АФАЗИЯ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АФАЗИЯ
Неспособность говорить.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Афазия
Общее название, объединяющее различные нарушения речи.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Афазия
Частичная или полная потеря речи в результате травмы головного мозга. Существует несколько различных видов афазии.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

АФАЗИЯ
(греч. aphasia — онемение) — полная или частичная утрата способности речи вследствие поражения центра речи в левом полушарии головного мозга.
Синоним — немота.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Афазия
а + греч. phasis - речь) – утрата способности к речи, возникающая при локально-органических повреждениях коры больших полушарий мозга или общеорганических расстройствах, затрагивающих нервные речевые центры.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Афазия
Расстройство речи, проявляющееся нарушением способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли и обусловленное этим затруднение общения с другими людьми. Афазия возникает при дисфункции коры доминантного (у правшей – левого) полушария мозга.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Афазия
Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных проявлений речи. Может возникать как при травме мозга, так и в результате нарушений мозгового кровообращения (при инсульте).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

АФАЗИЯ
(от греч. a – отрицательная частица и phasis – проявление) – расстройство речи, состоящее в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих, происходящей вследствие поражения определенных участков коры головного мозга (ранения, травмы).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

АФАЗИЯ
от греч. a- - отрицание и phasis - речь] - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха (см. Афазия афферентная моторная, Афазия динамическая, Афазия моторная, Афазия эфферентная моторная)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

АФАЗИЯ
нарушение речи при органическом поражении головного мозга. Афазия бывает моторная, сенсорная, амнестическая. При моторной афазии больные теряют способность говорить, но понимают речь окружающих. При сенсорной афазии больные утрачивают понимание речи, но могут произносить отдельные слова, фразы. При амнестической афазии больные знают назначение предметов, но не могут правильно назвать их.

Источник: Фадеева Т.Б. Психические и нервные болезни: справочник врача. 2002

АФАЗИЯ
нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999

АФАЗИЯ
различные по своей природе и форме нарушения речи человека. См. анализатор, афазия аномическая, афазия атаксическая, афазия аудиторная, афазия Брока, афазия Вернике, афазия глобальная, афазия двигательная, афазия кондукционная, афазия оптическая, афазия развития, афазия синтаксическая, афазия смешанная транскортикальная, афазия транскортикальная, афазия транскортикальная моторная, афазия транскортикальная сенсорная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

афазия
[aphasia] Потеря (афазия) или нарушение (дисфазия) символической функции речи, а именно ее понимания и выражения смысла с помощью слов. Разные формы дисфазии связаны с определенной локализацией повреждения мозга, они подразделяются на две категории – моторную и сенсорную, при которых наблюдается нарушение речеобразования и понимания соответственно. При связанной с развитием форме дисфазии повреждение мозга может быть и не найдено.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Афазия
(aphasia) – расстройства речи, заключающиеся в потере или в изменении способности пользоваться словами для выражения мыслей (афазия моторная) или в отсутствии понимания произносимой речи (афазия сенсорная). Различают также амнестическую афазию (нарушение воспроизведения названия предмета) и др. варианты. Проявляется при различных патологических процессах, в том числе – при алкогольных, наркотических и некоторых лекарственных интоксикациях. БЛС: Ноотропы, ГАМК-миметики.

Источник: Фармакологические основы терапии. Тезаурус. Руководство для врачей и студентов. 2018 г.

АФАЗИЯ
расстройство речи, обусловленное поражением речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевого аппарата (язык, мягкое небо, губы, гортань). Возникает при кровоизлияниях в мозг, тромбозе сосудов мозга, опухолях, абсцессах мозга, черепно-мозговых травмах и др. Афазия часто сопровождается расстройством чтения – алексией, письма – аграфией, счета – акалькулией. В зависимости от зоны поражения в полушарии головного мозга развиваются различные формы афазии.

Источник: Бородулин В.И., Ланцман М.Н. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы. 2009

АФАЗИЯ
Общий термин, обозначающий любую частичную или полную потерю речевых способностей. Причины всегда органические, а именно, травмы мозга. Имеется множество видов афазии и систем классификации, и симптомы каждого вида постоянно пересматриваются. Некоторые системы классификации основаны на (предполагаемом) месте повреждения коры головного мозга, другие – на общих сенсорных и/или моторных функциональнь нарушениях и третьи – на том, какие конкретные лингвистические умени утрачены. Не удивительно, что нет согласованности и в отношении синони мичности различных употребляемых терминов. В следующих словарных статьях приводятся наиболее часто употребляемые термины и синонимы, кот рые, как нам представляется, общеприняты.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Афазия
(от греч. а — отрицат. частица, phasis — «речь») — системное нарушение или полная утрата речи в связи с органическим поражением коры левого полушария головного мозга (черепно-мозговая травма, сосудистые нарушения, воспалительные заболевания головного мозга).
В зависимости от локализации патологического воздействия выделяют:
А. амнестическую, при которой человек не может назвать предмет, вспомнить конкретное слово.
А. оптическую, характеризующуюся затруднениями в назывании предметов при их зрительном восприятии.
А. сенсорную, проявляющуюся в трудности понимания устной речи.
А. моторную, проявляющуюся в нарушении активной речи при сохранной способности понимать устную и письменную речь.
А. сенсомоторную (смешанную), при которой нарушены как понимание речи, так и активная речь.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

