ЧТЕНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЧТЕНИЕ
вид коммуникативной деятельности; категория библиотечной психологии; сложный сенсорно-мыслительный навык восприятия знаков и воспроизведения вслух или в уме понятий, обозначаемых их сочетаниями. Ч. может быть не только текста, но и показаний приборов или их пультов.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Чтение
чтение не установление простой ассоциации между письменными знаками и звуками, соответствующими им. Чтение – сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления. (3.5, 444) См. Высшие психические функции, Мышление

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Чтение
Человеческое действие, которое можно осуществлять после серьезной подготовки по ознакомлению с писменными знаками, упражнения по их сочетанию в слова, а слов - в выражения, причем происходит ознакомление с текстом. Ч. можно осуществлять одновременно с произношением вслух слов текста, а также - без такого произношения. Усвоение чтения создает огромные возможности для получения богатой информации, а также для ускорения процессов специализации, которая начинается с речи. Для усвоения чтения, а также его осуществления необходимы определенные интеллектуальные и сенсомоторные возможности. Существуют различные методы обучения чтению, основными из которых являются: синтетические («слоговые» - буквы, символизирующие звуки, сочетаются в слоги, слоги - в слова и предложения) и аналитические (глобальные, при которых фразы анализируются). При некоторых неврологических, невротических и психических заболеваниях наблюдаются временные или длительные расстройства возможности чтения.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Чтение
общеславянск. от «чисти», «чьту» - почитать, читать) - 1. вообще – процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Этот процесс представляется весьма сложным и во многом не слишком понятным, что иллюстрируют следующие два примера: а) во-первых, процесс чтения зависит от формата письма, то есть системы письменности. Например, чтобы читать по-английски, необходимо декодировать фонетические связи, существующие между знаками письма и звуками речи, то есть перевести письменную речь в устную (спеллингование – от англ. spell – читать или произносить слова по буквам). В русском языке это делать ещй труднее. В логографической (иероглифической) системе письменности такой трудности не существует, там каждый письменный знак соответствует определенному понятию; б) во-вторых, чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический, то есть понимание прочитанного. Например, один человек свободно владеет языком, но не умеет на нем читать, а другой может читать, но не понимает значения многих слов, и оба эти случая представляют разные умения, необходимые для чтения одному человеку; 2. более широко – процесс извлечения информации также из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ и жестов, азбуки Морзе и др.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЧТЕНИЕ
При чтении, то есть определении смысла того, что напечатано на странице, задействован ряд специфических процессов. Когда мы читаем, наши глаза постоянно совершают быстрые движения, перескакивая с одного знака на другой. Эти быстрые движения называются саккадами, и каждая из них длится около 15 миллисекунд. После каждой саккады наши глаза останавливаются на одной точке в течение приблизительно 250 миллисекунд, перед тем как приступить к очередной саккаде. Именно в это время, когда наши глаза неподвижнымы можем осознавать информацию.
Одна из причин, по какой глаза движутся по странице, заключается в том, что интересующие нас слова должны находиться в центре поля видимости; эту область мы воспринимаем наиболее четко. Отождествление и осмысление печатных или письменных слов требует обработки информации на трех уровнях. Для начала нужно обработать информацию о прямых и кривых линиях и с ее помощью отождествить отдельные буквы в слове. Отождествив буквы, мы должны отождествить все слово целиком. Но это очень сложный процесс, и маловероятно, чтобы он происходил посредством последовательного перехода от расшифровки букв до составления из них слова. Скорее всего, процесс этот интерактивный, то есть черты целого слова помогают определить конкретные буквы, и наоборот, отдельные буквы помогают нам узнать все слово.
Одно из центральных понятий в психологии чтения и распознавания слов — это внутренний словарь. Наш внутренний словарь содержит все сведения о знакомых нам словах, включая их значение, написание, произношение и роль, которую они могут играть в предложении. Каждый раз при чтении слова мы обращаемся к этому словарю, но каким образом мы так быстро и правильно находим нужное слово? Согласно одному из предположений, люди могут опознавать слово непосредственно по совокупности напечатанных букв. То есть, посмотрев, например, на слово «просто», мы мгновенно соотносим его с нужным словом внутреннего словаря.
См. также статьи «Дислексия», «Когнитивная психология», «Развитие речи», «Хомски, Ноам».

