АТРИБУЦИЯ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АТРИБУЦИЯ

- стереотипное достраивание образа

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Атрибуция
приписывание характеристик социальным объектам. Ср. стереотипизация.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Атрибуция
attribution) - объяснение определенными причинами того, что вокруг нас происходит.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

АТРИБУЦИЯ
Описание или наделение, особенно приписывание конкретной черты или характеристики человеку. См. теория атрибуции.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Атрибуция
Attribution) — Процесс интерпретации и определения индивидом побудительных причин своего поведения и действий других людей.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

Атрибуция
лат. atributum - данное, приписанное) - наделение себя или другого человека характеристикой, какой в действительности может не быть.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АТРИБУЦИЯ
приписывание чему-либо или кому-либо определенных качеств или свойств. См. атрибуция защитная, атрибуция каузальная, атрибуция ответственности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

АТРИБУЦИЯ
приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

атрибуция (каузальная)

(анг. attributо – приписывать, наделять) – интерпретация субьектом своего восприятия причин и мотивов поведения других людей, полученная не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и т.д., а путем приписывания личости, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им. Люди наделяются приписываемыми им свойствами априорно; мотивы их поступков приписываются им из-за недостатка информации или нежелания ее анализировать.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

АТРИБУЦИЯ
от англ. attribute – приписывать, наделять) – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Это актуально для условий конфликта, где присутствует дефицит информации и А. является ведущим механизмом в восприятии поведения оппонента. Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является А. Выделяют диспозиционную и ситуационную А.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Атрибуция
(англ. аttribute — приписывать, наделять) — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Возникновение А. обусловлено тем, что информация, получаемая методом наблюдения, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в “достраивании”. А. является основным способом такого “достраивания”. Первой работой по А. стала работа Ф. Хайдера, опубликованная в 1958 г. Первоначально атрибуция сводилась к каузальной А. и локализовалась в пределах межличностного восприятия. Современные исследования расширили понимание А.
А. является основой для изучения и объяснения широкого класса социально–психологических феноменов. Она рассматривается как основной механизм социального восприятия, позволяющий включать воспринимаемые объекты в смысловую систему. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

АТРИБУЦИЯ
(от англ. приписывать, наделять) – приписывание человеку, группе, социальному объекту свойств, непосредственно субъектом не воспринимаемых и включаемых в его смысловое поле (домысливание). Суть А. заключается в наделении людей качествами, которые не могут быть результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдению поведении, а атрибутируются (приписываются). А. играет определенную роль в личностном взаимодействии, в регуляции взаимоотношений, в возникновении и преодолении конфликтов. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Начало изучения проблемы А. положил Ф. Хойдер (1958). В настоящее время вопросы А. находят широкое распространение в социально-психологических исследованиях.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Атрибуция
Способ, с помощью которого мы оцениваем причины поведения или личностные характеристики человека, судя по его поведению. В наши дни термин чаще используется в первом значении. Один человек (наблюдатель) следит за поведением другого человека и приходит к заключению о причинах рассматриваемого поведения. Наблюдатель делает выбор между атрибуцией, основанной на субъективных факторах (таких как способности или усилия), либо на ситуационных факторах (некий аспект обстановки, удача или неудача). Социопсихологи разработали несколько теорий атрибуции, объясняющих правила, которыми пользуются люди, когда выносят свои суждения о поведении других людей. Атрибуция не всегда является точным и объективным процессом, поскольку существуют различные атрибутивные искажения, влияющие как на оценку собственного поведения, так и на оценку поведения других людей. Когда на пути атрибутивного процесса встают личные цели, мотивы или жесткие установки, процесс атрибуции искажается.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Атрибуция
установление автора художественного произведения или времени и места его создания (С.с.и.с. - С. 74-75). Атрибут (от лат. наделять) - признак, примета, существенное свойство (К.ф.э. - С. 33). 1. Атрибуция, выделяемая нами как некое явление приписывания, прибавления, привнесения, ориентирует на то, чтобы учитывать возможную «заинтересованность» человека в создании таких «приписок». При диагностике это является основой для обращения к характеристикам человека, который «заинтересован» в создании определенного представления о себе путем приписывания определенных черт другому. Возможно, смысл приписывания в создании необходимого фона, для того чтобы выделить какие-либо свойства, черты, характеристики самого наделяющего. Возможно также это случаи действия механизма проекции как основы для оправдания и объяснения собственных действий. При диагностике путем контрастного принципа можно выяснить «заинтересованность» лица, наделяющего свой объект «вы годными» значениями. Таким образом, путем применения «верзусного» принципа можно выделить значимые, детерминирующие характеристики конкретного лица. Учитывая стремление к атрибуции, в целях точной диагностики необходимо вводить прием «поправочного коэффициента» (например, шкала К MMPI).

