Хекхаузена тематической апперцепции тест
Хекхаузена тематической апперцепции тест
Heckhausen Thematic Apperception Test) — проективная методика исследования личности. Первоначальный вариант HTAT был разработан в конце 40-х гг. Д. Мак-Клеландом и его коллегами на основе теста тематической апперцепции Х. Морган и Г. Мюррея. Направлен на оценку мотивационного аспекта личности. Исследование мотивации на основе проективной техники в этом тесте строилось на предположении об управляемости воображаемого поведения теми же принципами, которые регулируют и реальное поведение. Стимульный материал методики включал 4 картины из стандартного набора ТАТ. В последующем их количество было увеличено до шести. Картины последовательно предъявлялись испытуемому и по каждой из них требовалось составить рассказ. При составлении рассказа испытуемый отвечал на четыре вопроса, одинаковых для всех заданий. Вопросы были напечатаны с равными промежутками на листе бумаги. Перед обследованием испытуемый предупреждался о том, что с помощью данного теста изучается фантазия и воображение. Испытуемый также предупреждался об ограничении времени обследования (20 сек. — рассматривание картины и 5 мин. — ответ на предложенные вопросы). В целях систематизированной интерпретации материала Д. Мак-Клеландом была разработана схема анализа содержания рассказа, при помощи которой выделялся направленный на достижение поведенческий процесс. Этот процесс начинается с возникновения у индивида потребности достижения (nAch) определенной цели и сопровождается ожиданием успеха (0+) или неудачи (0-). Активность, направленная на достижение цели, также может быть успешной (И+) или неуспешной (И-). Оказываемая извне поддержка (Пд) усиливает активность, а имеющиеся в окружении препятствия (Пр2) могут ее блокировать. После успеха или неудачи возникают позитивные (С+) или негативные (С-) эмоциональные состояния. Наличие темы, связанной с перечисленными категориями, оценивалось при интерпретации результатов в 1 балл. Сумма баллов по всем рассказам рассматривалась как показатель соответствующей мотивации достижения. Вариант Д. Мак-Клеланда не дифференцировал мотив достижения и мотив избегания неудачи. ТАТ в мотивации Х. Хекхаузена (1963) разрабатывался специально для измерения указанных мотивационных тенденций. Основываясь на контент-анализе n Ach Х. Хекхаузен разработал собственную схему интерпретации, в которой он оперирует "надеждой на успех" (НУ) и "боязнью неудачи" (БН). Оба диагностируемых фактора позволяют получить дополнительно два произвольных показателя: их сумма дает "общую мотивацию" (НУ+БН=СМ), а разность — "чистую надежду" (НУ-БН=НЧ). В тестовом материале Х. т. а. т. содержится шесть оригинальных картин. Анализ содержания каждой истории начинается с выделения основной деятельности, вокруг которой разворачивается сюжет. Далее на основе представления о деятельности как процессе, разворачивающемся во времени, в рассказе выделяются следующие его этапы: постановка цели; действия, направленные на ее реализацию; результат; оценка результата. В ходе дальнейшего анализа вычленяется мотивационно-эмоциональное содержание на основе соотнесения каждого предложения в рассказе на каждом из этапов деятельности с одной из альтернативных категорий, отражающих мотивационную направленность либо на успех, либо на избегание неудачи. Приведенные модифицированные варианты ТАТ отличаются опорой на детально разработанную теоретическую концепцию мотивации. Достоинством Х. т. а. т. является возможность количественной квантификации категорий мотивации, ранжирования показателей испытуемых, а также возможность нормативного оценивания результатов. Ключевые категории, используемые в обработке содержания многократно проверялись с помощью внешнего критерия и перекрестной валидизации. В качестве независимого критерия использовалась динамика уровня притязаний. В СНГ известны исследования с Х. т. а. т. и его модификациями, осуществленные М. Ш. Магомед-Эминовым (1987, 1990), Б. Г. Ребзуевым (1993) и др.
Источник: Клиническая психология. Словарь