АФАЗИЯ
(от греч. а приставка со значением отрицания и phasis – высказывание) – нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха. Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных заболеваний и травм, опухолей, воспалительных процессов. В отличие от алалии при А. нарушается функция уже сформировавшейся речевой системы. Существуют различные классификации А. в зависимости от симптоматики и локализации поражения (например, в нейропсихологической классификации, разработанной А. Р. Лурией, выделяется 7 форм А.). Наиболее распространенная обобщенная классификация выделяет 2 основные формы (группы) А. – моторную и сенсорную. При моторной А. поражается двигательный речевой центр (центр Брока), что приводит к нарушению всех или некоторых компонентов экспрессивной речи при достаточной сохранности понимания. При сенсорной А. поражается чувствительный (сенсорный) центр речи (центр Вернике); эта форма характеризуется первичным нарушением понимания речи и вторичным – экспрессивной речи. Кроме моторной и сенсорной А. выделяют амнестическую А., которая не может быть строго отнесена к двум основным формам. Амнестическая А. встречается редко, механизм этого нарушения мало изучен. Выражается в забывании названий предметов.
У детей А. вызывает вторичную ЗПР, которую необходимо отличать от олигофрении. Восстановление речи при А. осуществляется специальными педагогическими (логопедическими) и нейропсихологическими методами на основе использования функции сохранных анализаторов.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

АФАЗИЯ
от греч. a - отрицат. частица и phasis - высказывание) - системные НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р.ЛУРИЯ, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется СЕМЬ ФОРМ. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ, впервые описанная К.ВЕРНИКЕ в 1874 г., в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При поражении средних отделов левой височной области (у правшей), возникает АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей) возникает ОПТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ, в основе которой лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. При поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей), возникает СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ, впервые описанная Г.ХЭДОМ в 1926 г., в основе которой лежат дефекты симультанного анализа и синтеза. При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей) возникает АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ, впервые описанная О.ЛИПМАНОМ в 1913 г., в основе которой лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов. При поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей) возникает ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ, впервые описанная П.БРОКА в 1861 г., в основе которой лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов. При поражении средне- и задне-лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей) возникает ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ, впервые описанная К.КЛЯЙСТОМ в 1934 г., в основе которой лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Афазия
aphasia) А. называют нарушение речи, вызванное повреждением или заболеванием головного мозга. Эти нарушения отличают от нарушений речи, вызванных др. причинами, напр. умственной отсталостью, параличом голосового аппарата или нарушениями сенсорных функций. Было предложено неск. систем классиф. различных видов нарушений речи исходя из симптоматики. Большинство этих систем проводят по крайней мере одно общее разграничение между нарушениями способности говорить (экспрессивная А., или А. Брока) и нарушениями способности понимать речь (рецептивная А., или А. Вернике). А., затрагивающие к.-л. ограниченную речевую способность (напр., способность читать написанные слова и предложения), встречаются редко, однако благодаря их изучению была получена информ. о связях между различными областями мозга и специфическими речевыми функциями. Поль Брока был первым, кто связал виды А. с точно локализованными поражениями головного мозга. Он доказал связь между повреждением в левом полушарии и А. Карл Вернике выявил др. вид А., вызывающий нарушения способности понимать речь (рецептивная А.), а заодно и способности говорить. Такие больные обычно говорят свободно и быстро, однако их высказывания часто лишены содержания или смысла. Они выбирают неподходящие слова и добавляют бессмысленные слоги. Этот вид А. тж обычно связан с повреждением в левом полушарии, но очаг поражения расположен кзади от зоны Брока. Вернике предложил теорию порождения речи, к-рая до сих пор не утратила своего значения. Высказывание порождается в зоне Вернике и затем передается в зону Брока, где вырабатывается скоординированная программа реализации высказывания. Эта программа затем передается в моторную кору, к-рая активирует соотв. последовательности движений, необходимые для реализации (озвучивания или написания) данного высказывания. Проводящие пути между этими двумя речевыми зонами, вкупе со зрительной и слуховой областями коры больших полушарий головного мозга, играют решающую роль в процессе порождения речи. Их повреждение может вызвать необычные, редкие виды А., такие как словесная глухота. См. также Головной мозг, Процессы коммуникации, Черепные нервы П. М. Уоллес

