АФАЗИЯ
Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Синоним — немота.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Источник: Фадеева Т.Б. Психические и нервные болезни: справочник врача. 2002
Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: Фармакологические основы терапии. Тезаурус. Руководство для врачей и студентов. 2018 г.
Источник: Бородулин В.И., Ланцман М.Н. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы. 2009
В зависимости от локализации патологического воздействия выделяют:
А. амнестическую, при которой человек не может назвать предмет, вспомнить конкретное слово.
А. оптическую, характеризующуюся затруднениями в назывании предметов при их зрительном восприятии.
А. сенсорную, проявляющуюся в трудности понимания устной речи.
А. моторную, проявляющуюся в нарушении активной речи при сохранной способности понимать устную и письменную речь.
А. сенсомоторную (смешанную), при которой нарушены как понимание речи, так и активная речь.
У детей А. вызывает вторичную ЗПР, которую необходимо отличать от олигофрении. Восстановление речи при А. осуществляется специальными педагогическими (логопедическими) и нейропсихологическими методами на основе использования функции сохранных анализаторов.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Категория. Системное нейропсихологическое нарушение.
Специфика. При этом могут быть затронуты фонематическая, морфологическая и синтаксическая структуры активной и пассивной речи.
Обусловливание. Вызываются локальными поражениями коры левого полушария (у правшей).
Виды. По классификации А.Р.Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм:
- сенсорная афазия, впервые описанная К.Вернике в 1874 г., возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов;
- акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В ее основе лежит нарушение слухоречевой памяти;
- оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов;
- семантическая афазия, впервые описанная Г.Хэдом в 1926 г., возникает при поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей). В ее основе лежат дефекты симультанного анализа и синтеза;
- афферентная моторная афазия, впервые описанная О.Липманном в 1913 г., возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов;
- эфферентная моторная афазия, впервые описанная П.Брока в 1861 г., возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В ее основе лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов;
- динамическая афазия, впервые описанная К.Клейстом в 1934 г., возникает при поражении средне- и задне-лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В ее основе лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
1) из первичного дефекта;
2) из вторичных нарушений, возникающих в результате воздействия первичного дефекта;
3) из функциональных перестроек работы мозга головного, направленных на компенсацию нарушенной функции. Выделяются семь форм афазии, каждая из коих связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе деятельности речевой, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса:
1) афазия сенсорная - нарушение слуха фонематического - способности различения звукового состава слов: трудности понимания речи устной, письма под диктовку;
2) афазия акустико-мнестическая - нарушение слухоречевой памяти, проявляется:
a) в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях - быстрая речь, одновременное предъявление двух речевых сообщений и пр.;
b) в виде трудностей, возникающих в речи устной и при письме под диктовку - поиск нужных слов, вербальные парафазии;
3) афазия оптико-мнестическая, в основе коей лежит нарушение памяти зрительной (=> память сенсорная); проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий;
4) афазия семантическая - нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций, например - брат отца, отец брата, весна перед летом и прочее; сочетается с нарушениями счета и пространственного мышления;
5) афазия моторная афферентная - нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими от расстройства различения близких артикулем (артикуляционных движений); при этом бывает нарушено письмо самостоятельное и под диктовку;
6) афазия моторная эфферентная - нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое от инертности речевых стереотипов;
7) афазия динамическая - нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляется в нарушениях планирования речи; характерно нарушением связной устной и письменной активной речи, трудностями актуализации слов, означающих действия.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
А. АМНЕСТИЧЕСКАЯ [Trousseau А., 1864, Bateman, 1898] - симптомокомплекс, характеризующийся расстройством нахождения нужных слов, затруднениями в назывании предметов, хотя представления об этих предметах и их свойствах больной сохраняет. Наблюдается при поражении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария.
