ДИАГНОЗ

Найдено 10 определений термина ДИАГНОЗ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ДИАГНОЗ

diagnosis) Искусство давать точные наименования болезням, определять природу заболевания по ПРИЗНАКАМ и СИМПТОМАМ, предъявляемым пациентом. дифференциальный диагноз - перечень названий, заслуживающих серьезного рассмотрения в любом конкретном случае постановки диагноза. диагностическая формулировка - более или менее сложное изложение ПСИХОПАТОЛОГИИ психиатрического пациента. Понятие диагноза - медицинское понятие, смысл которого в том, что заболевание есть особая болезненная реальность, но применительно к ПСИХОНЕВРОЗАМ это предположение может оказаться неправомочным.См. ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ.

Оцените определение:

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

ДИАГНОЗ

греч. diagnosis - распознавание). Констатация изучаемого процесса, состояния, явления. В медицине - заключение о наличии заболевания, его причинах, степени выраженности, форме течения и сохранности защитных механизмов. Проводится на уровнях симптоматологическом, синдромологическом и нозологическом (см. Корсакова-Щербака и Снежневского концепции нозологической специфичности психопатологических синдромов).

Д. ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ. См. Д. предположительный.

Д. ГИСТОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ - составная часть Д. анатомического, уточняемого гистологическим исследованием аутопсийного или биопсийного материала.

Д. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ - диагностический этап, на котором выдвигается предположение о ряде возможных диагностических суждений и путем сопоставления клинических и лабораторных данных отсеиваются гипотезы о внешне сходных по клинической картине заболеваниях.

Д. НОЗОЛОГИЧЕСКИЙ - сводится к определению болезни в рамках принятой нозологической классификации. Д.н. - это Д. болезни.

Д. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ - формулируется при окончании обследования, а также в связи с выпиской больного из стационара или летальным исходом.

Д. ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКИЙ - выставляется при смертельном исходе на основе материалов вскрытия и гистологического исследования.

Д. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ - формулируется еще до завершения обследования, намечает диагностическую тактику врача.

Д. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ - содержит первые диагностические предположения и проходит проверку в дальнейшем ходе диагностического процесса.

Син.: Д. гипотетический.

Д. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ - основан на дальнейших наблюдениях над больным, на изучении данных катамнеза.

Д. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ - устанавливается специальной судебно-психиатрической экспертной комиссией по материалам изучения дела, данным клинического и лабораторного исследования больного; ориентирован на решение вопросов, поставленных следствием и судом, например, о дееспособности, вменяемости испытуемого и др.

Д. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ - помимо нозологического и этиологического критериев включает определение функции отдельных органов и систем (в психиатрии - психики), возможности их компенсации в процессе социально-трудовой реабилитации. Д.ф. - это Д. больного.

Д. ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ - является составной частью Д. нозологического и отражает степень разработки роли этиологических факторов в нозологической систематике.

Д. EX JUVANTIBUS (лат. - основан на оценке эффективности лечения, проводившегося на основе Д. предположительного.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