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Афазия
Словообразование. Происходит от греч. a - отрицательная частица + phasis - высказывание.
Категория. Системное нейропсихологическое нарушение.
Специфика. При этом могут быть затронуты фонематическая, морфологическая и синтаксическая структуры активной и пассивной речи.
Обусловливание. Вызываются локальными поражениями коры левого полушария (у правшей).
Виды. По классификации А.Р.Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм:
- сенсорная афазия, впервые описанная К.Вернике в 1874 г., возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов;
- акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В ее основе лежит нарушение слухоречевой памяти;
- оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов;
- семантическая афазия, впервые описанная Г.Хэдом в 1926 г., возникает при поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей). В ее основе лежат дефекты симультанного анализа и синтеза;
- афферентная моторная афазия, впервые описанная О.Липманном в 1913 г., возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов;
- эфферентная моторная афазия, впервые описанная П.Брока в 1861 г., возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В ее основе лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов;
- динамическая афазия, впервые описанная К.Клейстом в 1934 г., возникает при поражении средне- и задне-лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В ее основе лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Афазия
При распаде единства речи и действия мы замечаем обратное движение – переход человека от высших форм к более низким. Интеллектуальные процессы у человека с нарушенными символическими функциями, т.е. у афазика, ведут не просто к снижению функции практического интеллекта или затруднению в ее реализации, но представляют собой обнажение более примитивного уровня поведения. Первое, что бросается в глаза, когда наблюдаешь афазика, – его необычайное замешательство. Нет и намека на сколько-нибудь сложное планирование решения задачи. Создание предварительного намерения и его последовательная систематическая реализация абсолютно недоступны для такого больного. Каждый стимул, возникающий в ситуации и привлекший внимание афазика, вызывает импульсивную попытку непосредственно ответить соответствующей реакцией без учета ситуации и решения в целом. Иногда действия задерживаются и приобретают рудиментарную форму, иногда превращаются в сложные и неорганизованные массивы практических действий. Если ситуация сложна и может быть выполнена лишь посредством последовательной системы предварительно спланированных операций, афазик оказывается совершенно беспомощным. В более простых случаях он решает задачу при помощи простых симультанных комбинаций в пределах зрительного поля. (1.6.1, 25) Трудно представить себе более ярко общий распад высших психических функций при нарушении речевой символики, чем при афазии. Поражение речи сопровождается здесь и выпадением (или значительным нарушением) знаковых операций; однако это выпадение отнюдь не проистекает как изолированный моносимптом, но влечет за собой общие и глубочайшие нарушения в деятельности всех высших психических систем Афазик, у которого выпадают высшие знаковые операции, в практических действиях подчинен элементарным законам оптического поля. Резкие изменения характерны для активной деятельности афазика, которая возвращается к примитивной нераздельности сенсорной и моторной сфер: непосредственное моторное проявление импульсов с невозможностью задержать свое действие и образовать отсроченное во времени намерение, неумение трансформировать с помощью перемещения внимания раз возникший образ, полная неспособность в рассуждении и действии отвлечься от осмысленных и привычных структур; возвращение к примитивным формам отображающего подражания – вот те глубочайшие последствия, которые связаны с поражением высших символических систем. (1.6.1, 25) См. Высшие психические функции, Практический интеллект, Речь

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

АФАЗИЯ
полная или частичная утрата способности речи; нарушение речевое, возникающее при локальных поражениях коры полушария левого мозга головного (у правшей). Представляет собой системное расстройство различных видов деятельности речевой. Проявляется в нарушениях фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарных форм слуха. Согласно представлениям нейролингвистики, афазия - системное нарушение, складывающееся:
1) из первичного дефекта;
2) из вторичных нарушений, возникающих в результате воздействия первичного дефекта;
3) из функциональных перестроек работы мозга головного, направленных на компенсацию нарушенной функции. Выделяются семь форм афазии, каждая из коих связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе деятельности речевой, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса:
1) афазия сенсорная - нарушение слуха фонематического - способности различения звукового состава слов: трудности понимания речи устной, письма под диктовку;
2) афазия акустико-мнестическая - нарушение слухоречевой памяти, проявляется:
a) в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях - быстрая речь, одновременное предъявление двух речевых сообщений и пр.;
b) в виде трудностей, возникающих в речи устной и при письме под диктовку - поиск нужных слов, вербальные парафазии;
3) афазия оптико-мнестическая, в основе коей лежит нарушение памяти зрительной (=> память сенсорная); проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий;
4) афазия семантическая - нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций, например - брат отца, отец брата, весна перед летом и прочее; сочетается с нарушениями счета и пространственного мышления;
5) афазия моторная афферентная - нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими от расстройства различения близких артикулем (артикуляционных движений); при этом бывает нарушено письмо самостоятельное и под диктовку;
6) афазия моторная эфферентная - нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое от инертности речевых стереотипов;
7) афазия динамическая - нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляется в нарушениях планирования речи; характерно нарушением связной устной и письменной активной речи, трудностями актуализации слов, означающих действия.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

АФАЗИЯ
а + греч. phasis - речь). Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности. По классической систематике А. различаются:
А. АМНЕСТИЧЕСКАЯ [Trousseau А., 1864, Bateman, 1898] - симптомокомплекс, характеризующийся расстройством нахождения нужных слов, затруднениями в назывании предметов, хотя представления об этих предметах и их свойствах больной сохраняет. Наблюдается при поражении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария.
А. МОТОРНАЯ [Broca P., 1861] - симптомокомплекс, характеризующийся преимущественными нарушениями экспрессивной речи. Утрачивается способность произносить слова при отсутствии признаков органического поражения периферического речевого аппарата. Для речи характерны аграмматизм ("телеграфный стиль"), парафазии с нарушением структуры слова, контаминации. Наблюдается при поражении задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария (центра Брока).
А. СЕМАНТИЧЕСКАЯ [Head H., 1926] - симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных конструкций, предлогов, сравнительных конструкций. Наблюдается при поражении области на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантного полушария.
А. СЕНСОРНАЯ [Wernicke С., 1874] - характерно нарушение способности понимать значение слов при отсутствии каких-либо поражений слуха. Относительная сохранность экспрессивной речи. Многоречивость вплоть до логореи. Парафазии - вербальные и литеральные. Затруднения в различении близких звуков. Наблюдается при поражении задней части верхней височной извилины доминантного полушария (центр Вернике).
А. ТРАНСКОРТИКАЛЬНАЯ [Lichtheim L., 1885] - вначале рассматривалась как самостоятельная форма, являющаяся результатом повреждения ассоциативных путей между центрами Брока и Вернике и центром понятий. В настоящее время понимается как более легкая степень расстройств речи при моторной и сенсорной афазии с сохранностью повторной речи.
В соответствии с классификацией А.Р. Лурия [1962], основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, различают следующие формы А., каждая из которых обусловлена выпадением одного из факторов в связи с той или иной локализацией очага поражения: 1) афферентная моторная (кинестетическая) - на первый план выступают нарушения кинестетической основы речевых движений, расстройства артикуляции; 2) эфферентная моторная (кинетическая) - характерны нарушения плавности речи, речевая деавтоматизация, затруднения в переходе от одной артикуляции к другой; 3) динамическая - наблюдаются расстройства активного построения речевых процессов; 4) акустико-гностическая сенсорная - нарушено различение близких (оппозиционных) фонем, при более массивных поражениях страдает различение всех звуков речи, возможны явления речевой акустической агнозии; 5) амнестико-сенсорная - характерны нарушения называния слов, затруднения в вербальном обозначении показываемых больному предметов. Кинестетическая афазия наблюдается при распространении поражения с прецентральной коры на нижние отделы этой области (зоны вторичной организации кинестезии лица, губ и языка), кинетическая - в нижних отделах премоторной зоны, динамическая - при поражении конвекситальных отделов лобных долей, акустико-гностическая - при локальных поражениях вторичных отделов коры височной области, амнестико-сенсорная - при поражении теменно-затылочных отделов коры большого мозга.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