Источник: 101 ключевая идея психологии

ЧТЕНИЕ
1. В самых простых терминах – процесс, посредством которого извлекается информация из письменного или печатного текста. Этот процесс фактически является чрезвычайно сложным и только частично понятым, хотя два его критических аспекта заслуживают упоминания здесь. Во-первых, процесс чтения зависит от формата письма, см. орфография. Чтобы читать алфавитную систему такой письменности, как английская, необходимо декодировать фонетические связи, существующие между знаками на странице (буквами) и звуками речи, в то время как для того, чтобы читать логографическую систему, подобно китайской, необходимо соотносить знаки на странице (идеограммы) со словом или понятием языка, которые каждый из них представляет. Таким образом, алфавитные системы предполагают наличие стадии декодирования фонетического компонента, стадии, которой нет при использовании логографических систем. Следовательно, термин чтение обозначает различные когнитивные и перцептивные процессы в зависимости от орфографической формы. Во-вторых, чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический процесс. Рассмотрим гипотетический пример неграмотного греческого фермера и его друга английского профессора, образование которого позволяет ему знать, как произносятся все греческие буквы и комбинации букв, хотя он не может сказать ни слова на современном греческом языке. Профессор, глядя в греческую газету, произносит то, что для него является бессмысленными звуками. А его неграмотный друг полностью понимает их значение. Ни об одном из них нельзя сказать, что он читает, однако они вдвоем представляют те умения, которые должен иметь читающий. Задача этого примера состоит в том, чтобы разъяснить читателю, что многие упрощенные определения чтения, характеризующие этот процесс в терминах произнесения слов, вводят в заблуждение и затеняют глубокие, более важные аспекты этого сложного процесса. Вероятно, многие из проблем обучения чтению происходят из нашей неспособности пока еще полностью понять эти различные процессы. 2. Если более широко рассматривать понятие текст в приведенном выше простом определении, этот термин также будет применяться к извлечению информации из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ, жестов и т.д. 3. В парапсихологии – интерпретации предсказателя будущего, френолога, хироманта и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры

Поливанова Катерина Николаевна, Сазонова Елена Валериевна, Шакарова Марта Автандиловна
Изменение обстоятельств взросления современных детей по сравнению с условиями, в которых росли их родители, трактуется как углубление «кризиса детства».
Читать PDF

Совместное Чтение в представлениях матерей младших дошкольников

Проект Юлия Львовна
Исследование посвящено раскрытию особенностей представлений матерей младших дошкольников о совместном чтении и их связи с родительскими установками.
Читать PDF

Утопическое чтение: к вопросу о герметичности «Утопии» томаса Мора

Каспэ Ирина
В статье исследуется особый коммуникативный режим, который задается «Утопией» Томаса Мора.
Читать PDF

Понимающее чтение литературного художественного текста

Некрасова Е.В.
Утверждается, что трансспективная стратегия, центрирующаяся на становящееся смысловое пространство человека, может рассмариваться в качестве основания ценностного отношения к литературному художественному тексту, привносящего в не
Читать PDF

«Чтение на Евразийском перекрестке»: о международном интеллектуальном форуме

Читать PDF

Чтение в эпоху развития коммуникационных технологий

Воронков С.С.
Читать PDF

Чтение толстых журналов в России в конце XIX в.

Карпова В. В.
Читать PDF

Чтение как средство самовоспитания и саморазвития сотрудника органов внутренних дел

Нежкина Л.Ю., Балашов А.В.
В статье представлены результаты изучения отношения сотрудников органов внутренних дел к чтению как средству самовоспитания и саморазвития.
Читать PDF

ЧТЕНИЕ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД ИНКУЛЬТУРАЦИИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Дроздова Ольга Владимировна
Специалисты, занимающиеся проблемами чтения, утверждают, что трудные подростки категория общественности, для которой книга перестаёт быть материальным аспектом культуры.
Читать PDF

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ

Корнеев Алексей Андреевич, Матвеева Екатерина Юрьевна, Ахутина Татьяна Васильевна
Работа посвящена исследованию чтения на начальных этапах освоения этого навыка, с использованием методов регистрации движений глаз. В исследовании приняло участие 37учащихся II класса (возраст 8.6 ±0.33 года).
Читать PDF

КРУГЛЫЙ СТОЛ "ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: PRO ET CОNTRA"

Черняк Мария Александровна
Читать PDF

Содействуя здоровью детей, педиатры добавили чтение в список пунктов контрольного проверочного листа

Гэвин Мэри Л.