Диагнозы

diagnoses) Д., или более специфически - психодиагноз, означает: а) процесс классиф. информ., значимой для эмоциональной сферы и поведения индивидуума; б) обозначение состояния, обычно взятое из общепринятой системы классиф. Процедура психодиагностики подвергалась критике, поскольку она навешивает на чел. ярлык. Будучи идентифицированным в качестве пациента, индивидуум может почувствовать себя жертвой болезни и не суметь взять на себя ответственность за решение проблем. Нек-рые диагностические категории несут в себе соц. стигму или даже политическую подоплеку. Диагностические ярлыки могут вызвать соц. проблемы для больного, поскольку они могут указывать на причину расстройства и, следовательно, на связанные с этим оценочные суждения. Д. понимается в разных культурах единообразно, даже если с ним связываются совершенно различные представления об этиологии. Эриксон и Хайерстэй отметили, что история попыток чел. понять психич. патологию м. б. лучше понята в виде трех отдельных историй: а) естественнонаучного и эмпирического способа концептуализации причин психол. расстройств; б) эффективности решения лечебных проблем; в) гуманности обращения с душевнобольными людьми. Под этим углом зрения легче рассматривать сложную историю и культурные особенности психодиагноза. Разработка диагностических категорий Используемая в настоящее время обширная диагностическая система зародилась в работах немецкого психиатра Эмиля Крепелина, к-рый проводил детальные наблюдения за больными. Он разделил диагностические единицы раннего и позднего слабоумия и предложил 4 формы первой: простая, гебефренная, кататоническая и параноидная. Выделенная нозологическая единица - раннее слабоумие - подвергалась критике на протяжении почти 50 лет. Критики отмечали, что предполагавшееся необратимое снижение поведенческого функционирования при этом состоянии в действительности обратимо. Вскоре Эйген Блейлер принял 4 диагностических подтипа Крепелина, предложив для обозначения раннего слабоумия термин "шизофрения", ставший сейчас общепринятым. Однако 4 подтипа Крепелина (и Блейлера) подверглись критике, и во время Второй мировой войты в мед. службе армии США был разраб. пересмотренный вариант классификационной системы, в к-рой больных шизофренией уже не нужно было укладывать в прокрустово ложе "подтипов" Крепелина. Работа, проделанная во время Второй мировой войны Меннингером и др., привела к созданию "Руководства по диагностике и статистической классиф. психич. расстройств" (DSM-I), опубликованного Американской психиатрической ассоц. в 1952 г. Эта классификационная схема подверглась дальнейшему совершенствованию, став DSM-II. После обширной проверки на широком контингенте больных по всем США появились новые версии - DSM-III и DSM-IV, что привело к повышению надежности Д. благодаря использованию четких операционально определяемых критериев. Валидность диагноза Валидность Д. определяется тем, насколько его точность подтверждается независимыми критериями. При установлении валидности психиатрического Д. возникают сложные проблемы. Напр., трудно определить "правильные" критерии для шизофрении, по к-рым можно было бы судить о точности Д. Эти проблемы можно решать разными способами. Общепринятым подходом является сравнение Д. при поступлении с Д. при выписке. Но такое сравнение - сомнительный критерий валидности. Оно представляет собой определение того, насколько согласовываются между собой мнения двух психиатров, высказанные в разное время и предположительно на основе различной информ. Даже если оба эксперта высказываются в пользу одного Д., все еще остается важным вопрос - является ли Д. верным (валидным с т. зр. внешних критериев). Др. способ оценки валидности Д. - использование операциональных определений, напр. тщательно разраб. критериев DSM-IV или таких систем, как симптомы первого ранга Шнайдера (Schneiderian first-rank symptoms). После установления, что шизофрения в действительности м. б. диагностирована по этим критериям, вторым шагом будет оценка того, до какой степени оказываются согласованными между собой суждения экспертов при их независимом обследовании больного. Валидность может тж устанавливаться на основе сравнения течения и исхода заболевания. При разраб. психол. тестов их авторы используют различные типы валидности. Однако при диагностике, осн. на беседе с больным, наиболее важна прогностическая валидность (возможность предсказать различные типы течения, исхода и реакции на терапевтическое вмешательство). Диагностика в ходе беседы с больным усовершенствована структурированием задаваемых вопросов. Диагностическое интервью Ренарда (Renard Diagnostic Interview [RDI]) и Программа диагностического интервью (Diagnostic Interview Schedule [DIS]) представляют собой инструменты, предназначенные для использования профессиональным клиницистом или лицом без мед. образования с последующим подсчетом шкальных показателей, в т. ч. с помощью компьютера, для определения диагностических категорий. Шкалу аффективных расстройств и шизофрении (Schedule of Affective Disorders and Schizophrenia [SADS]) Эндикотт и Спитцер разраб. специально для использования клиницистами. Использование стандартизованных интервью важно для повышения уровня надежности и валидности диагностики. Эти инструменты позволяют затронуть широкий ряд важных вопросов. Диагностические интервью предоставляют хорошо выверенную форму задавания потенциально сложных или смущающих больного вопросов. Важность тщательной, полной диагностической беседы, предопределяемой использованием структурированного инструмента, трудно переоценить. Клинический диагностический процесс обычно начинается в диадной обстановке отношений врача и больного. Пациент - главный источник информ. Клинические данные, доступные на этом этапе, заключаются гл. обр. в сообщениях больного о своих ощущениях, эмоциях и мыслях. Больной может не испытывать симптомы (поведенческие или эмоциональные) непосредственно в момент беседы, в этом случае они воспроизводятся по памяти. Диагностические суждения часто ограничены информ., получаемой в процессе беседы. Здесь есть много возможностей для потенциальной ошибки вследствие как сложностей взаимодействия, так и вероятности неверного выбора Д. К сожалению, мн. пациенты искаженно воспринимают действительность. Такие искажения очевидны в случаях симуляции, ипохондрии и у больных с синдромом Мюнхгаузена. Во мн. др. случаях пациенты тж отрицают имеющиеся заболевания или признают наличие несуществующих. Повысить валидность Д. часто позволяет использование независимой оценки данных самоотчета больного лицами его ближайшего окружения, чаще всего родственниками. Получение такого рода данных часто экономически эффективно, поскольку ведет к более точному соответствию нуждам больного. Использование дополнительных источников информ. о больном для валидизации Д. имеет свои ограничения. Не всегда очевидно, какое лицо дает самые правильные сведения в тех случаях, когда возникают разногласия относительно полученной информ. Возможности классификации Зубин считает, что назначением Д. является предоставление информ. об этиологии (причине), прогнозе (течении и исходе) и терапии (лечении). Цели Зубина трудно достижимы. Принятие системы, дающей выигрыш в одной области, обычно приводит к потерям в др. Проблемы возникают на каждом шагу. Возьмем, напр., цель определения этиологии. Были идентифицированы этиологические факторы для таких расстройств, как психозы при пеллагре, фенилкетонурия, синдром Дауна и болезнь Паркинсона. Однако наше понимание расстройств может измениться. Поэтому Эшер считает, что диагностические обозначения должны быть описательными (напр., фобии), а не указывать на этиологию или лечение. Большинство патологических состояний в действительности более сложное, чем это когда-то предполагалось. Монокаузальные модели обычно оказываются недостаточными, для большинства расстройств в настоящее время принята полиэтиологическая модель. Эти сложности дали толчок к развитию "биопсихосоциальной модели", концепций поведенческой медицины и поведенческого здоровья. Зубин, Блэшфилд, Драгунс и др. предложили признаки идеальной психодиагностической системы, но жизнеспособной альтернативы используемой на настоящий момент классиф. пока не появилось. Нек-рые бихевиоральные психотерапевты считают, что диагностический процесс должен включать глубокий анализ поведения и обстановки, в к-рой оно происходит. В рамках такой системы традиционный диагностический ярлык может не оказаться необходимым. В статье Канфера и Заслоу описано, как знание о поведенческих отклонениях, дефиците, помехах и резервных возможностях поведения может помочь лечению пациентов в традиционном психиатрическом учреждении. В ходе дальнейших исслед. мн. диагностические категории получат более четко очерченные параметры. Об этом свидетельствует прогресс в нейропсихологических исслед. Нейропсихологические тесты в руках высококвалифицированного клинициста могут дать детализированную и клинически значимую информ. о резервных возможностях и препятствиях на пути их осуществления у больных с органическим поражением головного мозга. Нек-рые психологи не придают важности диагностическому обследованию, считая, что не должно быть дифференциального диагноза без дифференцированного лечения. Сейчас существует много различных методов лечения, включая эффективные психофармакологические и психотерапевтические подходы. См. также Клиническая оценка, Клиническое суждение, Надежность диагнозов Дж. Д. Матараццо, Л. Д. Панкрац

