Фундаментальная ошибка атрибуции

Найдено 12 определений термина Фундаментальная ошибка атрибуции

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Фундаментальная ошибка атрибуции

См. Атрибутивные искажения.
Оцените определение:

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Фундаментальная ошибка атрибуции

fundamental attribution error, FAE) Понятие фундаментальной ошибки атрибуции (ФОА) входит в теорию атрибуции, рассматривающую процессы, к-рые используются людьми для объяснения поведения. Заключения о причинах поступков того или иного человека подразделяются на 2 категории: внутренние (или характеристики личности) и внешние (или характеристики соц. или физ. среды). ФОА, иногда наз. сверхатрибуцией, - это общая тенденция наблюдателя воспринимать поведение др. человека как обусловленное скорее внутренними, личностными характеристиками или диспозициями, нежели внешними, ситуационными влияниями. И наоборот, действующий чел. (деятель) склонен рассматривать собственное поведение как обусловленное ситуацией. Понятие ФОА возникло в ходе многочисленных исслед. в области соц. восприятия и мышления и, в свою очередь, само послужило стимулом для многих исслед. Хорошо установленный факт переоценки наблюдателем личностных свойств и недооценки контекста поднял серьезные вопросы в отношении ошибок во множестве ситуаций, в к-рых люди оценивают др. людей, таких как клиническая оценка или лечение, голосование на выборах и решения суда присяжных. Вэри, Стэнли и Харви указывают, что эта примечательная тенденция переоценивать без должных оснований внутренние причины поведения отмечалась еще ранними соц. психологами, такими как Фриц Хайдер. Эдвард Джоунз и Ричард Нисбетт описывали ее как эффект деятеля-наблюдателя, а с исслед. Ли Росса за ней утвердилось название ФОА. В типичных эксперим. исслед. ФОА изучаются оценочные суждения, выносимые людьми в различных условиях, или сравниваются объяснения испытуемыми своих собственных выборов и выборов др. людей. Испытуемые могут сообщать о причинах поведения, просматривая видеозаписи собственных действий или действий др. лица. Процесс ФОА оказывается настолько сильным, что даже если наблюдателю сообщают что-либо об особенностях ситуации, в к-рой находятся др. люди, все равно сохраняется тенденция объяснять их действия личностными особенностями. В повседневной жизни это, очевидно, отражается в том, что жертвы изнасилования, бедняки и люди с др. соц. проблемами объявляются виновными в создавшемся положении. Существует высокая вероятность того, что психологи тоже склонны объяснять наблюдаемое поведение внутренней предрасположенностью человека. Существуют неск. подходов к объяснению ФОА. Бэрон и Грациано считают, что "лучшее на сегодня объяснение опирается на различия в количестве и характере информ., наиболее доступной деятелям и наблюдателям... Когда люди оценивают свое поведение деятеля, у них есть информ. о поведении, к-рое они демонстрировали ранее в течение своей жизни, и следовательно, основа для сравнения. Когда же они, будучи наблюдателями, объясняют поведение др., они почти никогда не располагают тем же самым количеством или качеством доступной им информ.". Кроме того, деятелей и наблюдателей привлекает разная информация и оценивается она тоже по-разному. Прикл. значение теории атрибуции оказывается весьма существенным в области клинической практики. Нек-рые исслед. показали, что у людей, профессионально оказывающих помощь, существует склонность к диспозиционным объяснениям, однако достаточных доказательств этому получить не удалось. Поскольку люди в целом склонны приписывать наличие проблем личностным характеристикам, представляется важным в ходе клинической подготовки помогать студентам анализировать свои объяснения чувств и поступков клиентов. Консультанты и клиницисты могут использовать ФОА как часть атрибутивной терапии, помогающей клиенту изменять самоатрибуции. Пациенты с депрессией больше всех склонны к самообвинениям. Нек-рые исслед. свидетельствуют о том, что когнитивная терапия или инструктирование, снижающее склонность приписывать негативные события глобальным, стабильным и внутренним причинам, могут помочь уменьшить депрессию или выработать у людей защиту от чувства беспомощности. Опросник стиля атрибуции (Attributional Style Questionnaire) используется как метод исслед. индивидуальных различий среди клиницистов и др. людей. Принцип ФОА тж находит приложение в юридич. и междунар. ситуациях. С вопросами ФОА, напр., могут быть связаны решения о причинах поступков человека, подозреваемого в совершении преступления. Обсуждая проблемы национальной безопасности, Тетлок, Мак-Гуайр и Митчелл указывают на то, что ФОА усиливает тенденцию приписывать другим враждебные намерения и побуждает даже мирные государства к вооружению. Политики склонны рассматривать вооружение своей страны как защиту, наращивание же вооружения другими расценивается как агрессия. Следует сказать о нек-рой ограниченности теории ФОА и сделать неск. предупреждений. ФОА учитывает относительную склонность наблюдателей приписывать деятелю больше ответственности за поведение, нежели он делает это сам, но ничего не говорит о точности указываемых ими причин. Лишь в немногих исслед. предпринимались попытки определить реалистичность или истинность таких атрибуций; вопросы могут быть подняты в отношении точности оценок наблюдателя, деятеля или их обоих. Др. предостережение связано с тем, что наблюдатели часто предпочитают личные атрибуции вследствие их большей эффективности; если информ. о ситуации, в к-рой оказался деятель, недоступна, зачастую оказывается невозможным или непрактичным принимать в расчет всю сложность его положения. Аттитюды тж играют важную роль в процессе атрибуции; различия между наблюдателем и деятелем могут уменьшаться, если наблюдатель симпатизирует деятелю или к.-л. образом связан с ним. По-видимому, на склонность к ФОА влияют культурные различия; жители Северной Америки обладают большей склонностью приписывать ответственность индивидууму в сравнении с жителями Индии или др. коллективистских культур. Тж еще предстоит значительная работа по прояснению теорет. связей ФОА с такими родственными понятиями, как самоэффективность и внутренний / внешний локус контроля. См. также Человеческие факторы, Интернализация, Интроспекция, Жизненные события, Локус контроля, Поиск "козла отпущения" Н. Д. Сандберг