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

Атрибуция
англ. attribute — приписывание] — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в "достраивании". Основным способом такого "достраивания" непосредственно воспринимаемой информации и является А. Начало изучению проблемы положила работа Ф. Хайдера (1958), к концу 70-х гг. А. превратилась в один из трех приоритетных объектов социально-психологического исследования. Первоначально А. сводилась к каузальной А. (см. Атрибуция каузальная), локализовалась в пределах межличностного восприятия и понималась как выведение причин поведения человека. В дальнейшем понимание А. расширилось. Согласно современным представлениям, А., во-первых, не сводится к выведению только причин поведения, а включает приписывание широкого класса психологических характеристик; во-вторых, не ограничена только характеристиками человека, распространяясь и на другие социальные объекты. А. рассматривается как основной механизм социального восприятия, позволяющий включать воспринимаемые объекты в смысловую систему. Закономерности А. раскрываются теориями, разработанными Г. Келли, Е. Джонсом и К. Дэвисом, Б. Вейнером, А. Круглански. В зарубежной социальной психологии А. является основой для изучения и объяснения широкого класса социально-психологических феноменов, на чем основаны надежды на постепенное развитие теорий А. в общую социально-психологическую теорию. В отечественной социальной психологии А. изучается с конца 70-х гг. Она рассматривается как механизм многих социальных процессов. Показана роль А. в межгрупповом взаимодействии, в регуляции супружеских отношений, в возникновении производственных конфликтов и т.д.  

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

АТРИБУЦИЯ
Вы едете по ровной дороге, погода стоит ясная, но недавно шел дождь и дорога мокрая. Вы увеличиваете скорость, и вдруг машина перестает вас слушаться. В результате вы оказываетесь в придорожной канаве. Что является причиной этого происшествия?
Другая ситуация. Находясь на работе, вы задаете вопрос своему коллеге. Он отвечает грубо и не по существу. Почему он ответил таким образом? Пытаясь осмыслить дорожное происшествие или грубый ответ сослуживца, мы обязательно делаем какие — то умозаключения по поводу их причин. Такой процесс называется атрибуцией (каузальной атрибуцией), то есть приписыванием определенных причин событиям и поведению людей.
В большинстве случаев оказывается вполне возможным найти подходящее объяснение ситуации и поведению либо их взаимодействию. Существует ряд предубеждений и заблуждений, влияющий на процесс атрибуции. Среди них — так называемое «фундаментальное атрибутивное заблуждение» — когда переоценивается роль людей и недооценивается влияние ситуации. При этом в первом случае люди скорее обвинили бы водителя — он ехал слишком быстро и не обращал внимания на дорогу, — чем признали бы, что причиной случившегося послужило само состояние дороги или механическое повреждение трактора. Во втором случае скорее обвинили бы в грубости коллегу, тогда как на самом деле его поведение могло быть отражением стрессового состояния, возникшего в результате нагрузок на работе или кризиса в личной жизни. Другими распространенными заблуждениями являются самовосхваление и самооправдание. Свои успехи люди склонны приписывать только самим себе и свойствам своего характера, тогда как в своих неудачах они обвиняют внешние факторы. Так, если вы прошли экзамен на вождение автомобиля с первого раза, то похвастаетесь своим мастерством, а если провалили его, то скажете, что были плохие дорожные условия или слишком суровый экзаменатор.
См. также статьи «Когнитивный диссонанс», «Социальная психология», «Установки», «Формирование впечатлений».

