ЧУВСТВА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Чувства
переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Чувства
Определенные посредством чувственного анализа содержания или материал чувствующей функции (см. чувство). Следует отличать от эмпатии (см.).

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

ЧУВСТВА
одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Чувства
Категория. Форма эмоций.
Специфика. Эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

чувства

переживание человеком своего отношения к явлению окружающей действительности, к другим людям и их поступкам, к самому себе и своим действиям. Могут быть устойчивыми, кратковременными – эмоциями.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЧУВСТВА
устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие личностное значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ЧУВСТВА
устойчивые и длительные переживания человека по отношению к явлениям действительности, которые имеют значение для удовлетворения его потребностей. Ч. всегда имеют причинно-обусловленную природу, хотя они субъективны, т.е. у разных субъектов одинаковые явления вызывают различные Ч. Чувства человека возникают, прежде всего, по отношению к тем явлениям, процессам, людям, объектам, которые каким-либо образом влияют на развитие событий, имеющих для него определённую ценность или значимость.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ЧУВСТВА
/англ. Sensation/, 1) восприятие внешних раздражителей с помощью вкуса, зрения, обоняния, осязания и слуха.
2) симпатии и антипатии, возникающие на основе субъективных ощущений; то же, что сентименты; эмоции.
В повседневной жизни нередко противопоставляются разуму – умению критически анализировать. Обладают способностью изменяться с течением времени или под влиянием определенных обстоятельств.
«Женщины предпочитают чувства разуму…» Стендаль. О любви.
Ч. /разг./: то же, что любовь.
«Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Л. Толстой. Война и мир.

Источник: Словарь доктора либидо

ЧУВСТВА
одна из основных форм переживаний человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Формирование Ч. является необходимым условием развития человека как личности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался; только став предметом устойчивых Ч., эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в к–рой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, не реализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет одну из важнейших характеристик направленности личности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЧУВСТВА
высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций: так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЧУВСТВА
англ. sentiments) - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным.
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., Ч. любви порождает спектр "эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т. д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность).
Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Ч. исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.
Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В. К. Вилюнас.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЧУВСТВА
одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Ч. многообразны, они могут выступать в виде переходящих переживаний и в виде относительно устойчивых качеств личности. Высшие Ч. человека возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением его духовных потребностей, с выполнением или нарушением усвоенных им норм жизни и социального поведения, с ходом и результатами своей деятельности. Ч. в отличие от эмоций (см. Эмоции), связанных с конкретными ситуациями, отражают отношения предметов и явлений к устремлениям личности. Они осуществляют регуляцию поведения человека в его отношениях с действительностью. Ч. оказывают большое влияние на деятельность человека, они ярко проявляются внешне. В зависимости от влияния на деятельность различают чувства: стенические и астенические. Сильные стенические Ч. стимулируют, побуждают к деятельности. Астенические, наоборот, оказывают тормозящее влияние на деятельность. По форме протекания, по силе и деятельности различают: настроения, аффекты (см. Аффект), страсти и стресс (см. Стресс). Внешне Ч. проявляются в выразительных движениях лица (мимика) и всего тела (пантомимика), а также в жестах, интонациях и тембре голоса (см. Выразительные движения). Среди большого разнообразия Ч. особое место занимают высшие – нравственные, интеллектуальные, эстетические и праксические. К нравственным Ч. относятся долг, любовь к профессии, интернационализм, коллективизм и др. Они включают в себя моральную оценку предмета, явления, других людей. Интеллектуальные Ч. возникают в связи с умственной, познавательной деятельностью. К ним относятся любознательность, удивление, недоумение, сомнение. Обычно они стимулируют мышление, заставляют глубже проникать в сущность предметов и явлений. Эстетические Ч. выражают представление об идеале и понимание красивого и некрасивого. Эти чувства активизируют деятельность, помогают глубже проникнуться высокими гуманистическими идеями. Праксические Ч. (праксис – действие) возникают в процессе деятельности – Ч. успеха, неудачи и др. Воздействие на Ч. достигается образной, эмоциональной, убедительной передачей знаний, приведением на занятиях фактов и примеров, вызывающих у обучаемых глубокие переживания, активизирующие у них именно те Ч., которые необходимо воспитать. Для воспитания Ч. используют литературу, театр, музыку, живопись, кино, телевидение, скульптуру. Высшие Ч. развиваются в процессе обучения, общения и взаимоотношений на основе норм морали и общечеловеческих ценностей. Внимательность, такт, уважение к воинам должны быть нормой деятельности командира. Для поддержания положительных и преодоления отрицательных Ч. большое значение имеют разумное проведение отдыха, организация быта. Одним из путей развития Ч. обучаемых является стимулирование их работы над совершенствованием эмоциональной сферы своей личности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
371.19 кб

Диагностика чувства темпа и одновременности движений у спортсменок в синхронном плавании

Bespalov Boris Ivanovich, Leonov Sergey Vladimirovich
The method of diagnostics of the sense of the musical tempo, pace of internal count and concurrent execution of movements of sportswomen in synchronized swimming is described.
Читать PDF
128.91 кб

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Юлия Ивановна
В статье рассматриваются различные подходы к исследованию чувства юмора как субъективного феномена.
Читать PDF
262.17 кб