АФАЗИЯ
деформация-дисфункция в вербальных актах, возникающая при поражениях коры левого полушария, в основном у правшей, головного мозга; А. представляет собой деформацию-расстройства различных видов вербальной деятельности; выявляется в нарушениях морфологической, фонематической, синтаксической структур речи, осмыслении речи, ее семантики, но при сохранности динамики вербального аппарата, который обеспечивает членораздельное произношение; по А. Лурия, занимавшегося разработкой теории системно-динамической локализации высших психических функций, существует семь форм-видов А.; Сенсорная А. возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария; в ее основе лежит деформация фонематического слуха; для такой формы А. характерны сложности в осмыслении устной речи и трудности письма под диктовку; впервые исследован феномен и дескриптирован К.Вернике в 1874 году; Визуально-мнестическая А., или как ее называют оптико-мнестическая—тут наблюдается поражение задненижних отделов височной области левого полушария; в ее основе лежит дисфункциональность зрительной памяти, холапсация зрительных представлений, визуальных знаков-образов; впервые дескриптированно-проанализировано проф. А.Р.Лурия; Аудиально-мнестическая (акустико-мнестическая) А. — это нарушение аудиовербальной-слухоречевой памяти, которая проявляется в виде трудностей понимания усложненной речи, например, быстрая речь, симультанная референция нескольких сообщений и т.п., а также тех трудностей, которые возникают в устных вербальных актах, например, поиск необходимых слов, лексико-вербальные парафазии, которые, например, делятся на два подвида: а) литературная парафазия — ошибочная замена отдельных слогов, звуков в словах, в основе которой лежат, сенсорномоторные аберрации речи; б) вербальная парафазия—замена одних слов другими, синонимичными, близкими по семантике, лексемосмыслу, что детерминировано мнестическими или семантическими нарушениями в вербальных актах; впервые эксплицирования проф. А.Р.Лурия; Семантическая А. — нарушение понимания определенных дискурс-грамматических лексемомоделей, типа: сестра матери, мать сестры, или же осень перед зимой, зима перед весной; семантическая А. сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, эмпирически-конструктивного праксиса. что дескриптировал в своих трудах Х. Хэд в 1926 году; Афферентно-моторная А. возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария головного мозга: в ее основе лежит деформация-нарушение кинестезической афферентации, поступающей в локальные отделы коры больших полушарий во время репродукции-генерации самих слов; ее симптомы проявляются в виде нарушения произношения самих слов, словосочетаний, замены одних звуков на другие вследствие расстройства модулирующе-артикуляционных движений, кои необходимы для репродукции-произнесения самого слова, слов; впервые дескриптированна О. Липманом в 1913 году; Эфферентно-моторная А.—здесь нарушения динамико-кинетического конституирования вербальных актов; симптоматичны трудности переключения с одного слова, слога на другое вследствие инфантильности-ретардационности вербальных стереотипов; впервые проанализирована-описана П.Броком в 1861 году; Динамическая А. обычно вызывается поражением среднезаднелобных отделов коры левого полушария головного мозга; в ее основе лежат деформации иерархического конституирования имманентной речи (интроречи), которое синдромоизируется-проявляется в аберрациянарушениях конструирования самой речи, вербальных актов; модальноизируется-характеризуется нарушением имплицитной устно-письменной речи, общевербальной диссимметрией, трудностями-сложностями в актуализация слов, оборотов, денотатирующих кинетические акты; впервые дискриптированна в работах К.Кляйста в 1934 году.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