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ДИАГНОЗ

определение существа болезни и состояния больного на базе его всестороннего медицинского обследования.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Диагноз

diagnosis) - определение того, что проблемы индивида отражают определенное расстройство.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Диагноз

Идентификация и классификация психологического расстройства. Термин используется во многом так же, как в физической медицине, т. е. пациенту, направленному к психиатру или клиническому психологу, может быть поставлен диагноз депрессии или шизофрении. Точность диагноза зависит от четко определенных диагностических категорий. В психологии нет таких точных определений, как в физической медицине, поэтому профессионалы больше сосредоточиваются на симптомах расстройства, а не на попытках его точного определения. Это помогает избежать некоторых проблем, возникающих из-за неправильной постановки диагноза.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Диагноз

Суждение о локализации и характере патологического процесса, основанное на данных анамнеза и результатов обследования (диагноз топический и нозологический).

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

ДИАГНОЗ

от геч. diagnosis - распознавание, определение] - краткое медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; ставится на основе всестороннего обследования больного и выражается в терминах, обозначающих название болезней, их формы, варианты, течение и т.п

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Диагноз

Краткое заключение, вывод о сущности заболевания. Д. ставится с помощью методов, разрабатываемых диагностикой (см.), на основании анализа специфических признаков (внешних, биохимических, инструментальных и др.) и их соотнесения с соответствующими «нормами».