Формирование чувства взрослости у подростков (на примере корякских, эвенских, ительменских школьнико

Мякотина О. В.
Читать PDF
128.91 кб

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Ю. И.
Читать PDF
446.46 кб

Гендерные различия переживания чувства вины

Кадыров Руслан Васитович, Манхаева Ольга Михайловна
Представлен анализ результатов исследования гендерных различий переживания чувства вины.
Читать PDF
1.39 мб

Модель личностного развития подростков и юношей с учетом переживаемого ими чувства собственной безоп

Богомаз С. А., Козлова Н. В.
Представлена модель личностного развития подростков и юношей с учетом переживаемого ими чувства собственной безопасности в условиях трансформации российского общества.
Читать PDF
430.73 кб

Исследование чувства юмора как элемента неформальной коммуникации

Сергеев А. А., Макарова Л. С., Одинцова Л. А.
В статье анализируются основные формы неформальной коммуникации и ее роль в социальном взаимодействии, особое внимание уделяется юмору как сатирическому элементу неформальной коммуникации.
Читать PDF
110.47 кб

Психологические особенности чувства вины у лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы

Погонина Е. А.
Читать PDF
549.99 кб

Доминирующие чувства как характеристики духовных и душевных сил

Куликов Л.В.
Читать PDF
938.67 кб

Диагностика чувства времени у спортсменок высшей квалификации по синхронному плаванию

Беспалов Борис Иванович, Леонов Сергей Владимирович
В работе изучались индивидуальные особенности чувства времени у спортсменок молодежной сборной команды РФ по синхронному плаванию.
Читать PDF
241.24 кб

Психологические особенности формирования чувства собственного достоинства у подростка в отношениях «

Мордасова О. С.
The article is devoted to one of the urgent problems of psychology and pedagogics, the problem of formation of teenager's sense of self-respect in the relations «teacher pupil».
Читать PDF
1.17 мб

Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях

Мягкова Мария Алексеевна
На сегодняшний день институт семьи переживает серьезные изменения, одним из которых является рост числа неполных семей.
Читать PDF
215.06 кб

Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников

Лашкова Г. Н.
Читать PDF
4.69 мб

Роль чувства юмора в сфере интеграции образования

Сычев А. А.
Читать PDF
469.66 кб

Психодинамика чувства юмора

Сочивко Д. В.
в статье раскрыты возможности психодинамического анализа чувства юмора в соответствии с изменениями в структуре субъективного психологического времени.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

    Устаревший термин, использовавшийся для обозначения чувства депрессии, отчаяния, огорчения. См. астенический тип.
  • Эстетические чувства

    форма эстетического отражения: через отношения красоты и уродства, трагического и комического, юмора, сарказма, «смеха сквозь слезы», возвышенного и др.
  • Галлюцинации общего чувства

    то же, что висцеральные галлюцинации.
  • Глубина чувства

    определяется тем, насколько существенны для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано.
  • ЧУВСТВА ГНОСТИЧЕСКИЕ

    термин А.А.Меграбяна (1959), обозначает высшие эмоции, связанные с познавательными процессами (любознательность, пытливость, чувство радости от удачной мысли, решения задачи и т.п.).
  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

    стихийно сложившиеся, исторически и социально обусловленные народные способы решения задач воспитания подрастающих поколений, целесообразного взаимодействия взрослых с детьми. Народные методы
  • Интеллектуальные чувства

    любознательность, любопытство, радость решения задачи, удивление и др. Синоним — познавательные Ч.
  • Мировоззренческие чувства

    переживания, связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также переживания, связанные с формированием жизненной позиции, ценностных ориент
  • Моральные чувства

    патриотизм, интернационализм, Ч. долга, товарищества, сострадания, симпатии, антипатии, любви и ненависти и др.
  • Нравственные, моральные чувства

    переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам.
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

    это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям. Источниками возникновения Н.ч. являются: экономические и социально-политиче
  • Учет чувства неполноценности собеседника

    Человек может страдать этим недостатком по тому или другому случаю. Тактичность требует, чтобы общение не доставляло ему отрицательных эмоций. Так, при слепом не говорят о красоте какого-то пейзаж
  • Симптом чувства нереальности

    Jaskin, 1935) – ощущение нереальности окружающего и/или себя самого при анестетической депрессии. Нередко возникает также чувство разобщенности с внешним миром. См. Гипоаутогнозия.
  • Низость, низменные чувства

    от представлений о том, что на небе расположена положительная сущность, а в аду, внизу – отрицательная, также и от представлений, что людям высшего общества свойственно благородство, а людям низши
  • ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ

    чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д. Ч. н. подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями. Ч. н. вклю
  • Обобщенные чувства

    переживания, отражающие более или менее устойчивые отношения человека к окружающей действительности и к самому себе, не опосредованные конкретным предметом или явлением.
  • ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА

    Методика, применяемая в недерективной терапии, в которой терапевт перефразирует то, что сказал клиент с акцентом на эмоциональных аспектах.
  • ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

    Один из психотерапевтических методов, примыкающих к поведенческой психотерапии. Фенстергейм (Fensterheim H.), автор книги "Не говори "да", когда хочешь сказать "нет"", поведенческий психот
  • Праксические чувства

    чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство н
  • Предметные чувства

    связанные или направленные на определенное событие, лицо, явление.