А. МОТОРНАЯ [Broca P., 1861] - симптомокомплекс, характеризующийся преимущественными нарушениями экспрессивной речи. Утрачивается способность произносить слова при отсутствии признаков органического поражения периферического речевого аппарата. Для речи характерны аграмматизм ("телеграфный стиль"), парафазии с нарушением структуры слова, контаминации. Наблюдается при поражении задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария (центра Брока).
А. СЕМАНТИЧЕСКАЯ [Head H., 1926] - симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных конструкций, предлогов, сравнительных конструкций. Наблюдается при поражении области на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантного полушария.
А. СЕНСОРНАЯ [Wernicke С., 1874] - характерно нарушение способности понимать значение слов при отсутствии каких-либо поражений слуха. Относительная сохранность экспрессивной речи. Многоречивость вплоть до логореи. Парафазии - вербальные и литеральные. Затруднения в различении близких звуков. Наблюдается при поражении задней части верхней височной извилины доминантного полушария (центр Вернике).
А. ТРАНСКОРТИКАЛЬНАЯ [Lichtheim L., 1885] - вначале рассматривалась как самостоятельная форма, являющаяся результатом повреждения ассоциативных путей между центрами Брока и Вернике и центром понятий. В настоящее время понимается как более легкая степень расстройств речи при моторной и сенсорной афазии с сохранностью повторной речи.
В соответствии с классификацией А.Р. Лурия [1962], основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, различают следующие формы А., каждая из которых обусловлена выпадением одного из факторов в связи с той или иной локализацией очага поражения: 1) афферентная моторная (кинестетическая) - на первый план выступают нарушения кинестетической основы речевых движений, расстройства артикуляции; 2) эфферентная моторная (кинетическая) - характерны нарушения плавности речи, речевая деавтоматизация, затруднения в переходе от одной артикуляции к другой; 3) динамическая - наблюдаются расстройства активного построения речевых процессов; 4) акустико-гностическая сенсорная - нарушено различение близких (оппозиционных) фонем, при более массивных поражениях страдает различение всех звуков речи, возможны явления речевой акустической агнозии; 5) амнестико-сенсорная - характерны нарушения называния слов, затруднения в вербальном обозначении показываемых больному предметов. Кинестетическая афазия наблюдается при распространении поражения с прецентральной коры на нижние отделы этой области (зоны вторичной организации кинестезии лица, губ и языка), кинетическая - в нижних отделах премоторной зоны, динамическая - при поражении конвекситальных отделов лобных долей, акустико-гностическая - при локальных поражениях вторичных отделов коры височной области, амнестико-сенсорная - при поражении теменно-затылочных отделов коры большого мозга.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Сенсорная афазия-нарушение понимания речи вплоть до отсутствия реакции на нее в тяжелых случаях. Экспрессивная речь также нарушена вследствие отсутствия контроля за произносимым словом. Наблюдаются логорея (речевое недержание), вербальные парафазии (слово заменяется сходным по звучанию, но чуждым по смыслу), персеверации (застревание на отдельных словах). В выраженных случаях речь становится совершенно непонятной (жаргон-афазия).
Чистая сенсорная афазия наблюдается редко. Обычно она сочетается с нарушением понимания письменной речи (алексия). Возникает при локализации патологического очага в задних отделах верхней височной извилины (центр Вернике).
Амнестическая афазия - больные забывают название предметов. Больной пытается заменить название забытого предмета его описанием. Подсказ первых букв или слогов обычно помогает вспомнить забытое. Редко наблюдается в чистом виде, часто сочетаясь с сенсорной афазией.
Патологический очаг расположен на стыке височно-теменно-затылочной области. Проводниковая афазия возникает при очагах в белом веществе, разрывающих связи между речевыми корковыми центрами головного мозга. Нарушается повторение речи, появляются парафазии.
