АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
АСТЕНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО
Устаревший термин, использовавшийся для обозначения чувства депрессии, отчаяния, огорчения. См. астенический тип.
ЧУВСТВО АСТЕНИЧЕСКОЕ
негативные эмоциональные состояния (подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх и пр.), свидетельствующие об отказе от борьбы с трудностями в ситуациях повышенной эмоциональной нагрузки. О переживании субъектом чувств астенических может свидетельствовать, например, то, что он сутулится, дыхание замедляется, глаза тускнеют. Противоположны чувствам стеническим.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Астенические чувства
Словообразование. Происходит от греч. asthenes - слабый.
Категория. Формы негативных эмоций.
Специфика. Это - подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.
Диагностика. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.
Категория. Формы негативных эмоций.
Специфика. Это - подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.
Диагностика. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.
Астенические чувства
окрашенные отрицательным эмоциональным тоном чувства (горе, печаль, тревога, страх, стыд). Влияние астенических эмоциональных состояний на творческие процессы вероятностно. С одной стороны эмоции страха, зависти деструктивны в своей основе и обладают большой разрушительной силой. Человек, испытывающий эти эмоции, не свободен. Он «раб» эмоции и к созиданию не способен. Наиболее опасен социальный страх, когда он становится «эмоциональным образом жизни». Страх делает мышление ригидным, определяет привязанность к традиционным формам, ограничивая стремление к самостоятельным поискам, способствует формированию таких антикреативных личностных характеристик как конформность, стремление следовать авторитету, инструктивность поведения. Вместе с тем, отрицательные эмоции возникают у ребенка раньше положительных и в определенных ситуациях побуждают человека к активной деятельности, к перестройке всей системы взаимодействия с миром и людьми, инициируют поиск новых способов действий, которые обеспечивают успех, адекватный уровень самореализации. Обострение «болевых точек» приводит в движение энергию и может стать стимулом к созиданию. Творческие свершения возможны, когда происходит переход от плоскостного повседневного существования к периоду трагического кризисного состояния. Установлена (С. Томкинс — К. Изард) связь между интересом, страхом и творчеством. С. Кьеркегор утверждал, что тревога — следствие свободы, результат столкновения человека с выбором разных возможностей, так как такие возможности включают в себя неизвестное и неопределенное. Чем больше «возможностей» у индивида, тем больше его способность к творчеству и тем более вероятно переживание страха и беспокойства. Влияние эмоций отрицательного полюса валентности на активизацию творческих процессов отмечают и другие исследователи (Н. В. Гончаренко, Э. Башич, Т. А. Барышева).
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014