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Диагноз

греч. diagnosis - распознавание) - заключительный, приобретающий юридическую силу завершающий этап процесса диагностики, представляющий собой синтез всей имеющейся информации о состоянии здоровья пациента на данный момент времени. Достоверность диагноза определяется объемом и надежностью упомянутой информации, профессиональными качествами врача, а также действующей номенклатурой расстройств, а его точность – подтверждением прогностических суждений.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Обсуждение статьи: Алёхин А. Н. Методологический диагноз психологической диагностике

Сабанин П.В.
Статья представлена двумя текстами. Это два комментария, которые подготовили авторы к запланированному обсуждению статьи доктора медицинских наук, профессора А.Н. Алёхина. Первый текст комментария принадлежит аспиранту-психологу П.В. Сабанину, второй кандидату психологических наук Л.Ф. Чупрову. Публикация материалов обсуждения и сама обсуждаемая статья не были опубликованы в журнале. Статья А.Н. Алёхина увидела свет лишь в сетевом варианте в другом издании.
Скачать PDF

Психологический диагноз: классификация и типология

Костромина С.Н.
Психологический диагноз центральная категория психологической диагностики. Она отражает функциональный характер содержания предмета психодиагностики и вариативность образующих его характеристик, что требует построения многомерной классификационной схемы, в которой на разных уровнях и в различных взаимосвязях существуют определенные виды диагнозов.
Скачать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин. Возникновение его в начале 1990-х гг. подтвердилось в настоящее время во всех современных армиях, ему придается особая роль в возрастающем значении боевой готовности силовых структур Российской Федерации, способности их к защите национальных интересов и безопасности государства.The article reviews the essence and diagnostics of military personnel moral and psychological status. It is stated that moral and psychological status is a historically stable term. The term originates back from the 1990-ies and is now recognized in all modern armies. It is given a particular role in the increasing importance of alertness of Russian Federation force structures, their ability to defend national interests and state security.
Скачать PDF

Диагностика значимых отношений женщины в период беременности

Перекатиева М.О.
Скачать PDF

Философские аспекты графической диагностики

Севостьянов Д. А.
Представлен философский анализ графических тестов, которые в настоящее время широко распространены. Рисуночные тесты представляют собой важнейший объект философских исследований как модель иерархических взаимоотношений и инверсий в психической структуре. Эта модель позволяет узнать многое об иерархических системах. Автор опирался на факт наличия иерархической структуры в активности человека, согласно выдающемуся российскому физиологу Н. А. Бернштейну.
Скачать PDF

Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе

Пакулина Светлана Алексеевна
Предлагаемая методика разработана для диагностики ценности мотивов успеха и их иерархии, входящих в факторную структуру мотивации достижения, тесно связанной с мотивацией учения и адаптацией личности. Дедуктивная стратегия в конструировании методики базируется на теоретических представлениях об успехе и мотивации достижения Л. И. Божович, С. И. Ефремовой, Ю. М. Орлова, Г. А. Тульчинского, Х. Хекхаузена. Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности.
Скачать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта, определена ее валидность.
Скачать PDF

Методика для диагностики актуальных потребностей личности

Капцов Александр Васильевич
Описана методика, в основу которой положена модель потребностей Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат). Приведены данные психометрического исследования и стандартизации шкал
Скачать PDF

Методы диагностики самопознания у неуспевающих школьников

Курочкина Е.В.
Скачать PDF

Диагностика чувства темпа и одновременности движений у спортсменок в синхронном плавании

Bespalov Boris Ivanovich, Leonov Sergey Vladimirovich
The method of diagnostics of the sense of the musical tempo, pace of internal count and concurrent execution of movements of sportswomen in synchronized swimming is described. The results of testing of Russian youthful synchronized swimming team are presented at this article.
Скачать PDF

Некоторые результаты диагностики корпоративной культуры как фактора организационного развития (на пр

Быков Сергей Владимирович, Корокошко Игорь Олегович
В статье рассматривается явление корпоративной культуры как фактор организационного развития. Представлены предварительные результаты исследования типов корпоративной культуры рабочих групп в условиях структурных изменений на современном предприятии
Скачать PDF

Психологические типы личности в контексте обучения визуальной диагностике

Артемцева Наталья Георгиевна
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: