АППЕРЦЕПЦИЯ
- зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
апперцепция
в представлении Вундта — отчетливая перцепция, которая достигается силой целенаправленного внимания.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
Апперцепция
Apperception). Восприятие, включающее субъективную интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств.
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
АППЕРЦЕПЦИЯ
зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
Апперцепция
(от лат. ad - к и perceptio - восприятие) зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
апперцепция
зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психологической деятельности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Апперцепция
от лат. perception – восприятие). Свойство психики человека воспринимать ситуации, а также принимать решения, основываясь при этом на интуиции и собственном жизненном опыте.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
АППЕРЦЕПЦИЯ
apperception) - (в психологии) состояние, при котором характеристики предмета, окружающая обстановка и т.д. воспринимаются человеком с учетом имеющихся у него знаний и опыта.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
АППЕРЦЕПЦИЯ
(лат. ар — к, percept io — восприятие) — термину введенный Г. Лейбницем (1646—1716): одно из проявлений избирательности восприятия, его зависимости от общего состояния психической жизни человека, опыта и направленности.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
АППЕРЦЕПЦИЯ
от лат. ad - при, к + perceptio - восприятие] психол. зависимость восприятия от прошлого опыта и запаса знаний, от общего содержания психической деятельности человека в момент восприятия и его индивидуальных особенностей
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Апперцепция
(от лат. ad — «к», perceptio — «воспринимаю») — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности и индивидуальных особенностей человека. А. обусловливает разное восприятие одного и того же объекта, явления разными людьми.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Апперцепция
(лат. ad — к + perceptio — воспринимаю) — теоретический конструкт (введен Г. Лейбницем) для объяснения активности сознания, описывающий влияние предшествующего опыта и установок индивида на актуальное восприятие явлений мира. В гештальт–психологии А.трактуется как структурная целостность восприятия.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Апперцепция
лат. ad - к, до; perceptio - восприятие) - 1. Термин Г.Лейбница, обозначает использование прошлого опыта в процессе восприятия при построении наглядного образа, (см.). 2. в широком смысле - применение прошлого опыта для понимания происходящего, в своей практической и теоретической деятельности.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
апперцепция
(от лат. ad – к и perceptio – восприятие) – зависимость восприятия человека от его прошлого опыта, избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной или иной деятельности, индивидуальных особенностей. Например, художник видит ландшафт как обьект художественного отражения, архитектор – как обьект возможной застройки и т.д. И подобное восприятие окружающего как бы бессознательно присутствует у людей.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
АППЕРЦЕПЦИЯ
лат. ad - к, до, при, perceptio - восприятие). Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным - способность к А. позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями. Понятие А. широко применяется в медицинской психологии, в частности в патопсихологии.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
АППЕРЦЕПЦИЯ
от лат. ad — к, perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Современная психология трактует А. как результат жизненного опыта человека, обеспечивающего выдвижение гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А.— зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т. п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (напр., эмоции, установки и т. п.).
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
Апперцепция
Психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что его обозначают как понятое, постигнутое или ясное. /78- Bd.I. S.322/ Различают активную и пассивную апперцепцию; первая есть процесс, при котором субъект от себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимает новое содержание и ассимилирует его другими имеющимися наготове содержаниями; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного) и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности эго (см.), во втором - на деятельности нового самонавязывающегося содержания.
Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001
АППЕРЦЕПЦИЯ
АПЕРЦЭПЦЫЯ / APPERCEPTION (от лат. ad– на + perceptio– восприятие)– воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. А. влияет на содержание и характер протекания восприятия, придает ему ту или иную направленность. Влияние на восприятие опыта, качеств, интересов, установок, мировоззрения и т. п. может быть длительным и временным. Устойчивая, или длительная, А. представляет собой зависимость восприятия от полученного образования, характера, убеждений, временная А.– от психического состояния человека в данный момент (настроение, ожидание, удовлетворенность, беспокойство и т. п.). Социаль ная А.– это влияние на восприятие человека, группы, коллектива, их мнений, настроений, традиций, взаимоотношений, хода и результатов совместной деятельности. Е. Г. Баранов
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Апперцепция
Словообразование. Происходит от лат. ad - к + perceptio - воспринимаю.
Автор. Г.Лейбниц.
Категория. Теоретический конструкт для объяснения феноменов восприятия.
Специфика. Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого-либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания.
После Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт, В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип.