АФАЗИЯ
расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. Общение между людьми состоит в произношении (экспрес-сивная речь) и восприятии (импрессивная речь) слов. Расстрой-ство экспрессивной речи может быть и при дизартрии, заключающейся в нарушении функций исполнительного речевого аппарата (язык, небо, голосовые связки) и невозможности произносить слова. Больной с афазией может произнести любой звук, но не умеет говорить. Патология импрессивной речи должна быть от-дифференцирована от глухоты. При афазии полностью и пра-вильно воспринимаются все звуки и шум, но слово звучит как неизвестный сигнал, как чуждый язык. Больной слышит речь, но не понимает ее. Афазия возникает вследствие поражения определенных корковых зон в доминантном полушарии (левом у правши, правом у левши). Иногда наблюдается одновременное нарушение произношения и восприятия смысла слов, этот вид афазий при больших очагах и в острой стадии заболевания, когда резко выражены нейродинамические и циркуляторные расстройства. С уменьшением последних выявляется тот или иной синдром афазии: мотор-ная, сенсорная, амнестическая. проводниковая афазия. Моторная афазия заключается в нарушении экспрес-сивной речи. В тяжелых случаях речь совершенно невозможна; в более, легких она затруднена. Особенно это касается длинных и сложных слов, в связи с чем речь бедна, носит телеграфный стиль. Нарушается грамматическая структура речи (не соблюдаются склонения и спряжения), отмечаются латеральные парафазии (перестановка и замена букв в слове). Максимально нарушена спонтанная речь, меньше страдают повторение и автома-тическая речь (счет, месяцы и т. д.). Моторная афазия в чистом виде наблюдается редко. Обычно речевые расстройства комбинируются с нарушением письма (аграфия). Афазия возникает при локализации патологического очага в задней трети нижней лобной извилины (центр Брока).
Сенсорная афазия-нарушение понимания речи вплоть до отсутствия реакции на нее в тяжелых случаях. Экспрессивная речь также нарушена вследствие отсутствия контроля за произносимым словом. Наблюдаются логорея (речевое недержание), вербальные парафазии (слово заменяется сходным по звучанию, но чуждым по смыслу), персеверации (застревание на отдельных словах). В выраженных случаях речь становится совершенно непонятной (жаргон-афазия).
Чистая сенсорная афазия наблюдается редко. Обычно она сочетается с нарушением понимания письменной речи (алексия). Возникает при локализации патологического очага в задних отделах верхней височной извилины (центр Вернике).
Амнестическая афазия - больные забывают название предметов. Больной пытается заменить название забытого предмета его описанием. Подсказ первых букв или слогов обычно помогает вспомнить забытое. Редко наблюдается в чистом виде, часто сочетаясь с сенсорной афазией.
Патологический очаг расположен на стыке височно-теменно-затылочной области. Проводниковая афазия возникает при очагах в белом веществе, разрывающих связи между речевыми корковыми центрами головного мозга. Нарушается повторение речи, появляются парафазии.
Для выявления афазии используются следующие приемы:
1) изучение устной речи (разговорная речь, рассказ, повторения, автоматическая речь-числа, месяцы, стихи); при этом учиты-ваются желание говорить, бедность или богатство речи, грамматический строй ее, наличие парафазий и персевераций; 2) анализ письменной речи - списывание, диктант, пересказ; 3) понимание устной речи - слов, фраз, простых и многозвеньевых инструкций, заведомо нелепых фраз и инструкций; 4) чтение - возможность чтения и понимание прочитанного. Характер синдрома более широкой, чем указанные выше зоны. Чаще всего причиной афазии являются сосудистые поражения мозга (бассейн внутрен-ней сонной артерии, корковые ветви средней мозговой артерии) - геморрагии, размягчения. Реже афазия вызывается воспалительным процессом (энцефалит), травмой, опухолью, дегенеративно-атрофическим процессом (болезнь Пика, Адьпгеймера). Временно
афазия может возникнуть в течение приступа мигрени и после эпилептического припадка.
Лечение. Воздействие на основное заболевание в сочетании с обучением выпавшим речевым навыкам у логопеда. Прогноз зависит от характера основного заболевания. У молодых, особенно у детей, прогноз лучше в связи с большей пластичностью мозга и хорошо развивающейся викарной васкуляризацией. Сенсорные расстройства восстанавливаются при равных условиях лучше, чем моторные.

