ЧРЕСКОЖНЫЙ ЧТЕНИЕ В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ

ЧТЕНИЕ

Найдено 3 определения термина ЧТЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Чтение

чтение не установление простой ассоциации между письменными знаками и звуками, соответствующими им. Чтение – сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления. (3.5, 444) См. Высшие психические функции, Мышление
Оцените определение:

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

ЧТЕНИЕ

1. В самых простых терминах – процесс, посредством которого извлекается информация из письменного или печатного текста. Этот процесс фактически является чрезвычайно сложным и только частично понятым, хотя два его критических аспекта заслуживают упоминания здесь. Во-первых, процесс чтения зависит от формата письма, см. орфография. Чтобы читать алфавитную систему такой письменности, как английская, необходимо декодировать фонетические связи, существующие между знаками на странице (буквами) и звуками речи, в то время как для того, чтобы читать логографическую систему, подобно китайской, необходимо соотносить знаки на странице (идеограммы) со словом или понятием языка, которые каждый из них представляет. Таким образом, алфавитные системы предполагают наличие стадии декодирования фонетического компонента, стадии, которой нет при использовании логографических систем. Следовательно, термин чтение обозначает различные когнитивные и перцептивные процессы в зависимости от орфографической формы. Во-вторых, чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический процесс. Рассмотрим гипотетический пример неграмотного греческого фермера и его друга английского профессора, образование которого позволяет ему знать, как произносятся все греческие буквы и комбинации букв, хотя он не может сказать ни слова на современном греческом языке. Профессор, глядя в греческую газету, произносит то, что для него является бессмысленными звуками. А его неграмотный друг полностью понимает их значение. Ни об одном из них нельзя сказать, что он читает, однако они вдвоем представляют те умения, которые должен иметь читающий. Задача этого примера состоит в том, чтобы разъяснить читателю, что многие упрощенные определения чтения, характеризующие этот процесс в терминах произнесения слов, вводят в заблуждение и затеняют глубокие, более важные аспекты этого сложного процесса. Вероятно, многие из проблем обучения чтению происходят из нашей неспособности пока еще полностью понять эти различные процессы. 2. Если более широко рассматривать понятие текст в приведенном выше простом определении, этот термин также будет применяться к извлечению информации из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ, жестов и т.д. 3. В парапсихологии – интерпретации предсказателя будущего, френолога, хироманта и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Чтение

общеславянск. от «чисти», «чьту» - почитать, читать) - 1. вообще – процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Этот процесс представляется весьма сложным и во многом не слишком понятным, что иллюстрируют следующие два примера: а) во-первых, процесс чтения зависит от формата письма, то есть системы письменности. Например, чтобы читать по-английски, необходимо декодировать фонетические связи, существующие между знаками письма и звуками речи, то есть перевести письменную речь в устную (спеллингование – от англ. spell – читать или произносить слова по буквам). В русском языке это делать ещй труднее. В логографической (иероглифической) системе письменности такой трудности не существует, там каждый письменный знак соответствует определенному понятию; б) во-вторых, чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический, то есть понимание прочитанного. Например, один человек свободно владеет языком, но не умеет на нем читать, а другой может читать, но не понимает значения многих слов, и оба эти случая представляют разные умения, необходимые для чтения одному человеку; 2. более широко – процесс извлечения информации также из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ и жестов, азбуки Морзе и др.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры

Поливанова Катерина Николаевна, Сазонова Елена Валериевна, Шакарова Марта Автандиловна
Изменение обстоятельств взросления современных детей по сравнению с условиями, в которых росли их родители, трактуется как углубление «кризиса детства». Подчеркивается необходимость новых исследований в области психологии развития, которые применяли бы культурно-исторический подход на современном материале. Представлены два эмпирических исследования: сюжетно-ролевой игры дошкольников на основе современных мультсериалов и подросткового чтения на материале книг Дж. Роулинг. Показано, что игра современных дошкольников обладает развивающим потенциалом, а ее сюжеты воспроизводят сложные коллизии в отношениях между людьми. Исследование причин популярности книг о Гарри Поттере обнаружило особую чувствительность подростков к характеристикам действия — яркого, героического, с неизвестным результатом.
Скачать PDF