Похожие термины:

  • БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ

    умение читать в среднем от 100 до 140 слов и более в одну минуту. Считается доказанным, что скорочтение существенно ухудшает понимание и усвоение прочитанного.
  • ЧТЕНИЕ С ГУБ

    Категория. Форма общения. Специфика. Распознавание речевых сообщений при помощи зрительного восприятия видимых движений речевых органов.
  • ЧТЕНИЕ ГУБНОЕ

    чтение с губ) - распознание речи путем восприятия зрительного видимых движений органов речи.
  • ЧТЕНИЕ ИНДИКАТОРА

    считывание показания индикатора, отображение этого показания в сознании оператора и отнесение его к отображаемому индикатором свойству объекта. Процесс Ч. и. характеризуется временем безошибочн
  • ЧТЕНИЕ С ЛИЦА

    – зрительное восприятие речевой мимики говорящего человека, позволяющее понимать устную речь в условиях затрудненного или нарушенного слухового восприятия. Употреблявшийся ранее термин «чтен
  • МЫСЛЕЙ, ЧТЕНИЕ

    1. симптом расстройства самоосознавания, при котором пациенты, по их словам, приобрели способность узнавать, «читать» мысли других людей, живых существ; 2. в парапсихологии - утверждение, будто суще
  • ЧТЕНИЕ В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ

    См. палинлексия.
  • ОРАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

    Движения губ во время чтения "про себя". В той или иной степени, это делает каждый, особенно когда впервые сталкивается с трудным материалом, поскольку это помогает в кодировании и понимании. Если э
  • Симптоматическое чтение

    symptomatic reading) – чтение текста с целью выявить его недостатки, показать то, чего «текст не говорит», «утаивает» или в силу каких-то причин не может сказать.
  • Женское чтение

    В основе этого понятия лежит утверждение, что существует специфическая женская текстовая рецепция и любой текст может быть проанализирован с женской/феминистской точки зрения. Определение "женс
  • ДУШИ ЧТЕНИЕ

    (в парапсихологии) – гипотетическая паранормальная способность, проявляющаяся в непосредственном восприятии (познании) того, что происходит в душе другого человека, разновидность телепатии. См.
  • ЧТЕНИЯ НАРУШЕНИЕ

    См развития, расстройство чтения.
  • ОТСТАВАНИЕ В ЧТЕНИИ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ

    расстройства, характеризующиеся прежде всего выраженным нарушением развития навыков чтения или правописания, которые нельзя объяснить общей задержкой умственного развития или неадекватным обу
  • распознавание слов при чтении

    [reading word recognition] Способность распознавать прочитанные слова даже в незнакомом контексте.
  • К ЧТЕНИЮ, ГОТОВНОСТЬ

    Термин, используемый для того, чтобы охарактеризовать степень, в которой ребенок готов получать пользу от обучения чтению. Далеко не ясно, какие точно навыки и умения определяют эту "готовность", н
  • Недостаточная обучаемость чтению

    reading disability) – неспособность научиться читать или добиться необходимого прогресса в чтении, несмотря на нормальный интеллект и адекватное обучение.
  • ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ОТ ЗАДЕРЖКИ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ И АРИФМЕТИЧЕСКОГО СЧЕТА

    расстройства, при которых основной характеристикой является выраженное нарушение развития различных навыков обучения, кроме чтения и арифметики, которые нельзя объяснить общей задержкой интелл
  • МОНРО ТЕСТ ДИАГНОСТИКИ ЧТЕНИЯ

    (Monroe M. ). Психологическая методика для диагностики факторов, играющих роль в индивидуальной способности к чтению (не учитываются расстройства чтения в связи с интеллектуальной недостаточностью).
  • ЧТЕНИЯ, ДИАПАЗОН

    Приблизительно, объем письменного текста, который может быть воспринят за одну паузу фиксации. Часто упоминаются как типичные различные значения, такие как от 7 до 10 знаков. Но следует отметить и д
  • Симптом фотографического чтения вслух

    Осипов, 1908) – при чтении вслух пациент произосит вслух также названия знаков препинания. Признак кататонии. Синоним: Эхолексия.