Для выявления афазии используются следующие приемы:
1) изучение устной речи (разговорная речь, рассказ, повторения, автоматическая речь-числа, месяцы, стихи); при этом учиты-ваются желание говорить, бедность или богатство речи, грамматический строй ее, наличие парафазий и персевераций; 2) анализ письменной речи - списывание, диктант, пересказ; 3) понимание устной речи - слов, фраз, простых и многозвеньевых инструкций, заведомо нелепых фраз и инструкций; 4) чтение - возможность чтения и понимание прочитанного. Характер синдрома более широкой, чем указанные выше зоны. Чаще всего причиной афазии являются сосудистые поражения мозга (бассейн внутрен-ней сонной артерии, корковые ветви средней мозговой артерии) - геморрагии, размягчения. Реже афазия вызывается воспалительным процессом (энцефалит), травмой, опухолью, дегенеративно-атрофическим процессом (болезнь Пика, Адьпгеймера). Временно
афазия может возникнуть в течение приступа мигрени и после эпилептического припадка.
Лечение. Воздействие на основное заболевание в сочетании с обучением выпавшим речевым навыкам у логопеда. Прогноз зависит от характера основного заболевания. У молодых, особенно у детей, прогноз лучше в связи с большей пластичностью мозга и хорошо развивающейся викарной васкуляризацией. Сенсорные расстройства восстанавливаются при равных условиях лучше, чем моторные.
В соответствии с классификацией, разработанной Л. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм А., каждая из которых связана с нарушением одного из факторов и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.
Сенсорная А. возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В основе ее лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различения звукового состава слов. Для данной формы А. характерны трудности понимания устной речи, трудности письма под диктовку. Вторично страдают и др. виды речи. Впервые описана К. Вернике (1874).
Акустико-мнестическая А. обнаружена при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В основе ее лежит нарушение слухоречевой памяти. Проявляется в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление 2 речевых сообщений и т. д.), трудностей, возникающих в устной речи (поиск нужных слов, вербальные парафазрш), затруднений письма под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана как самостоятельная форма А. в работах Лурия.
Оптико-мнестическая А. вызывается поражением задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана Лурия как один из вариантов амнестической А.
Семантическая А. возникает при поражении зоны ТРО (третичной коры теменно-височно-затылочных отделов; ТРО - сокр. от temporal-parietal-оccipital) левого полушария (у правшей). В основе ее лежат дефекты симультанного анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных и "квазипространственных" отношений). Проявляется в виде нарушений понимания определенных логико-грамматических конструкций (брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.), отражающих пространственные отношения. В случаях обширных поражений указанной зоны больные не понимают смысла такого типа слов, как над; под, слева, справа и т. д. Данная форма А. сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, конструктивного праксиса. Впервые описана X. Хэдом (1926).
Афферентная моторная А. возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение кинестезической афферентации, поступающей в указанные отделы коры больших полушарий во время произнесения слов (см. Кинестезии речевые). Проявляется в виде нарушения произношения слов, замены одних звуков др. (см. Литеральная парафазия) вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова). В этих случаях бывает нарушено самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана О. Липпманном (1913).
Эфферентная моторная А. связана с поражением нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на др. вследствие инертности речевых стереотипов. В то же время у данных больных не нарушено произношение отдельных звуков. Первично страдают активная устная речь и письмо, вторично нарушаются др. виды речи. Афферентную моторную А. следует отличать от дизартрии. Впервые описана П. Брока (1861).
Динамическая А. возникает при поражении средне- и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, проявляющиеся в нарушениях планирования речи. Характеризуется нарушением связной устной и письменной активной речи, общей речевой аспонтанностью, трудностями актуализации слов, обозначающих действия. Протекает па фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку. Впервые описана К. Кляйстом (1934) подназванием "дефект речевой инициативы".
