Тест тематической апперцепции

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Тест тематической апперцепции (ТТА)
Разновидность проективного теста, при котором человеку показывают рисунки, допускающие двоякое толкование, и просят сочинить историю: что привело к событиям, изображенным на рисунках, что происходит, о чем думают основные персонажи и чем все закончится. У здорового человека тест помогает выявить области интересов и черты личности, а также мотивацию к достижению успеха и склонность к общению. У пациентов, страдающих психическими расстройствами, ТТА способствует выявлению глубинных эмоциональных проблем.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ
(Thematic Apperception Test, TAT) — проективная методика исследования личности. Наряду с Роршаха тестом — одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана X. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Впоследствии
методика становится более известной по имени Г. Мюррея, который внес более весомый вклад в ее разработку.
Стимульный материал Т. а. т. составляет стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину. Таблицы, применяемые в настоящее время,— третья редакция Т. а. т. (1943).
В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднознаную интерпретацию (рис. 51). В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, напр., агрессивные реакции
или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений.

В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин, мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Возможно использование
сокращенных наборов специально подобранных картин. Обычно обследование проводится в два этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалом не более чем один день. Предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной
на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится. Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, других особенностей.
Обычно прибегают к стенограмме или записи на скрытый магнитофон. При групповом обследовании допускаются самостоятельная запись рассказа или выборного из множества предлагаемых вариантов. Отмечается время с момента предъявления картины до начала
рассказа и общее время, затраченное на рассказ по каждой картине. Завершает обследование опрос, основная задача которого получение дополнительных данных об обследуемом, а также уточнение источников тех или ин сюжетов, разбор всех обнаруженных
в рассказах логических неувязок, оговорок, ошибок в приятия и т. д.
Анализ рассказов, записанных при использовании Т. а. т., строится следующим образом:
1) нахождение «героя», с которым обследуемый идентифицирует себя. Разработан ряд критериев, облегчающих поиск героя» (напр., подробные описание мыслей и чувств какого-либо из персонажей; совпадение с ним по полу и возрасту, социальному статусу;
употребление прямой речи и др.);
2) определение важнейших характеристик «героя» — его чувств, желаний, стремлений, или по терминологии Г. Мюррея, «потребностей». Так же выявляются «давления» среды, т. е. силы воздействующие на «героя» извне. Как «потребности», так и «давления»
среды оцениваются по пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете рассказа. Сумма оценок по каждой переменной сравнивается со стандартной для определенной группы обследуемых;
3) сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует «тему» (отсюда — тематической апперцепции тест) или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. По Г. Мюррею, содержание
«тем» составляет: а) то, что обследуемый реально совершает; б) то, к чему он стремится; в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях; г) то, что он испытывает в настоящий момент; д) наконец, то, каким ему представляется будущее. В итоге
исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, и способах их разрешения, другую информацию.
Осуществляется также формальный анализ рассказов, включающий в себя расчет длительности рассказов, их стилевых особенностей и др. Этот аспект анализа может быть полезен для обнаружения патологических тенденций.
Диагностическая ценность Т. а. т. основывается на признании существования в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций. Первая из них выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум,
в соответствии со своим прошлым опытом. Вторая тенденция состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается прежде всего на собственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей. В завершенном
виде теория личности, разработанная Г. Мюрреем, названная им «персонологией» и сформировавшаяся под сильным воздействием психоанализа, носит эклектический характер. Она была критически рассмотрена в работах советских психологов (Л. Ф. Бурлачук
и В.М. Блейхер, 1978; Е. Т.Соколова, 1980 и др.).
Надежность Т. а. т. неоднократно изучалась различными исследователями. В большинстве работ обсуждается проблема повторяемости тем рассказов по истечению определенного периода времени. Согласно С. Томкинсу, корреляция через двухмесячный период
была равна 0,80, шестимесячный — 0,60, а через десятимесячный период времени составила 0,50. Валидность Т. а. т., несмотря на то, что в случае проективных методик этот вопрос не может быть решен традиционно психометрически, подтверждается
многочисленными исследованиями.
Известны различные подходы к анализу и интерпретации данных по Т. а. т. (подр. см.: Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер, 1972, 1978; Е. Т. Соколова, 1980). Существует множество модификаций Т. а. т. (для обследования лиц разного культурного уровня,
подростков-правонарушителей, людей пожилого и старческого возраста и др.), а также могущих считаться оригинальными методик, основанных на тех же исходных принципах (см. «БЛЕККИ» КАРТИНКИ, ДЕТСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ, РУКИ ТЕСТ, «ЧЕТЫРЕ КАРТИНЫ»
ТЕСТ и др.).
В отечественных исследованиях Т. а. т. впервые был использован в начале 60-х гг. в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева для выявления значимых, прежде всего патогенных, отношений личности, дифференциальной
диагностики неврозов, психозов и пограничных состояний (И. Н. Гильяшева, 1983). Позднее Т. а. т.. начинает применяться в общепсихологических исследованиях (В. Г. Норакидзе, 1975 н др.).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.