Источник: 101 ключевая идея психологии

АТРИБУЦИЯ
англ. attribution) - в социальной психологии - "реальный" когнитивный процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть А. заключается в наделении людей качествами, которые не м. 6. результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются (приписываются) им. Т. о., А. - попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домыс-ливания. При этом А. отличается от абстрактного объяснения абстрактного поведения, которое дает профессионал-психолог, и представляет собой те когнитивные процессы, которые -протекают в самой жизни в миллионах человеческих голов и которые изучаются в когнитивной социальной психологии. По сравнению с исследованиями восприятия человека человеком, в исследованиях А. произошло как бы повышение коэффициента интеллектуальности изучаемых явлений. Простейшая классификация А. делит их на ситуационные и диспозиционные, что не совпадает полностью с др. делением: на внешние и внутренние А. (см. Локус контроля).
Началом теоретического и эмпирического культивирования А. послужили работы Ф. Хайдера (1958), Е. Джонса и К. Е. Дэвиса (1965), X. Келли (1967), а уже в конце 1970-х гг. А. входила в трио наиболее популярных областей социально-психологических исследований (наряду с группами и аттитюдами). Исторически разработка понятия А. началась с попыток объяснить, как люди объясняют себе мотивы чужого и своего поведения (атрибуция каузальная), однако вскоре произошло расширение термина и выход за пределы каузальности. Современное понятие А. охватывает приписывание различных психических свойств (личностных характеристик, способностей) наблюдаемых человеком людей (включая и его самого), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. При этом сам объект атрибутирования также расширился: им м. б. любой др. человек, сам субъект, группа и вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем (от лабораторной крысы до президента США).
Фактически под А. понимается как процесс, так и его результат, при этом последний м. б. как истинным, так и ложным. Харольд Келли (не путать с Келли Дж. А.) сформулировал нормативно-описательные критерии, которые люди обычно используют при решении атрибутивных задач. Он утверждал, - и целый ряд исследований это подтвердил, - что люди обычно пользуются своим опытом о различимости поведения (как повел бы себя данный человек в др. обстоятельствах), согласованности поведения (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше) и единодушии (как действовали бы др. люди в аналогичных обстоятельствах). При этом причина поведения приписывается тем факторам, с которыми ожидается ковариация (принцип ковариации причин и следствий). Нередко у человека нет никакой информации для оценки различимости, согласованности и единодушия, и тогда он использует правило дисконтирования (уценки). Оно заключается в дисконтировании (уменьшении) значения той или иной объяснительной причины на величину влияния др. потенциальных причин.
В большинстве случаев в процессе А. люди прибегают к одной из этих практик А. и получают вполне пригодные для обыденной жизни результаты, однако был выделен ряд исключений, типичных случаев ошибочных А. К ним относятся:
1) фундаментальная ошибка А.', 2) тенденциозность деятеля-наблюдателя (при объяснении одного и того же поведения действующий субъект склонен к ситуационным А., а наблюдатель - к диспозиционным); 3) тенденцию людей при объяснении поведения (особенно собственного) к диспозиционным А. в случае успеха и к ситуационным - в случае неуспеха; 4) чрезмерная уверенность в предсказаниях, основанных на диспозициях. В ситуациях неопределенности А. в большой степени определяются убеждениями и предрассудками человека.
Свидетельством популярности и значимости идеи А. можно считать разработку т. н. "атрибутивных" теорий для объяснения др. психических явлений (напр., теория эмоций С. Шехтера и Д. Сингера, теория Д. Бема о самопознании аттитюдов). См. Атрибуция диспозиционная, Локус контроля, Фундаментальная ошибка атрибуции. (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Атрибуция
от англ. attribute — приписывание] — приписывание воспринимаемому и оцениваемому социальному объекту характеристик, свойств, качеств, которые в отчетливом непосредственно воспринимаемом плане не представлены в актуальной ситуации взаимодействия и не проявились в достаточной мере в предшествующих случаях контакта. Таким образом, атрибуция обусловлена необходимостью «достраивания» образов, так как та информация, которая доступна субъекту восприятия, оказывается недостаточной. Понятие «атрибуция» и уже с 70-х годов прошлого века сложившееся направление социально-психологических исследований атрибутивных процессов связаны, прежде всего, с именем Ф.