В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Апперцепция
восприятие, определяющееся имеющимся жизненным опытом индивида, осмысление воспринимаемого через него, через этот индивидуальный, личный опыт жизни. Когда нам говорят о чем-то, о каком-то объекте, а мы уже как-то знакомы с ним по прошлому нашему опыту, это, следовательно, обеспечивает более осмысленное его восприятие. Конечно, чтобы лучше что-то понять, нужно наращивать любой жизненный опыт, со всем на свете познакомиться. Куда хуже, например, можно понять речь о проблемах молодой женщины, у которой маленький ребенок, если самому его не иметь, не наблюдать эти проблемы каждодневно, а только знать о них понаслышке и размышлять о них чисто умозрительно. Вузовские преподаватели гораздо лучше понимает психологию студентов, потому что они прошли через студенчество, а студенты плохо понимают их менталитет, потому что никогда не были преподавателями. Излагая партнеру по общению свои мнения, чувства, обстоятельства жизни, нужно всегда прикидывать, достаточен ли его жизненный опыт для того, чтобы хорошо их понять.
Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010
АППЕРЦЕПЦИЯ
(Apperception; Apperzeption). Процесс, посредством которого новое психическое содержание (узнавание, оценка, интуиция, чувственное восприятие) выражается так, что становится понятным, усвоенным или «ясным». Это внутренняя способность субъекта представлять внешние объекты как воспринятые регистрирующей и соответственно отвечающей психикой. Отсюда результат всегда оказывается сплавом реальности и фантазии, смесью личностного опыта и архетипического имаго (см. АРХЕТИП). Юнг различал два вида А. — активную и пассивную. С помощью первой субъект сознательно постигает новое содержание, она инициируется эго. С другой субъект сталкивается, когда содержание вторгается в его сознание и навязывает понимание себя, как часто происходит в снах. Во всех случаях подразумевается добровольное или невольное участие субъекта, требующее подключения рефлексии. Юнг также выделял состояния направленной и ненаправленной А. в соответствии со степенью участия рационального эго и иррациональной фантазии (см. НАПРАВЛЕННОЕ И ФАНТАЗИРУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
АППЕРЦЕПЦИЯ
Apperception; Apperzeption) - термин, принадлежащий в равной степени общей психологии; обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его личностных и индивидуальных особенностей. Юнг различает активную и пассивную апперцепцию:
"<...> первая есть процесс, при котором субъект от себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимает новое содержание и ассимилирует его другим, имеющимся наготове содержанием; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного), и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности нашего эго, во втором - на деятельности нового самообеспечивающегося содержания. Апперцепция может быть направленной и ненаправленной. В первом случае речь идет о "внимании", во втором - о "фантазии" или "сновидении". Направленные процессы являются рациональными, ненаправленные - иррациональными" (CW 8, par. 294).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
АППЕРЦЕПЦИЯ
зависимость восприятия человеком действительности от его прошлого опыта; избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной или иной деятельности, индивидуальных особенностей. Так, по характерному звуку, издаваемому мотором, военнослужащий может опознать танки или боевую машину пехоты. А. влияет на содержание и характер протекания восприятия, придает ему ту или иную направленность. Влияние на восприятие опыта, качеств, интересов, установок, мировоззрения и т. п. может быть длительным и временным. Устойчивая или длительная А. представляет собой зависимость восприятия от полученного образования, характера, убеждений, а временная А. – от психического состояния человека в данный момент (настроение, ожидание, удовлетворенность, беспокойство и т. п.). Социальная А. – это влияние на восприятие человека группы, коллектива, их мнений, настроений, традиций, взаимоотношений, хода и результатов совместной деятельности. Положительно влиять на А. военнослужащих можно путем заблаговременного ознакомления их со стоящими задачами, с оценками происходящего, с примерами поведения, поддержания готовности к активным действиям, к преодолению трудностей жизни.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
АППЕРЦЕПЦИЯ
1. В первоначальном смысле, как употреблялось Лейбницем (1646-1716), обозначает заключительную, "ясную" фазу восприятия, когда наступает узнавание, идентификация или понимание того, что было воспринято. Некоторые другие известные теоретики философии и психологии использовали этот термин с небольшими вариациями в его основном значении. 2. Для И.Х. Гербарта (1776-1841) оно характеризовало то, что он считал основным процессом приобретения знаний, посредством которого воспринятые качества нового объекта, события или идеи ассимилируются и связываются с уже существующими знаниями. Он использовал термин апперцептивная масса для обозначения предварительно приобретенного знания. В той или иной форме это основное представление о том, что научение и понимание зависят от осознания связей между новыми идеями и уже существующим знанием, является аксиоматическим почти для всех теорий обучения и для практики. 3. В. Вундт (1832-1920) также употреблял этот термин подобным образом для обозначения активного умственного процесса выбора и структурирования внутреннего опыта, центра внимания внутри сферы сознания. Сейчас этот термин редко используется в экспериментальной психологии. Однако концепции, лежащие в его основе, важны, и усилия опять ввести его в употребление с более современным, когнитивным уклоном были бы оценены многими представителями когнитивной психологии.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