В целом, согласно взглядам Лурия, А. делятся на 2 категории: парадигматические и синтагматические. 1-е связаны с нарушениями кодирования речи (фонематического, артикуляционного и т. д.) и возникают при поражении задних отделов левого полушария; 2-е связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария мозга. (Е. Д. Хомская.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
А., амнестическая (Aphasia amnestica) (от греч. mneme - память). Утрата способности называть знакомые предметы при узнавании их предназначения из-за нарушения памяти, в особенности - репродукционной. Обычно при подсказке начального слога или буквы больной вспоминает необходимое слово. Син. Афазия, номинативная.
А., Бастиана (Aphasia Bastian) (Bastian H. Ih.) - см. Бастиана, афазия, Афазия, сенсорная.
А., Брока (Aphasia Broca) (Broca P.P., 1824-1880, фр. антрополог и хирург) - см. Афазия, моторная.
А., Вернике (Aphasia Wernicke) (1Wernicke K., 1848-1905, фр. психиатр и невропатолог) - см. Афазия, сенсорная кортикальная.
А., вербальная (Aphasia verbalis) (от лат. verbum - слово) - см. Афазия, моторная.
А., двигательная (Aphasia motoria) - см. Афазия, моторная.
А., интонационная (Aphasia intonationalis) (от лат. intonare - греметь, громко произносить). Общее название интонационных нарушений речи, при которых она становится монотонной.
А., Лихтейма (Aphasia Lichtheim) - см. Лихтейма, афазия, Афазия, транскортикальная.
А., моторная (Aphasia motoria) (от лат. moveo - двигать). Утрата способности выражать словами собственные мысли при сохраненном понимании устной и письменной речи. У больного сохранена возможность движения речевой мускулатуры (язык, губы, фаринкс, ларинкс), но сложное сочетание этих движений, необходимое при моторной речи, неосуществимо. Обусловливается болезненными процессами, поражающими двигательный анализатор, чье ядро расположено в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (44-е поле Бродманна). Син. Афазия, вербальная, Афазия, двигательная, Афазия, экспрессивная, Афазия, Брока.
А. моторная, кортикальная (Aphasia motoria corticalis) (от лат. moveo и cortex - кора). Моторная афазия, выражающаяся в расстройстве устной речи (вкл. и внутренней речи), чтения и письма. Обусловлена поражением коры речевой зоны лобной доли доминантного полушария головного мозга.
А., моторная, субкортикальная (Aphasia motoria subcorticalis) (от лат. moveo, sub - под и cortex). Моторная афазия, проявляющаяся в расстройстве устной речи при сохраненности внутренней речи чтения, письма и понимания языка. По данным некоторых авторов, обусловлена поражением белого вещества непосредственно под моторно-речевой зоной коры доминантного полушария головного мозга. Син. Афазия, моторная чистая, Афемия.
А., моторная, транскортикальная (Aphasia motoria transcorticalis) (от лат. moveo, trans - через и cortex). Моторная афазия, проявляющаяся в невозможности волевой речи и письма при сохраненной способности повторять чужие высказывания и писать под диктовку. Обусловлена поражением проводящих путей между моторно-речевой корой доминантного полушария и другими областями коры головного мозга.
А. моторная, чистая (Aphasia motoria pura) (от лат. moveo и purus - чистый) - см. Афазия, моторная субкортикальная.
А., номинационная (Aphasia nominations) (от лат. nomen, nominis - имя) - см. Афазия, амнестическая.
А., оптическая (Aphasia optica) (от греч. optikos - относящийся к зрению). Афазия, проявляющаяся в утрате способности называть предметы при их зрительном восприятии, но при сохранной способности узнавать их при ощупывании.
А., пароксизмальная (Aphasia paroxismalis) (от греч. paroxismos - побуждение, острый приступ болезни). Неправильный синоним термина афатический эпилептический припадок. Установлено, что почти каждая кратковременная афазия (менее минуты), в особенности периодически повторяющаяся, является по сути эпилептическим пароксизмом с эпилептогенным очагом в височной или лобной доле. Большая же часть более продолжительных эпизодов афазии (несколько минут и больше) обусловливается неэпилептическими, в частности - ишемическими, церебральными кризисами с локализацией патологического очага в сильвиевой области доминантного полушария.