Хайдера. При этом, если в самом начале атрибуция рассматривалась как некий феномен, ограничивающийся процессами лишь межличностного восприятия и потому связанный с приписыванием каких-либо мотивов активности другого (каузальная атрибуция), то сегодня с помощью этого термина описывается существенно более широкая психологическая реальность, с одной стороны, касающаяся не только каузальной атрибуции, а с другой — выходящая далеко за пределы межличностных отношений и затрагивающая не только взаимодействующих индивидов, но и многие другие социальные объекты. Атрибуция в современной социальной психологии расценивается как один из основополагающих механизмов восприятия, реализация которого как раз и позволяет впервые воспринимаемую реальность содержательно и системно увязать с личностным опытом конкретного человека и системой его смысловых и ценностных установок. В то же время, несмотря на то, что понятие «атрибуция» в современной социальной психологии не сводится к понятию «каузальная атрибуция», так как их соотношение представляет собой вариант соотнесенности «родового» и «видового» терминов, проблематика именно каузальной атрибуции (объяснение личностью при восприятии поведенческой активности другого мотивов и причин этих проявлений) является ведущей и содержательно ключевой в рамках исследования атрибутивных процессов в целом. Сам факт пристального внимания психологов-экспериментаторов и психологов-практиков к изучению каузальной атрибуции в решающей степени обусловлен тем, что, как правило, наблюдение не позволяет получить информацию, достаточную для смысловой интерпретации мотивационных причин поведения другого, и потому заставляет «додумывать» и «достраивать» объяснение этой активности, в том числе и путем приписывания активному объекту восприятия более или менее конкретных свойств и качеств. Помимо этого, крайне важным обстоятельством здесь является и то, что те интерпретационные выводы, к которым приходит субъект восприятия, нередко решающим образом влияют на характеристики его собственной активности. Понятно, что атрибуция представляет собой важный механизм, сложившийся в ходе исторического развития человечества и позволяющий существенно ускорить и упростить процесс социального взаимодействия. Проблема, однако, заключается в том, что у большинства людей атрибуция подвержена сильному влиянию проекций и переносов, в результате чего высок риск существенного искажения в субъективном восприятии индивида истинных мотивов партнера по взаимодействию и общению. Кроме того, большую роль при интерпретации поведения играет так называемая фундаментальная ошибка атрибуции, суть которой заключается в склонности при поиске причин поведенческого акта к переоценке диспозиционных факторов и недооценке ситуационных. В результате отношение к конкретному поступку переносится на личность в целом. Тем самым нередко создается стереотип восприятия, препятствующий адекватной оценке партнера по социальному взаимодействию и пониманию его истинных побудительных мотивов.
Как известно, и это отмечал в рамках своей гипотезы Ф. Хайдер, человеку присуща потребность верить в то, что окружающая среда подконтрольна и предсказуема. Диспозиционная атрибуция объясняет тот или иной поведенческий акт внутренними причинами (личностными особенностями, установками, убеждениями и т. д.). Ситуативная атрибуция исходит из предположения, что поведение детерминировано факторами внешней среды.
Американские социальные психологи Ф. Зимбардо и М. Ляйппе иллюстрируют различия между диспозиционными и ситуативными атрибуциями следующим примером: «предположим, некий Джо Кандидат произносит речь, выступая за введение в качестве меры по предотвращению выпадения кислотных дождей более строгих норм, определяющих предельно допустимое содержание загрязняющих воздух веществ в выбросах фабрик, работающих на каменном угле. Одна из его слушательниц, Джоан, одобряет его взгляды на защиту окружающей среды: «Я могу голосовать за этого парня, у него правильные представления о том как надо решать проблему кислотных дождей». Подруга Джоан, Мэри, которая вместе с ней слушает речь, морщится и удивленно смотрит на Джоан: «Послушай, Джоан, этот парень просто хочет понравиться слушателям. Он обещает ввести эти нормы, чтобы завоевать голоса всех защитников окружающей среды из нашего колледжа. Но не думай, что он предпримет какие-нибудь реальные действия». Мэри пришла к ситуативной атрибуции: он делает это, чтобы завоевать аудиторию. Джоан выбрала диспозиционную атрибуцию: содержание речи кандидата объясняется его правильными с экологической точки зрения установками; поэтому она заключила, что в дальнейшем его позиция по другим экологическим проблемам будет столь же правильной»1.
Данный пример отчетливо иллюстрирует не только различия между ситуативными и диспозиционными атрибуциями, но и механизм влияния проекций и переносов на атрибутивные процессы. В самом деле, убежденность Джоан в том, что требования Джо Кандидата ужесточить контроль за содержанием промышленных выбросов в атмосферу обусловлены его заботой об экологии, является чистой воды проекцией — такого рода побуждениями руководствовалась бы и она сама. Между тем, реальным мотивом Джо в его стремлении осложнить жизнь владельцам фабрик, работающих на каменном угле, вполне может быть лоббирование интересов газовых компаний. Вывод же о том, что позиция Джо Кандидата по другим экологическим проблемам будет столь же правильной, как и по вопросу о кислотных дождях, представляет собой классический перенос. Джоан автоматически распространяет — переносит мнение оратора, высказанное по одному конкретному вопросу на всю многомерную совокупность экологических проблем.