АППЕРЦЕПЦИЯ
термин, использованный в психологии XVIII и XIX вв. в следующих основных значениях: 1. Совершенно ясное, четкое состояние сознания, мышления или внимания человека. В этом понимании термин А. был введен в научный оборот в XVIII в. немецким ученым Г. Лейбницом, а в современной психологии используется сравнительно редко. Учение Лейбница об А. в свое время называлось монадология. В данном учении термином А. Г. Лейбниц обозначал высшую степень психической активности, высшее состояние, в котором может находиться сознание человека. 2. Спонтанная активность души в учениях Х. Вольфа и И. Канта. 3. Особого рода внутренняя сила, направляющая ход психических процессов. В учении В. Вундта под А. понимался активный процесс организации элементов сознания в единое целое, куда включались ощущения, мысли и чувства. А. по Вундту, управляется волей человека. 4. Для И. Гербарта А. выступала как фундаментальный процесс приобретения человеком знаний, при котором воспринимаемые свойства нового объекта, события или идеи соединяются (ассимилируются) с имеющимися знаниями. Хотя в настоящее время термин А. в указанных значениях используется редко, однако соответствующее явление до сих пор привлекает к себе внимание, особенно когнитивных психологов. См. апперцепция тематическая, апперцепция трансцендентальная, воля, Вундт Вильгельм, Гербарт Иоганн, Лейбниц Готфрид, монадология, мотивация, сознание.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
АППЕРЦЕПЦИЯ
свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию - как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию - как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем-то. В гештальт-психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях. Различаются:
1) апперцепция устойчивая - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.;
2) апперцепция временная - в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
АППЕРЦЕПЦИЯ
механизм человеческой психики, феномен, который возникает при восприятии новой информации, фактов, событий и мнений, когда на понимание этого нового и отношение к нему существенно влияют уже имеющиеся у человека взгляды, подходы и ценности.
Явление А. приходится учитывать в PR, рекламе, в деятельности СМИ и политической деятельности. Для этого, прежде всего, изучают воззрения, стереотипы мышления и поведения конкретной целевой аудитории, выясняют, кто для нее является "лидерами мнений", авторитетами, явными или скрытыми образцами для подражания. Ссылки на таких авторитетных для аудитории деятелей бизнеса, науки, спорта, политики, культуры используют при проводке в СМИ различных информаций, проведении рекламных кампаний, на выборах, а также при проведении пресс-конференций, презентаций, конференций с потребителями на тему качества и пользы товаров и т. п. Еще используют цитаты из наследия классиков прошлого.
Рекламе приходится чутко улавливать изменения в воззрениях широкой общественности и узких целевых групп. Напр., на наших глазах резко снизилось значение такого рекламного и маркетингового аргумента, как заграничное производство товара, его особое "импортное" качество. Этот аргумент уже не "работает" по ряду причин так хорошо и безотказно, как в нач. 1990-х гг. В моду, наоборот, вошли рассуждения об "отечественном производителе", имеющие, действительно, веские экономические и социально-психологические основания.
Об А. забыл или не знал один производитель памперсов. Поставщик подгузников пытался убедить аудиторию, что продает не памперсы, а "одноразовые трусы, не пропускающие влагу". Такая рекламная новость вряд ли способна поколебать мировоззрение россиян, уверенных, что функционально и эстетически трусы - это трусы, а памперсы - это памперсы.
Часто забывают об А., когда пытаются скомпрометировать конкурентов. Обычно эти попытки приводят к совершенно другим результатам (см. КОМПРОМАТ в I части издания).
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
АППЕРЦЕПЦИЯ
от лат. аd- к + perceptio -восприятие) - старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).
Термин "А." ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания ("многого в едином"), а под А. - ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений - предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. - начало всей психической жизни человека, "особая психическая причинность, внутренняя психическая сила", детерминирующая поведение личности.
Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.
Добавление: А. - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие - активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004