Источник: Справочник невропатолога и психиатра.1965

АФАЗИЯ
от греч. а - отрицат частица + phasis - высказывание) - нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности (см. Речи расстройства). Проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранности элементарных форм слуха и движении речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение.
В соответствии с классификацией, разработанной Л. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм А., каждая из которых связана с нарушением одного из факторов и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.
Сенсорная А. возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В основе ее лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различения звукового состава слов. Для данной формы А. характерны трудности понимания устной речи, трудности письма под диктовку. Вторично страдают и др. виды речи. Впервые описана К. Вернике (1874).
Акустико-мнестическая А. обнаружена при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В основе ее лежит нарушение слухоречевой памяти. Проявляется в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление 2 речевых сообщений и т. д.), трудностей, возникающих в устной речи (поиск нужных слов, вербальные парафазрш), затруднений письма под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана как самостоятельная форма А. в работах Лурия.
Оптико-мнестическая А. вызывается поражением задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана Лурия как один из вариантов амнестической А.
Семантическая А. возникает при поражении зоны ТРО (третичной коры теменно-височно-затылочных отделов; ТРО - сокр. от temporal-parietal-оccipital) левого полушария (у правшей). В основе ее лежат дефекты симультанного анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных и "квазипространственных" отношений). Проявляется в виде нарушений понимания определенных логико-грамматических конструкций (брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.), отражающих пространственные отношения. В случаях обширных поражений указанной зоны больные не понимают смысла такого типа слов, как над; под, слева, справа и т. д. Данная форма А. сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, конструктивного праксиса. Впервые описана X. Хэдом (1926).
Афферентная моторная А. возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение кинестезической афферентации, поступающей в указанные отделы коры больших полушарий во время произнесения слов (см. Кинестезии речевые). Проявляется в виде нарушения произношения слов, замены одних звуков др. (см. Литеральная парафазия) вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова). В этих случаях бывает нарушено самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана О. Липпманном (1913).
Эфферентная моторная А. связана с поражением нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на др. вследствие инертности речевых стереотипов. В то же время у данных больных не нарушено произношение отдельных звуков. Первично страдают активная устная речь и письмо, вторично нарушаются др. виды речи. Афферентную моторную А. следует отличать от дизартрии. Впервые описана П. Брока (1861).
Динамическая А. возникает при поражении средне- и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, проявляющиеся в нарушениях планирования речи. Характеризуется нарушением связной устной и письменной активной речи, общей речевой аспонтанностью, трудностями актуализации слов, обозначающих действия. Протекает па фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку. Впервые описана К. Кляйстом (1934) подназванием "дефект речевой инициативы".
В целом, согласно взглядам Лурия, А. делятся на 2 категории: парадигматические и синтагматические. 1-е связаны с нарушениями кодирования речи (фонематического, артикуляционного и т. д.) и возникают при поражении задних отделов левого полушария; 2-е связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария мозга. (Е. Д. Хомская.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Афазия
(Aphasia) (от греч. а - нет и phasir - речь, высказывание, phemi - говорить, высказываться). Расстройство речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности к пониманию чужой речи или к выражению в словах собственных мыслей. Обусловленное поражением коры доминантного полушария при отсутствии повреждений артикуляционного аппарата и слуха.
А., амнестическая (Aphasia amnestica) (от греч. mneme - память). Утрата способности называть знакомые предметы при узнавании их предназначения из-за нарушения памяти, в особенности - репродукционной. Обычно при подсказке начального слога или буквы больной вспоминает необходимое слово. Син. Афазия, номинативная.
А., Бастиана (Aphasia Bastian) (Bastian H. Ih.) - см. Бастиана, афазия, Афазия, сенсорная.
А., Брока (Aphasia Broca) (Broca P.P., 1824-1880, фр. антрополог и хирург) - см. Афазия, моторная.
А., Вернике (Aphasia Wernicke) (1Wernicke K., 1848-1905, фр. психиатр и невропатолог) - см. Афазия, сенсорная кортикальная.
А., вербальная (Aphasia verbalis) (от лат. verbum - слово) - см. Афазия, моторная.
А., двигательная (Aphasia motoria) - см. Афазия, моторная.
А., интонационная (Aphasia intonationalis) (от лат. intonare - греметь, громко произносить). Общее название интонационных нарушений речи, при которых она становится монотонной.
А., Лихтейма (Aphasia Lichtheim) - см. Лихтейма, афазия, Афазия, транскортикальная.
А., моторная (Aphasia motoria) (от лат. moveo - двигать). Утрата способности выражать словами собственные мысли при сохраненном понимании устной и письменной речи. У больного сохранена возможность движения речевой мускулатуры (язык, губы, фаринкс, ларинкс), но сложное сочетание этих движений, необходимое при моторной речи, неосуществимо. Обусловливается болезненными процессами, поражающими двигательный анализатор, чье ядро расположено в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (44-е поле Бродманна). Син. Афазия, вербальная, Афазия, двигательная, Афазия, экспрессивная, Афазия, Брока.
А. моторная, кортикальная (Aphasia motoria corticalis) (от лат. moveo и cortex - кора). Моторная афазия, выражающаяся в расстройстве устной речи (вкл. и внутренней речи), чтения и письма. Обусловлена поражением коры речевой зоны лобной доли доминантного полушария головного мозга.
А., моторная, субкортикальная (Aphasia motoria subcorticalis) (от лат. moveo, sub - под и cortex). Моторная афазия, проявляющаяся в расстройстве устной речи при сохраненности внутренней речи чтения, письма и понимания языка. По данным некоторых авторов, обусловлена поражением белого вещества непосредственно под моторно-речевой зоной коры доминантного полушария головного мозга. Син. Афазия, моторная чистая, Афемия.
А., моторная, транскортикальная (Aphasia motoria transcorticalis) (от лат. moveo, trans - через и cortex). Моторная афазия, проявляющаяся в невозможности волевой речи и письма при сохраненной способности повторять чужие высказывания и писать под диктовку. Обусловлена поражением проводящих путей между моторно-речевой корой доминантного полушария и другими областями коры головного мозга.
А. моторная, чистая (Aphasia motoria pura) (от лат. moveo и purus - чистый) - см. Афазия, моторная субкортикальная.
А., номинационная (Aphasia nominations) (от лат. nomen, nominis - имя) - см. Афазия, амнестическая.
А., оптическая (Aphasia optica) (от греч. optikos - относящийся к зрению). Афазия, проявляющаяся в утрате способности называть предметы при их зрительном восприятии, но при сохранной способности узнавать их при ощупывании.
А., пароксизмальная (Aphasia paroxismalis) (от греч. paroxismos - побуждение, острый приступ болезни). Неправильный синоним термина афатический эпилептический припадок. Установлено, что почти каждая кратковременная афазия (менее минуты), в особенности периодически повторяющаяся, является по сути эпилептическим пароксизмом с эпилептогенным очагом в височной или лобной доле. Большая же часть более продолжительных эпизодов афазии (несколько минут и больше) обусловливается неэпилептическими, в частности - ишемическими, церебральными кризисами с локализацией патологического очага в сильвиевой области доминантного полушария.
А., проводниковая. Моторная афазия, проявляющаяся в нарушении способности к повторению слов и предложений при слабо выраженном нарушении активной речи и сохраненном понимании воспринимаемой речи. Обусловлена поражением проводящих путей между слуховой и моторной речевыми зонами коры головного мозга.
А., семантическая (Aphasia semantica) (от греч. sema - знак, semantio - означать). Сенсорная афазия, проявляющаяся в нарушении понимания фраз со сложной грамматической формой при сохранности понимания отдельных слов. Эта афазия часто сочетается с элементами амнестической афазии, алексии и акалькулии. Наблюдается при очаговом поражении коры теменной и затылочной доли доминантого полушария головного мозга.
А., сенсорная (Aphasia sensoria) (от лат. sensus - чувство, ощущение). Утрата способности осмысления чужой речи при сохраненном слухе, вследствие чего знакомый ранее язык становится непонятным. Син. Бастиана, афазия.
А., сенсорная кортикальная (Aphasia sensoria corticalis) (от лат. sensus и cortex - кора). Сенсорная афазия с вторичными нарушениями экспрессивной речи (логорея, вербальные парафазии). Наблюдается при локализации очагового поражения в задней трети верхней темпоральной извилины коры доминантного полушария - 22-м поле по Бродманну. Син. Афазия, Вернике, Афеместезия, Глухота, словесная.
А., сенсорная субкортикальная (Aphasia sensoria subcorticalis) (от лат. sensus, sub - под и cortex). Сенсорная афазия, выражающаяся в неспособности помнить устную речь, повторять сказанные слова и писать под диктовку при сохранности экспрессивной речи, чтения и письма. По некоторым авторам, наблюдается при поражении белого вещества головного мозга непосредственно под сенсорноречевой зоной доминантного полушария головного мозга.
А. сенсорная транскортикальная (Aphasia sensoria transcorticalis) (от лат. sensus, trans - через и cortex). Сенсорная афазия, выражающаяся в непонимании устной речи при сохранной способности к повторению сказанного другими лицами, переписыванию и письму под диктовку. Наблюдается при поражении проводящих путей между задней и средней частями верхней темпоральной извилины (зоны Вернике) и других областей коры головного мозга. Син. Вернике, транскортикальная сенсорная афазия.
А., синтетическая (Aphasia syntactica) (от греч. syntaxis - построение). Афазия, проявляющаяся в расстройстве устной речи (аграмматизм, парафазия) с нарушением понимания смысла слов, с жаргонофазией при относительно сохраненной способности к письму.
А., смешанная (Aphasia mixta) (от лат. mixtus - смешанный). Афазия, характеризующаяся сочетанием отдельных проявлений моторной и сенсорной афазии.
А., темпоро-париетальная (Aphasia temporo-parietalis) (от лат. temporalis - височный и parietalis - теменной). Сенсорная (чаще - семантическая) афазия, наблюдающаяся при поражениях задних отделов нижней теменной области и темпоральной доли доминантного полушария головного мозга.
А., тотальная (Aphasia totalis) (от лат. totus - целый). Целостная, полная афазия. Сочетание моторной и сенсорной афазии с утратой речи во всех ее проявлениях. Наблюдается чаще всего при острых нарушениях кровообращения мозга.
А., транскортикальная. Вначале рассматривалась как самостоятельная форма, являющаяся результатом повреж
дения ассоциативных путей между центрами Брока и Вернике и центром понятий. В настоящее время понимается как более легкая степень расстройств речи при моторной и сенсорной афазии с сохранностью повторной речи.
А., центральная (Aphasia centralist) (от лат. centrum - центр). Общее название проводниковой и некоторых видов сенсорной афазии в классификации Гольдштейна.
А., экспрессивная (Aphasia expressiva) (от лат. exprimo - выражать словами) - см. Афазия, моторная.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
403.65 кб