На этом же примере можно заметить, что наиболее мощное влияние на восприятие проекций и переносов в контексте атрибутивного процесса происходит на уровне диспозиционных атрибуций. Между тем, как уже отмечалось выше, большинство людей предрасположено к переоценке именно диспозиционных атрибуций и недооценке ситуативных.
Как отмечают Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, «фундаментальная ошибка атрибуции многократно продемонстрирована в научных исследованиях, показавших, насколько редко “виновной” в том или ином поведении признают ситуацию. В ходе исследования, предметом которого были суждения студентов о своем собственном и о чужом интеллекте, испытуемые участвовали в специальной викторине: один человек задавал вопросы, а другой пытался на них ответить. Исследователи случайным образом распределили между студентами роли “ведущих” и “конкурсантов”. Студентов, назначенных на роли ведущих, просили придумать десять самых трудных вопросов на любую тему с тем лишь условием, что они должны были знать правильные ответы на эти вопросы. Таким образом, конкурсанты явно попадали в крайне невыгодное положение. Вряд ли можно было ожидать, что они хорошо осведомлены о том, чем интересуются ведущие или в чем они сведущи. Поэтому раунд за раундом конкурсантам приходилось тусклым голосом признаваться, что они не знают ответов на многие вопросы, и раунд за раундом студенты, наблюдавшие эти взаимодействия, приписывали ведущему больше ума и эрудиции, отказывая в этих качествах конкурсанту, хотя до сведения студентов были доведены правила игры, и они отлично знали, кто выбирает темы вопросов. Наблюдатели явно совершали фундаментальную ошибку атрибуции. Они не учитывали, той значительной форы, которую получали ведущие.
Главный вывод, который следует из результатов этого и многих других экспериментов, заключается в том, что мы часто не учитываем в должной мере влияния ситуационных переменных на наблюдаемое нами поведение других людей, даже если мы все-таки признаем, что ситуация сыграла некоторую роль. Этот вывод подтверждается на примере феномена «переноса вины на потерпевшего», когда человека считают виновным в том, что он бездомный, безработный или стал жертвой насилия, а влияние социальных и политических факторов признается только на словах»1.
Данный феномен отчетливо проявляется, например, в комментариях многих военных относительно случаев армейской «дедовщины». В них, как правило, полностью или частично отвергаются системные и ситуационные причины данного явления, связанные со спецификой армейской среды, и выдвигаются обвинения в адрес жертв «дедовщины» в малодушии, трусости, слабости, желании уклониться от исполнения своих обязанностей и т. п.
Еще одним интересным проявлением феномена атрибуции являются деструктивные психологические игры, описанные, в частности, американским психологом Э. Берном. Классическим примером такого рода является характерная для мужеско-женских отношений игра «Динамо». Типичный ее сценарий выглядит следующим образом: «Женщина демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только он показал свое небезразличное отношение к ней, можно считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне искренне скажет ему: «Мне очень приятны ваши комплементы. Большое спасибо» и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то может просто бросить его и исчезнуть»1. В наиболее жестком варианте данной игры, известном также под названием «Насилие», сценарий предполагает, что женщина склоняет мужчину к интимной близости и затем выдвигает обвинение в изнасиловании. Как отмечает Э. Берн, «Насилие» — «это жестокая игра, которая может иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства»2. Вполне понятно, что чем в большей степени мужчина в подобных ситуациях руководствуется атрибуциями в своих действиях, тем выше его шансы стать жертвой игры. По словам Э. Берна, «способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличать выражение истинных чувств от хода в игре»3 — т. е., по сути дела, от способности исключить или, по крайней мере, минимизировать влияния атрибуции на собственные умозаключения об истинных мотивах поведения женщины.
Выявленные закономерности и зависимости, раскрывающие психологическую и социально-психологическую суть атрибуции в целом и казуальной атрибуции, в частности, позволяют практическому социальному психологу проектировать программы психологического воздействия и прогнозировать их последствия на уровне взаимоотношений и взаимовлияний членов различных групп и организаций, что, в свою очередь, дает возможность научно грамотно и выверенно выстраивать как коррекционную, так и просто поддерживающую программу сопровождения жизнедеятельности сообщества и конкретных его членов.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Атрибуция успеха в системе ключевых категорий современной психологии