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА АТРИБУЦИИ

шт. fundamental attribution error) - тенденция придавать большее значение личностным (диспозиционным) факторам и игнорировать ситуационные влияния при описании людей и их поведения, а также интерпретации причин поведения. Ф. о. а. приводит к неправильным, неадекватным атрибуциям. Термин введен Л. Россом в работе "Интуитивный психолог и его несовершенства: искажения в процессе атрибуции" (1977). Л. Росс и Р. Нисбетт выделяют в Ф. о. а. 2 стороны: чрезмерный диспозиционизм и недостаточно развитый ситуационизм.

Ф. о. а. может проявляться в разных формах, при этом наиболее экстремальный вариант тот, когда люди с легкостью относят поведение на счет личностных черт, опираясь на данные, которые допускают его интерпретацию исключительно на основании ситуационных факторов или всего лишь позволяют считать, что данная диспозиция проявляется в определенного рода ситуациях.

Имеются данные о культурных, социальных и половых различиях в атрибуции (напр., индийцы более, чем американцы, склонны интерпретировать события в ситуационных факторах; люди с более высоким социально-экономическим статусом склонны видеть в своем положении результат собственных усилий, а люди с менее высоким статусом - действие внешних факторов и пр.), что ставит под сомнение универсальность Ф. о. а. (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Фундаментальная ошибка атрибуции

Fundamental attribution error). Тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведения других. (Также называется предубеждение соответствия, так как мы часто считаем, что поведение соответствует диспозициям.)

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004 г

Фундаментальная ошибка атрибуции

тенденция объяснять поведение других внутренними причинами, а собственное поведение — ссылаясь на внешние причины.

Источник: Д. Мацумото. Психология и культура: глоссарий к книге

ОШИБКА АТРИБУЦИИ, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ

Тенденция людей, наблюдающих действия другого, интерпретировать эти действия как признак или как результат его внутренней диспозиции или какого-то качества. Это считается ошибкой атрибуции, так как при такой интерпретации почти всегда недооценивается воздействие внешних условий и приписывается слишком большая ответственность за поведение внутренним чертам индивида или его склонностям. См. теория атрибуции.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА АТРИБУЦИИ

См. атрибуции, ошибка, Фундаментальная.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Фундаментальная ошибка атрибуции

Fundamental attribution error) — тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации на поведение человека, в то же время переоценивая влияние диспозиции.

