Автобиографии психологические
Автобиографии психологические
совокупность приемов получения данных психологического анамнеза, сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути личности, ее отношении к прожитому и особенностях антиципации.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
АВТОБИОГРАФИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
совокупность приемов получения данных психологического анамнеза, сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути личности, отношении к прожитому и особенностях антиципации.
Сбор данных психологического анамнеза, включающих наиболее общие сведения об испытуемом и особенностях формирования его личности, является обязательным элементом психодиагностического обследования. Для получения таких общих сведений (пол, возраст,
профессия, социальное и семейное положение, образование, продвижение по службе, состояние здоровья, сведения о родственниках и т. п.) используются беседа, анкеты, специальные методики (напр., опросники биографические).
Наряду с перечисленными средствами, А. п. подразумевает получение дополнительного и более широкого с т. з. временной перспективы субъективного описания жизненных событий, отношения к себе и окружающим, оценок прошлых и возможных будущих событий.
Автобиография относится к наиболее ранним методам исследования личности. Составление А. п. испытуемых обычно носило характер устного или письменного повествования с отражением наиболее важных в представлении субъекта жизненных событий и совмещением
с ними описаний психического состояния или динамики течения болезни (в случае обследования лиц, страдающих теми или иными заболеваниями).
Получение сведений о жизни испытуемого, особенностях самооценки жизненной ретроспективы может быть существенно облегчено специальными приемами. Один из них — прием автопортрета, описанный П. Ржичаном (1983). Испытуемому предлагается начертить
горизонтальный отрезок прямой, крайние точки которого обозначают рождение и завершение жизни. После этого испытуемый выбирает промежуточную точку, обозначающую настоящий момент времени, таким образом, чтобы отношение возникших отрезков отвечало
ожидаемому отношению между продолжительностью предшествовавшей и оставшейся жизни. На отрезках, представляющих прожитую и оставшуюся жизнь, могут быть отмечены наиболее важные события, свершившиеся или ожидаемые с надеждой или опасением. Испытуемый
может также наметить условные «кривые удовлетворенности жизнью» (рис. 1). Такая комбинация схематической автобиографии с т. н. «автобиопортретом» дает картину жизненного пути и антиципацию, которая может быть использована в качестве отправной
точки для дальнейшей беседы с испытуемым.
Задача ретроспективной оценки жизненного пути может быть субъективно облегчена с помощью приема «управляемой фантазии» (К. Лейнер, 1970; П. Ржичан, 1983). Прием может состоять, напр., во «вживании» в свой воображаемый образ в старости с подведением
итогов «прожитой жизни». Другой из возможных вариантов — «ускорение времени» (испытуемый представляет себе, что он старше на 5 лет, потом — на 10 и т. д.). Экспериментатор регистрирует его представления и стимулирует процесс фантазирования
вопросами:
— Вам 55 лет. Какое положение Вы занимаете в обществе? О чем Вы говорите с навещающими Вас детьми? и т. п.
Сбор данных психологического анамнеза, включающих наиболее общие сведения об испытуемом и особенностях формирования его личности, является обязательным элементом психодиагностического обследования. Для получения таких общих сведений (пол, возраст,
профессия, социальное и семейное положение, образование, продвижение по службе, состояние здоровья, сведения о родственниках и т. п.) используются беседа, анкеты, специальные методики (напр., опросники биографические).
Наряду с перечисленными средствами, А. п. подразумевает получение дополнительного и более широкого с т. з. временной перспективы субъективного описания жизненных событий, отношения к себе и окружающим, оценок прошлых и возможных будущих событий.
Автобиография относится к наиболее ранним методам исследования личности. Составление А. п. испытуемых обычно носило характер устного или письменного повествования с отражением наиболее важных в представлении субъекта жизненных событий и совмещением
с ними описаний психического состояния или динамики течения болезни (в случае обследования лиц, страдающих теми или иными заболеваниями).
Получение сведений о жизни испытуемого, особенностях самооценки жизненной ретроспективы может быть существенно облегчено специальными приемами. Один из них — прием автопортрета, описанный П. Ржичаном (1983). Испытуемому предлагается начертить
горизонтальный отрезок прямой, крайние точки которого обозначают рождение и завершение жизни. После этого испытуемый выбирает промежуточную точку, обозначающую настоящий момент времени, таким образом, чтобы отношение возникших отрезков отвечало
ожидаемому отношению между продолжительностью предшествовавшей и оставшейся жизни. На отрезках, представляющих прожитую и оставшуюся жизнь, могут быть отмечены наиболее важные события, свершившиеся или ожидаемые с надеждой или опасением. Испытуемый
может также наметить условные «кривые удовлетворенности жизнью» (рис. 1). Такая комбинация схематической автобиографии с т. н. «автобиопортретом» дает картину жизненного пути и антиципацию, которая может быть использована в качестве отправной
точки для дальнейшей беседы с испытуемым.
Задача ретроспективной оценки жизненного пути может быть субъективно облегчена с помощью приема «управляемой фантазии» (К. Лейнер, 1970; П. Ржичан, 1983). Прием может состоять, напр., во «вживании» в свой воображаемый образ в старости с подведением
итогов «прожитой жизни». Другой из возможных вариантов — «ускорение времени» (испытуемый представляет себе, что он старше на 5 лет, потом — на 10 и т. д.). Экспериментатор регистрирует его представления и стимулирует процесс фантазирования
вопросами:
— Вам 55 лет. Какое положение Вы занимаете в обществе? О чем Вы говорите с навещающими Вас детьми? и т. п.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.