Балецкая Людмила Николаевна
В статье осуществлена систематизация современных подходов к проблеме определения психологических особенностей атрибуции успеха.
Читать PDF

Каузальная атрибуция достижений и успешность учебной деятельности студентов

Кимпаева Эльмира Арсеновна, Далгатов Магомед Магомедаминович
Статья посвящена исследованию актуальных вопросов педагогической психологии, связанных с успешностью обучения студентов.
Читать PDF

КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ АГРЕССИИ И КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ

Ениколопов Сергей Николаевич, Кузнецова Юлия Михайловна, Чудова Наталья Владимировна
Читать PDF

Атрибуция враждебности и сценарии поведения детей в ситуации провокации агрессии

Фурманов Игорь Александрович
Обсуждается взаимосвязь атрибуции враждебности и сценариев поведения детей в ситуации провокации агрессии.
Читать PDF

Атрибуция ответственности за психологическое Благополучие престарелых людей в представлениях студенч

Емельянова Татьяна Петровна, Зинина Анна Александровна
В статье представлены результаты исследования социальных представлений (СП) о психологическом благополучии престарелых людей в российском обществе и атрибуции ответственности за их психологическое благополучие.
Читать PDF

Супружеская атрибуция как фактор удовлетворённости отношениями в парах с различным стажем семейной ж

Сычев Олег Анатольевич
Проблема психологических факторов удовлетворенности супружескими отношениями и браком является актуальной ввиду необходимости совершенствования психологической поддержки семьи в условиях сложившейся в нашей стране демографической
Читать PDF

Каузальная атрибуция преступности: гендерное измерение феномена

Семёнова В.Э.
Изучение такого социально-психологического феномена, как каузальная атрибуция преступности, позволяет выявить субъективную интерпретацию людьми причин существования данного явления.
Читать PDF

Культурная атрибуция как метод исследования

Флиер Андрей Яковлевич
Статья посвящена описанию культурологической атрибуции как особого метода исследования, отличного от исторической и художественной атрибуции объектов.
Читать PDF

Культурная атрибуция как метод исследования

Флиер Андрей Яковлевич
В статье рассматривается метод культурологической атрибуции как одно из наиболее эффективных средств проведения научного культурологического исследования.
Читать PDF

Искусствоведческая экспертиза и атрибуция музейных фарфоро-фаянсовых изделий

Ревенок Наталья Николаевна
в статье рассмотрены проблемы исследования музейного художественного фарфора и фаянса XIX – начала ХХ века в процессе проведения искусствоведческой экспертизы, а также раскрыты основные критерии музейной атрибуции.
Читать PDF