Источник: Дэвид Майерс. Социальная психология. Интенсивный курс./Глоссарий по книге

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА АТРИБУЦИИ

англ. fundamental attribution error) – тенденция придавать большее значение личностным (диспозиционным) факторам и игнорировать ситуационные влияния при описании людей и их поведения, а также интерпретации причин поведения. Ф. о. а. приводит к неадекватным атрибуциям. Термин введен Л. Россом в работе «Интуитивный психолог и его несовершенства: искажения в процессе атрибуции» (1977 г.). Имеются данные о культурных, социальных и половых различиях в атрибуции (напр., индийцы более, чем американцы, склонны интерпретировать события в ситуационных факторах; люди с более высоким социально-экономическим статусом склонны видеть в своем положении результат собственных усилий, а люди с менее высоким статусом – действие внешних факторов и пр.), что ставит под сомнение универсальность Ф. о. а. Она искажает восприятие партнеров по социальному взаимодействию и тем самым м. б. причиной различных конфликтов. Знание закономерностей формирования Ф. о. а. помогает конфликтологу более глубоко понять причины конфликта и более эффективно его регулировать.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Ошибка атрибуции фундаментальная

лат. atributio – приписывание) – тенденция людей, наблюдающих действия другого человека, интерпретировать эти действия как признак или как результат его внутренней диспозиции или качества его личности. Ошибкой это явление называют потому, что при такой интерпретации почти всегда в той или иной степени недооценивается воздействие внешней среды, конкретных обстоятельств и человеку приписывается слишком большая ответственность за его действия. Нечто подобное происходит и в тех случаях, когда поведение психиатрического пациента выводится исключительно из симптомов болезни или поведение здоровых людей объясняют скрытым психическим расстройством.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Фундаментальная ошибка атрибуции

тенденция переоценивать степень, в которой поведение человека зависит от внутренних, диспозиционных факторов, и недооценивать роль ситуационных факторов.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА АТРИБУЦИИ

Широко распространенная ошибка объяснять поведение других какой-либо внутренней или диспозициональной причиной и недооценивать влияние внешней среды.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. Прайм-Еврознак, 2004 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОШИБКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА В ПСИХОЛОГИЧЕС

Басимов М.М.
В статье рассматривается проблема изучения статистических зависимостей в психологических исследованиях, отмечается, что психологи в подавляющем большинстве на основе своих данных предлагают интерпрета
Читать PDF

Методологические ошибки в психолого-педагогических исследованиях и публикациях

Меретукова Зара Кадыровна
В статье рассматриваются выявленные в процессе изучения и анализа многочисленных публикаций (научных статей, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, монографий), диссертаций и авторефе
Читать PDF

Типичные ошибки психолога-диагноста

Ануфриев А.Ф., Рыжкова А.Н.
С помощью метода компьютерного моделирования диагностических задач изучаются типичные ошибки психолога-диагноста. Предлагается их теоретически обоснованная классификация.
Читать PDF

Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот

Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Далгатов Магомед Магомедаминович
В статье представлены результаты эмпирического исследования каузальных атрибуций достижений подростков-сирот.
Читать PDF

Атрибуция успеха в системе ключевых категорий современной психологии

Балецкая Людмила Николаевна
В статье осуществлена систематизация современных подходов к проблеме определения психологических особенностей атрибуции успеха.
Читать PDF

Когнитивные ошибки и способы их исправления

Сханов Руслан Александрович, Макаров Антон Валерьевич
В статье рассматривается проблема ошибочных действий, а также выдвигаются гипотезы относительно возможности элиминации ошибок в когнитивной деятельности субъекта.
Читать PDF

Современный уровень преступности несовершеннолетних и ошибки семейного воспитания, приводящие к форм

Широбокова Татьяна Сергеевна
Обеспечение нормальных условий развития и воспитания это основная обязанность родителей.
Читать PDF

Оптимистический стиль атрибуции как фактор мотивации и успешности педагогической деятельности

Далгатов Магомед Магомедаминович
Статья посвящена исследованию влияния атрибутивного стиля на мотивацию и успешность педагогической деятельности.
Читать PDF

Каузальная атрибуция достижений и успешность учебной деятельности студентов

Кимпаева Эльмира Арсеновна, Далгатов Магомед Магомедаминович
Статья посвящена исследованию актуальных вопросов педагогической психологии, связанных с успешностью обучения студентов.
Читать PDF

«Самосознание, возможно, является ошибкой эволюции»: Олдос Хаксли о топографии сознания

Головачева И. В.
Структура и работа сознания трудно поддается словесному выражению, взывая к необходимости метафорического и символического описания. Олдосу Хаксли это прекрасно удавалось.
Читать PDF

Ошибки в процессе научения при разных способах оценки эталона

Сханов Р.А., Ворожейкин И.В., Филиппова М.Г., Макаров А.В.
В статье описана процедура и результаты исследования, нацеленного на выявление феноменов научения, связанных с оценкой двумя независимыми способами одного и того же релевантного стимула.
Читать PDF

Каузальные атрибуции достижений и успешность учебной деятельности старшеклассников

Муталимова А.М.
В статье излагаются результаты исследования влияния каузальных атрибуций достижений на успешность учебной деятельности старшеклассников.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!