А., проводниковая. Моторная афазия, проявляющаяся в нарушении способности к повторению слов и предложений при слабо выраженном нарушении активной речи и сохраненном понимании воспринимаемой речи. Обусловлена поражением проводящих путей между слуховой и моторной речевыми зонами коры головного мозга.
А., семантическая (Aphasia semantica) (от греч. sema - знак, semantio - означать). Сенсорная афазия, проявляющаяся в нарушении понимания фраз со сложной грамматической формой при сохранности понимания отдельных слов. Эта афазия часто сочетается с элементами амнестической афазии, алексии и акалькулии. Наблюдается при очаговом поражении коры теменной и затылочной доли доминантого полушария головного мозга.
А., сенсорная (Aphasia sensoria) (от лат. sensus - чувство, ощущение). Утрата способности осмысления чужой речи при сохраненном слухе, вследствие чего знакомый ранее язык становится непонятным. Син. Бастиана, афазия.
А., сенсорная кортикальная (Aphasia sensoria corticalis) (от лат. sensus и cortex - кора). Сенсорная афазия с вторичными нарушениями экспрессивной речи (логорея, вербальные парафазии). Наблюдается при локализации очагового поражения в задней трети верхней темпоральной извилины коры доминантного полушария - 22-м поле по Бродманну. Син. Афазия, Вернике, Афеместезия, Глухота, словесная.
А., сенсорная субкортикальная (Aphasia sensoria subcorticalis) (от лат. sensus, sub - под и cortex). Сенсорная афазия, выражающаяся в неспособности помнить устную речь, повторять сказанные слова и писать под диктовку при сохранности экспрессивной речи, чтения и письма. По некоторым авторам, наблюдается при поражении белого вещества головного мозга непосредственно под сенсорноречевой зоной доминантного полушария головного мозга.
А. сенсорная транскортикальная (Aphasia sensoria transcorticalis) (от лат. sensus, trans - через и cortex). Сенсорная афазия, выражающаяся в непонимании устной речи при сохранной способности к повторению сказанного другими лицами, переписыванию и письму под диктовку. Наблюдается при поражении проводящих путей между задней и средней частями верхней темпоральной извилины (зоны Вернике) и других областей коры головного мозга. Син. Вернике, транскортикальная сенсорная афазия.
А., синтетическая (Aphasia syntactica) (от греч. syntaxis - построение). Афазия, проявляющаяся в расстройстве устной речи (аграмматизм, парафазия) с нарушением понимания смысла слов, с жаргонофазией при относительно сохраненной способности к письму.
А., смешанная (Aphasia mixta) (от лат. mixtus - смешанный). Афазия, характеризующаяся сочетанием отдельных проявлений моторной и сенсорной афазии.
А., темпоро-париетальная (Aphasia temporo-parietalis) (от лат. temporalis - височный и parietalis - теменной). Сенсорная (чаще - семантическая) афазия, наблюдающаяся при поражениях задних отделов нижней теменной области и темпоральной доли доминантного полушария головного мозга.
А., тотальная (Aphasia totalis) (от лат. totus - целый). Целостная, полная афазия. Сочетание моторной и сенсорной афазии с утратой речи во всех ее проявлениях. Наблюдается чаще всего при острых нарушениях кровообращения мозга.
А., транскортикальная. Вначале рассматривалась как самостоятельная форма, являющаяся результатом повреж
дения ассоциативных путей между центрами Брока и Вернике и центром понятий. В настоящее время понимается как более легкая степень расстройств речи при моторной и сенсорной афазии с сохранностью повторной речи.
А., центральная (Aphasia centralist) (от лат. centrum - центр). Общее название проводниковой и некоторых видов сенсорной афазии в классификации Гольдштейна.
А., экспрессивная (Aphasia expressiva) (от лат. exprimo - выражать словами) - см. Афазия, моторная.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003