описание своей жизни, собственноручно написанная биография.
АВТОБИОГРАФИЯ
АВТОБИОГРАФИЯ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Автобиография
(греч. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) основанный на самоанализе метод исследования личности по продуктам её творческой литературной деятельности. Виды: исповеди, воспоминания, семейные хроники, самооправдания, частные дневники, повествования.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
АВТОБИОГРАФИЯ
(от греч. сам жизнь пишу) – собственное жизнеописание, последовательное изложение человеком фактов жизненного пути (социальное происхождение, образование, профессия, место работы и жительства, семейное положение и т. д.). В автобиографии в определенной мере отражаются становление человека как личности, его мировоззрение, характер, отношение к действительности, самосознание. А. является документом, позволяющим изучать особенности личности, ее жизненные позиции. От А. следует отличать биографический метод исследования. Он служит для сбора и анализа сведений о жизненном пути личности, переживаниях, отношениях, об изменениях взглядов, о чертах характера и т. д. Большую ценность имеют сведения о главных событиях в жизни субъекта, происходящих независимо от него и влияющих на его психику в целом. При анализе биографических и других психологических данных надо учитывать, что в результате работы над собой личность может измениться по сравнению с тем, какой ее можно представить на основании ознакомления только с фактами биографии.
АВТОБИОГРАФИЯ
АЎТАБІЯГРАФІЯ / AUTOBIOGRAPHY– описание человеком своего жизненного пути, обычно в виде рассказа о событиях, представленного в хронологической или иной логической последовательности. Исследования автобиографии используются в психологии развития, социальной психологии, психологи и здоровья в ряде других областей. В психологии А. и связанные с нею феномены автобиографической памяти и жизненного пути исследовались в трудах А. Элмса, В. В. Нурковой, Л. Ф. Бурлачука и др. А. является источником информации о трех категориях психологических явлений: событиях и переживаниях прошлого; индивидуальных особенностях восприятия времени собственной жизни; культурно-исторических особенностях структурирования и придания смысла событиям, индивидуальному опыту. Поэтому при изучении А. подчеркивается, что она представляет собой не нейтральную проекцию прошлого, а опосредованное отображение настоящего. Психологические исследования А. обычно направлены не на проверку достоверности сообщаемой информации о событиях прошлого, а на изучение текущего состояния автора А., его жизненных ценностей, аттитюдов, представлений, в том числе имплицитных. При этом основное внимание может уделяться содержанию А.– тому, какие именно события отбираются автором как наиболее значимые для его жизненного пути и какими эмоционально-оценочными характеристиками они наделяются, а также структуре А.– тому, в какой мере и каким образом в способе повествования отражаются причинно-следственные связи между событиями, общая логическая последовательность и целостность жизненного пути.
Психодиагностика А. может осуществляться с помощью методик «Психологическая автобиография» и «Линия жизни». Кроме того, сбор автобиографических данных может осуществляться посредством автобиографического глубинного интервью или создания письменных нарративов, а их обработка– методами контент-анализа и нарративного анализа. Исследования А. близки к другому направлению– исследованиям жизненного пути. В первом случае основное внимание уделяется индивидуальным особенностям автора А., во втором– А. и ее автор рассматриваются как репрезентативные для определенной социальной группы, когорты или поколения. М. С. Фабрикант
Психодиагностика А. может осуществляться с помощью методик «Психологическая автобиография» и «Линия жизни». Кроме того, сбор автобиографических данных может осуществляться посредством автобиографического глубинного интервью или создания письменных нарративов, а их обработка– методами контент-анализа и нарративного анализа. Исследования А. близки к другому направлению– исследованиям жизненного пути. В первом случае основное внимание уделяется индивидуальным особенностям автора А., во втором– А. и ее автор рассматриваются как репрезентативные для определенной социальной группы, когорты или поколения. М. С. Фабрикант