ве
Читать PDF
500.68 кб

Мира Соломоновна Лейбельман - педагогическая легенда ХХ века

Андреева Татьяна Анатольевна
Статья посвящена педагогической и организаторской деятельности Миры Соломоновны Лейбельман, прекрасного педагога и организатора массового детско-юношеского туристского движения в Киеве и на Украине. Показан жизненный путь М. С.
Читать PDF
236.30 кб

Оппозиция «праведник / грешник» в книге Премудрости Соломона

Александр Сергеевич Сатомский
Статья посвящена одной из важнейших социальных и, шире, антропологических оппозиций в священных текстах Израиля — отношению праведника и грешника.

Похожие термины:

  • ЭШ СОЛОМОН

    Во время обеденного перерыва ваши коллеги по работе бсуждают фильм, который смотрели по телевизору вчера вечером. Вам показалось, что фильм довольно средний и даже скучный, но вскоре становится яс
  • Соломон Ричард Лестер

    Исследования Соломона связаны с разнообразными областями экспериментальной психологии. Особое значение имели его многочисленные работы по обучению собак избегать травмирующих воздействий. В э
  • БЕЙН Эсфирь Соломоновна

    (1906—1981)-нейропсихолог и патопсихолог, занимавшаяся проблемами патологии восприятия и речи при разного рода заболеваниях, в частности нарушениями константности восприятия и афазиями. Соч.:Афазия
  • СЛАВИНА ЛИЯ СОЛОМОНОВНА

    (1906—1989)-психолог, специалист в области детской психологии. Соч.:Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. 1968; Дети с аффективным поведением. 1968; Трудные дети. М.-Воронеж
  • Синдром Массела–Соломона

    Шейный полирадикулоневрит в сочетании с миалгией на фоне общего инфекционного процесса, обусловленного вирусом Коксаки; проявляется острой интенсивной спонтанной болью и болезненностью в шее, н
  • Мерлин Вольф Соломонович

    (1892—1982)-психолог, специалист в области общей и дифференциальной психологии, создатель оригинальной многоуровневой теории темперамента и интегральной индивидуальности личности-в интерпретации
  • САХАРОВ Леонид Соломонович

    (1900— 1928) — российский психолог. После окончания гимназии работал в просветительских учреждениях в Харькове и Москве. В 1923—24 гг. учился на общественно-педагогическом отделении фак-та общественных
  • ГЕЛЛЕРШТЕЙН СОЛОМОН ГРИГОРЬЕВИЧ

    1896 – 1967) — советский психолог, один из основоположников отечественной психотехники. Проводил исследования упражнения простой и сложной сенсомоторной реакции. Занимался проблемами восстановлен