Атрибуция рождения рекламы в Италии

Якутина Елена Николаевна
Итальянская реклама мало изучена в нашей стране и интересна для современного исследователя с точки зрения событий и процессов мировой значимости, среди которых рождение рекламы и первенство упоминаний о рекламе в мировой истории а
Читать PDF

Локус контроля и атрибуция ответственности (на примере общероссийских опросов и опроса петербургских

Мацкевич Мария Георгиевна, Родионова Алла Викторовна
В статье обосновывается возможность социологического изучения локуса контроля и атрибуции ответственности.

Похожие термины:

  • Внешняя атрибуция

    См. Ситуационная атрибуция.
  • Внутренняя атрибуция

    См. Характерная атрибуция.
  • ЗАЩИТНАЯ АТРИБУЦИЯ

    См. предубеждение в пользу своего я.
  • АТРИБУЦИЯ ДИСПОЗИЦИОННАЯ

    тенденция находить причины поведения кого-либо или своего собственного преимущественно в личных качествах индивида.
  • АТРИБУЦИЯ ЭМОЦИЙ

    Фраза, обычно используемая для описания теории эмоции, предложенной С. Шахтером, в которой утверждается, что переживание эмоций зависит от уровня физиологической активации и когнитивной интерпре
  • Групповая атрибуция

    объяснение позитивного Поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы - внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.
  • Характерная атрибуция

    Атрибуция причин нашего собственного или чужого поведения по отношению к факторам, которые находятся под прямым контролем личности. Так, мы делаем характерную атрибуцию, когда приходим к выводу,
  • АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ

    см. Атрибуция каузальная, Каузальный.
  • АТРИБУЦИЯ, КАЗУАЛЬНАЯ

    механизм социальной перцепции, заключающийся в приписывании воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Субъект использует механизм казуально
  • Ошибочная атрибуция

    Атрибуция эмоциональной реакции вследствие неверной причины. Чаще всего ошибочная атрибуция наблюдается при проведении экспериментов, однако встречается и в реальной жизни. В качестве примера м
  • Ошибочная атрибуция возбуждения

    misatribution of arousal) – в психологии - процесс, при котором люди приходят к неправильным выводам о причинах появления своих чувств и характере последних, связывая их со случайными внешними впечатлениями;
  • АТРИБУЦИЯ СИТУАЦИОННАЯ

    тенденция находить причины поведения кого-то другого или своего собственного в сиюминутных обстоятельствах, в текущих ситуациях, вырванных из общего контекства происходящего.
  • Атрибуция, теории

    в социальной психологии - теоретические модели атрибуции. Их существует несколько. Современная теория атрибуции Хайдера утверждает следующее. Человек, наблюдая поведение другого индивида и осно
  • Атрибуция враждебности

    лат. atributum) - приписывание другому человеку враждебности, которой на самом деле может не быть. На самом деле такой индивид, сам того обычно не осознавая, в силу эгоцентризма или иных психологических
  • АТРИБУЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    приписывание (обычно-путем рассуждений) другому человеку или какому-либо событию ответственности за какой-либо поступок или происшествие. См. атрибуция, атрибуция каузальная.
  • Враждебности атрибуция объективная

    обоснованная оценка и интерпретация чьих-либо действий и намерений в качестве агрессивных. Процесс атрибуции проходит, как считается, следующие этапы. Во-первых, устанавливается лицо, ответствен
  • Враждебности атрибуция предвзятая

    основанная на ложном, предвзятом и заранее сложившемся отрицательном мнении склонность индивида приписывать другим людям дурные намерения в отношении себя. Считается, что предвзятая атрибуция п
  • Атрибуции

    причины, которыми мы объясняем поведение других людей.
  • Фундаментальная ошибка атрибуции

    См. Атрибутивные искажения.
  • Предельная ошибка атрибуции

    Ultimate attribution error) – в социальной психологии - склонность индивида предполагать, что и другие люди думают, действуют или хотят того же, что и он сам. Синоним: Эгоцентризм.