Речь и правое полушарие головного мозга: афазия vs. аномия

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье рассматриваются литературные и обобщенные эмпирические данные по нарушениям речи при поражениях правого полушария у взрослых и детей.
Читать PDF
132.36 кб

Первичная прогрессирующая афазия

Кадыков Альберт Серафимович, Калашникова Людмила Андреевна, Шахпаронова Наталья Владимировна, Кашина Елена Михайловна, Егорова Александра Васильевна, Пильщикова Илина Кузьминична
Читать PDF
1.46 мб

Нарушения познавательных процессов при поражении белого вещества: реальна ли «Проводниковая афазия»?

Цветкова Л.С., Цветков А.В., Говердовская И.А.
Описываются различные варианты нарушения высших психических функций при поражениях белого вещества, связанные с дезинтеграцией между корковыми зонами в пределах одного или разных полушарий, и коры с базальными ганглиями.
Читать PDF
358.21 кб

Изучение коммуникативной дезадаптации у больных с сенсорной афазией (поведение и самооценка)

Колесникова Т. С.
В публикации представлены результаты изучения состояния коммуникативной адаптации у больных с тремя разными вариантами сенсорной афазии, выделенных автором в работе над кандидатской диссертацией.
Читать PDF
265.97 кб

Психолого-логопедическая диагностика больных с афазией в ранней постинсультной стадии

Пурцхванидзе Ольга Петровна
Восстановительное обучение больных с афазией является важнейшим разделом современной афазиологии.
Читать PDF
277.14 кб

Состояние компонентов речевой системы у пациентов с моторной афазией

Месникова А. Н., Лизунова Л. Р.
Читать PDF
253.88 кб

Преимущество развития мелкой моторики при афазии

Э. Р. Кязымова
Читать PDF
303.07 кб

Реабилитация больных с комплексной моторной афазией в остром периоде ишемического инсульта

