Тест тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации
Тест тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации
Ревалидизация Ю. М. Орлова, Н. Д. Твороговой. ТАТ - проективная методика, усовершенствованная Р. Хейнсом, Д. Вероффом и Д. Аткинсоном (1958), к-рые разработали структурированный ТАТ для измерения мотивов аффилиации (стремления к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с др. людьми), доминирования и достижения. В классической методике ТАТ шкалирование оценок основано на опыте и интуиции интерпретатора. Структурированный ТАТ, по литературным данным (МакКлелланд, 1958), дает достаточно достоверные оценки изучаемых мотивов. Что же касается применения понятия валидности к тестам тематической апперцепции, то трудности его использования уменьшаются по мере структурированности этих тестов. Для создания структурированного ТАТа разработана система категорий, позволяющих точно идентифицировать тот или иной функц. элемент мотива. Каждая категория, к-рую экспериментатор может выделить в рассказе респондента по картинкам ТАТа, оценивается в 1 балл. Всего же при анализе аффилиации выделено 8 категорий (система образов аффилиации, эмоции, инструментальная активность и др.). Индивидуальный шкальный балл определяется путем суммирования отдельных баллов по категориям. Процедура идентификации категорий составляет осн. содержание работы эксперта по контент-анализу этих текстов. В 1970-е гг. метод контент-анализа рассказов (написанных по картинкам ТАТа) для измерения мотива достижения ревалидизирован Ю. М. Орловым, мотива аффилиации Ю. М. Орловым, Н. Д. Твороговой. Поскольку составители структурированного варианта ТАТа применяли эксперим. ситуации с возбуждением и нейтрализацией мотива аффилиации, то при ревалидизации были повторены те же эксперим. процедуры. Задачей было установить: а) коррелирует ли индивидуальный шкальный балл, полученный по результатам описания картинок теста с возбуждением и нейтрализацией мотива аффилиации или подавлением мотива аффилиации др. мотивом, напр., мотивом достижения; б) влияет ли на шкальный балл различие картинок, по к-рым испытуемый пишет рассказы; в) поскольку шкалирование осуществляется экспертами, к-рые пользуются общим текстом инструкции, в какой степени различаются суждения экспертов, работающих независимо друг от друга. Исследование проводилось среди студентов 1-го Моск. мед. ин-та им. И. М. Сеченова. Проведенное исследование показало, что категории контент-анализа чувствительны к возбуждению мотива аффилиации, методика валидна. Лит.: Орлов Ю. М. Измерение социогенных потребностей с помощью теста тематической апперцепции // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974; Орлов Ю. М., Творогова Н. Д. Ревалидизация теста тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации // Вопр. психологии. 1982. № 2; Орлов Ю. М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. М., 1976; Heyns R., Veroff., Atkinson J. A scoring manual for the affiliation motive // Motives in fantasy, action and society. N. Y., 1958; McClelland D. C. Methods of measurement human motivation // Motives in fantasy, action and society. N. Y., 1958. Н. Д. Творогова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011