Утопическое чтение: к вопросу о герметичности «Утопии» томаса Мора

Каспэ Ирина
В статье исследуется особый коммуникативный режим, который задается «Утопией» Томаса Мора. Рассматривая понятие утопии в историко-культурном контексте, автор статьи исходит из убеждения, что именно с «Золотой книжечки» начинается история утопического письма и чтения (и вообще любых утопических практик), и что написанные впоследствии утопии можно расценивать как вариант рецепции книги Мора. Классическая утопия обладает статусом дидактического повествования, навязывающего жесткую программу восприятия. Однако рецептивные исследования последних десятилетий показывают, что реальные практики чтения утопий разнообразны и противоречивы, часто связаны с замешательством, с непониманием мотиваций утопического письма, с осознанием его герметичности. Отсюда, как правило, делается вывод, что утопия предполагает «диалогическое» чтение, намеренно провоцируя своих реципиентов на активный и творческий поиск. В данной статье выдвигается более радикальное предположение тип письма, используемый в «Утопии» Мором, во многом противоречит тем ценностным принципам, на которые в дальнейшем опирается институт новоевропейской литературы: именно поэтому к классической утопии так сложно применить выработанные в рамках литературной теории подходы (например, определить заложенную в тексте «программу чтения»). Являясь продуктом Нового времени, утопия, с одной стороны, отражает появление новых моделей отношений с реальностью (проблематика «новоевропейской репрезентации», описанная М. Ямпольским) и отношений субъекта с собой (проблематика «формирования „я“ в эпоху Ренессанса», исследованная С. Гринблаттом); с другой становится индикатором культурного недоверия к этим моделям (к их «иллюзорности», «фиктивности», «искусственности»). Как демонстрируется в статье, «Золотая книжечка» осваивает новые механизмы репрезентации и идентичности и, одновременно, пытается их блокировать, что, собственно, и создает эффект герметичности, «автореферентности», по которому опознается классическая утопия.The article explores the specific communicative regime established in Thomas More’s Utopia. Classical utopia possesses the status of a didactic narrative which imposes a rigid pattern of perception. However, in recent decades, reception studies demonstrates that actual practices of reading utopias are various, contradictory, and often associated with confusion and a lack of understanding of the motivations for utopian writing, as well as with the recognition of its hermeticity. The conclusion which usually follows from this is that utopia implies “dialogical” reading, intentionally inspiring an active and creative reader’s response. This article provides more a radical suggestion: the type of writing used by More in his Utopia, in many respects, contradicts the value principles on which the European institute of literature was based. This is why it is difficult to apply the approaches of literary theory to classical utopia (for example, to identify the “program of reading” foreseen by the text). As a phenomenon of early modern culture, utopia, on the one hand, reflects the new patterns of personal relationship with reality (the “classical representation” issue described by Mikhail Yampolsky), and with the self (the “Renaissance self-fashioning” issue, examined by Stephen Greenblatt). On the other hand, utopia becomes an indicator of the cultural distrust of these patterns of their “illusiveness,” “fictitiousness,” or “artificiality.” As the article demonstrates, More’s Utopia absorbs new tools of representation and identity while attempting to block them at the same time. Thus, the well-known effect of hermeticity, or the “autoreference” of classical utopia, could be produced.
Скачать PDF

Влияние чтения иноязычных художественных текстов на формирование мотивации студентов

Канищева Т.В.
Скачать PDF

Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения

Полякова С. В.
В статье дается анализ современных работ по предложенной теме с целью конкретизации проблемы восприятия иностранного текста в контексте читательской парадигмы. Рассматриваются традиционные психологические модели чтения и «модифицированные интерактивные модели» обработки информации; виды чтения в зависимости от цели реципиента; различные стратегии изучения иноязычного текста.
Скачать PDF

Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения

Полякова Светлана Валентиновна
Дается анализ современных теоретических работ по предложенной теме с целью конкретизации проблемы восприятия иностранного текста в контексте читательской парадигмы. Рассматриваются традиционные психологические модели чтения и «модифицированные интерактивные модели» обработки информации; виды чтения в зависимости от цели реципиента. Представлены различные стратегии изучения иноязычного текста.
Скачать PDF

Взаимосвязь технических показателей чтения вслух и доминирующего типа зрительного восприятия младших

Мошкова Ольга Михайловна
В данной статье рассмотрена взаимосвязь между техническими показателями чтения вслух и доминирующим типом зрительного восприятия у младших школьников. Автором обращается внимание на работы учёных, занимающихся заявленной темой. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что особенность зрительного восприятия влияет на чтение вслух.
Скачать PDF

XVI международные рождественские образовательные чтения

Кремлев Александр Евгеньевич
Скачать PDF

Социальная психология и жизнь (итоги международной научной конференции «Ананьевские чтения - 2011»)

Куликов Леонид Васильевич, Почебут Людмила Георгиевна, Свенцицкий Анатолий Леонидович
В статье подводятся итоги прошедшей в Санкт-Петербургском государственном университете ежегодной международной конференции «Ананьевские чтения 2011». На конференции обсуждались теоретические, методологические, практические вопросы социальной психологии, ее роль в развитии других направлений психологической науки.
Скачать PDF

Социальные модели чтения: историко-социологический анализ

Стефановская Наталия Александровна
Sociological historical analysis of reading conceptions carried out by the author helps to reconstruct some social reading models typical for different historical periods. They can be classified in three types: sacred, subjective, social-rational. Singling out the general and special aspects of these models can become the base for forming the general theoretical reading model.
Скачать PDF

Взаимосвязь технических показателей чтения вслух и доминирующей стратегии зрительного восприятия мла

Мошкова Ольга Михайловна
В данной статье рассмотрена взаимосвязь между техническими показателями чтения вслух (скоростью) и стратегией зрительного поиска у младших школьников. Автором обращается внимание на работы учёных, занимающихся заявленной темой. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что особенность зрительного восприятия влияет на чтение вслух.
Скачать PDF

Методологическое своеобразие отечественной психологии (обзор материалов «Ананьевских чтений–2009»)

Аллахвердов Виктор Михайлович, Морошкина Надежда Владимировна
В статье анализируются материалы конференции.Ананьевские чтения 2009., посвященные методологии психологии, освещается современное состояние психологической науки, разрабатываемой на постсоветском пространстве, рассматривается ее преемственность по отношению к советской психологии. Подробно рассмотрены методологические позиции, занимаемые российскими психологами сегодня, показана их крайняя противоречивость, а также разрыв между позициями психологов-теоретиков и психологов, занимающихся прикладными исследованиями.
Скачать PDF

Влияние функциональной межполушарной асимметрии головного мозга на скорость чтения чисел в цифровом

Сазонов Вячеслав Фёдорович, Муравьёва Маргарита Сергеевна, Козлова Кристина Владимировна
На двух выборках учащихся 12-13 лет и 14-15 лет было показано, что функциональная межполушарная асимметрия (ФМА) влияет на время речевой реакции (ВРР) при чтении колонок чисел в цифровом и буквенном написании. Наилучшие результаты в скорости прочтения чисел (0,34 ± 0,07 с на 1 число) показывали испытуемые с правополушарным доминированием группы ППП, а наихудшие (0,4 ± 0,08 с на 1 число) испытуемые с левополушарным доминированием (группы НЛП и ПЛП). Обнаружено преимущество, которое дается смещением асимметрии в сторону правого полушария для выполнения данного вида деятельности. Чем сильнее была выражена правополушарная асимметрия, тем лучше испытуемые справлялись с чтением чисел. Коэффициент корреляции между ФМА и ВРР составлял -0,362, что указывает на имеющуюся слабую связь между этими двумя показателями.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16