Народова Е. А., Прокопенко С. В., Народова В. В., Народов А. А.
Работа посвящена изучению внутренней речи методом регистрации микроартикуляции языка у больных с комплексной моторной афазией в остром периоде ишемического инсульта.
Читать PDF
67.78 кб

Опыт применения глиатилина при речевой реабилитации больных с моторной афазией после перенесенного и

Померанцев Игорь Александрович, Шутенко Ирина Валентиновна
Читать PDF
285.33 кб

Исследование внутренней речи методом регистрации микроартикуляции языка у больных с моторной афазией

Народова Е. А., Народова В. В., Изотова О. М.
С использованием специально разработанного датчика-регистратора микродвижений языка проведен анализ состояния внутренней речи у больных с моторной афазией в остром периоде ишемического инсульта.
Читать PDF
139.49 кб

Опыт применения метода речевого донорства при реабилитации речи у двух больных с афазией в постстаци

Штейнердт В. В.
В статье приводится алгоритм последовательного использования отдельных этапов процесса восстановления речи в постстационарном периоде с использованием аудиовизуального экранного материала на режиме биологической обратной связи и о
Читать PDF
311.99 кб

Депрессия у пациентов с постинсультной афазией: диагностика и клинические особенности

Кутлубаев М. А., Насретдинова А. Ф., Фаткуллина Л. К., Воеводин В. А., Ахмадеева Л. Р.
Проведено исследование психометрических свойств русскоязычной версии госпитального варианта 10-компонентной инсультной афатической шкалы оценки депрессии (ИАШОД-10) у больных с выраженными постинсультными нарушениями речи, а также
Читать PDF
733.75 кб

Реабилитация больных с афазией по модифицированным методикам восстановления

Щербакова Мария Михайловна, Котов Сергей Викторович
Актуальность данной работы обусловлена высокой распространенностью сосудистых заболеваний головного мозга среди взрослого населения.
Читать PDF
0.00 байт

Индивидуальные различия нейродинамических характеристик у пациентов с афазией

Ларина Ольга Данииловна, Панарина Вера Викторовна
Представлены результаты исследования нарушений нейродинамических процессов у пациентов с афазией. Показано отсутствие четких корреляций между симптоматикой нейродинамических нарушений и формой афазии, возрастом, полом пациентов.
Читать PDF
476.83 кб

Синдром кортико-базальной дегенерации с первичной прогрессирующей афазией

Яхно Николай Николаевич, Дроконова Ольга Олеговна, Яворская Светлана Александровна, Воскресенская Ольга Николаевна, Дамулин Игорь Владимирович
В статье представлено описание наблюдения пациентки с возможной кортико-базальной дегенерацией, у которой в течение нескольких лет единственными признаками болезни были речевые нарушения.

Похожие термины:

  • АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

    см. афферентный и моторный] - распад речи с явлениями апраксии (кинестетической, оральной и артикуляционной); возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры го
  • СМЕШАННАЯ СЕНСОРНО-АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

    Сенсорно-афферентная форма афазии встречается достаточно редко и по степени проявления речевых расстройств всегда может быть квалифицирована как грубая или выраженная. Спонтанная и диалогическ
  • АТАКСИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

    См. афазия, атаксическая.
  • БЕГЛАЯ АФАЗИЯ

    См. Вернике, афазия.
  • Афазия акустико-гностическая

    См. Афазия сенсорная.
  • АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

    Речевой и неречевой слух представляют две самостоятельные формы слуховой системы. По классификации А. Р. Лурия, в основе акустико-гностической сенсорной афазии лежат нарушения речевого (фонемати
  • АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

    В отличие от акустико-гностической формы, при этой афазии речевой слух не страдает, а ведущим дефектом является неполноценность слухоречевой памяти. Здоровый человек запоминает при первом предъя
  • АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

    заключается в том, что больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это – чем едят», «это – чем пишут». Однако нередко до
  • Афазия Брока

    См. афазия Брока.
  • ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

    см. Афазия.
  • ЭКСПРЕССИВНАЯ АФАЗИЯ

    См. Брока, афазия.
  • ГЛОБАЛЬНАЯ АФАЗИЯ

    См. афазия, глобальная.
  • Афазия у детей

    нарушения формирования механизмов речи у детей, обусловленные задержкой или повреждением развития речевой функции. Предполагается, что упомянутые нарушения вызваны задержанным биологическим с
  • ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

    греч.dynamikos - относящийся к силе; сильный) - речевая аспонтанность (а + лат. spontaneus - самопроизвольный), утрата побуждения говорить. Наблюдается при повреждении конвекситатных (выпуклых) и медиальных (с
  • АФАЗИЯ , ДИСФАЗИЯ

    dysphasia) - нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции: см. Дислалия). Афаз
  • СМЕШАННАЯ СЕНСОРНО-ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

    Нарушения экспрессивной речи у больных с грубой и выраженной афазией обычно очень тяжелые. У большинства практически отсутствует и спонтанная, и диалогическая речь. Отвечая на вопрос, больные исп
  • АФАЗИЯ МОТОРНАЯ

    См. афазия, моторная.
  • НОМИНАЛЬНАЯ АФАЗИЯ

    См. анемическая афазия.
  • АФАЗИЯ НОМИНАТИВНАЯ

    См. афазия, номинативная.
  • РЕЦЕПТИВНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ АФАЗИЯ

    то же, что афазия глобальная.