АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ (СЕНСОРНО-АМНЕСТИЧЕСКАЯ) АФАЗИЯ это что такое АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ (СЕНСОРНО-АМНЕСТИЧЕСКАЯ) АФАЗИЯ: определение — Психология.НЭС
АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ  СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ АКУСТИКО-МОТОРНАЯ СВЯЗЬ

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Найдено 1 определение:

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ (СЕНСОРНО-АМНЕСТИЧЕСКАЯ) АФАЗИЯ

В отличие от акустико-гностической формы, при этой афазии речевой слух не страдает, а ведущим дефектом является неполноценность слухоречевой памяти. Здоровый человек запоминает при первом предъявлении из 10 слов 6-7 (7±2), а здесь объем слухоречевой памяти снижается до 3 и даже 2 элементов. Клинико-психологи-чески это проявляется в значительном ограничении объема воспринимаемого речевого материала при его воспроизведении или запоминании. Поэтому больной плохо понимает длинные, сложные фразы. В более грубых случаях акустико-мнестической афазии дефект слухоречевой памяти может проявляться нарушением повторения сложных слов.

Типичным для больных является снижение скорости переработки вербальной информации. При этом трудности запечатления и воспроизведения словесного материала отражают повышение ретроактивного и проактивного торможения следов. Феномен ретроактивного торможения проявляется в виде воспроизведения последнего ряда слов и забывания предшествующих слов. Феномен проактивного торможения заключается в невозможности повторить какие-либо элементы словесного последовательного материала кроме первых слов (одного-двух). В обоих случаях характерны явления словесной реминисценции - лучшего воспроизведения вербального материала через некоторое время после его предъявления.

Произносительных нарушений речи не отмечается, речь достаточно выразительная. Наиболее грубые затруднения вызывает составление фраз к сюжетным картинкам. Высказывания часто становятся бессвязными, изобилующими вербальными заменами, персеверациями, вводными словами, ненужными подробностями. Вместо одной короткой фразы появляются обрывки незаконченных предложений. Еще грубее нарушается повествовательная речь - способность к пересказу простого и короткого текста.

В процессе общения с больными создается впечатление, что они хорошо понимают обращенную речь, однако вследствие нарушения слухового внимания не всегда выполняют словесные инструкции. Понимание речи страдает также вследствие неудержания услышанного. Задания приходится повторять, тексты, а нередко и длинные инструкции предъявлять по частям.

Не страдает способность узнавать буквы и синтезировать слоги, сохраняется возможность использовать как глобальный, так и аналитический способы чтения, т.е. механизм чтения не разрушается. Письменная речь неполноценна: нарушается понимание и запоминание читаемого, письмо под диктовку, письменное называние, формулирование предложений. Причиной этих нарушений является также неполноценность функции запечатления следов услышанного.

В редких случаях у больных с акустико-мнестической афазией выявляются элементы теменной симптоматики: нарушение праксиса позы, право-левая ориентировка, конструктивный праксис, идеомоторная апраксия, нарушение счетных операций.

Локализация очага поражения преимущественно в сред-незадних отделах левой височной доли - 21 и частично 37-е поле (зона Т2 по Лурия), т.е. коры второй височной извилины.

Оцените определение:

Источник: А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы, 2004 г.

Найдено рефератов по теме АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ — 0

Найдено книг по теме — 12

Найдено научных статей по теме — 6

Речь и правое полушарие головного мозга: афазия vs. аномия

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье рассматриваются литературные и обобщенные эмпирические данные по нарушениям речи при поражениях правого полушария у взрослых и детей. Показано, что функции правого полушария в обеспечении речи эволюционируют от активации речевой деятельности через обеспечение сенсорных эталонов и двигательной основы речи к личностно-смысловому базису всей речевой и мыслительной деятельности.
Скачать PDF

Изменение профиля слухоречевой асимметрии при афазии

Шипкова Каринэ Маратовна
В статье рассматривается проблема межполушарной реорганизации речевых процессов при афазии. В исследовании участвовали 27 больных с афазией с поражением левого полушария сосудистой и травматической этиологии. В первую группу (острая афазия) вошли 11 больных в возрасте от 21 до 62 лет с давностью заболевания от 2 до 6 месяцев, из них 7 — с преимущественно «передними» формами (моторные афазии и динамическая афазия) и 4 — с преимущественно «задними» (височные формы и семантическая афазия). Во вторую группу (хроническая афазия) вошли 16 пациентов в возрасте от 32 до 65 лет с давностью заболевания более 2 лет, из них 3 с «передними» и 13 — с «задними» афазиями. Батарея нейропсихологических методик включала нейропсихологическое исследование по схеме А.Р. Лурия, количественную оценку степени выраженности афазического дефекта и методику дихотического прослушивания в начале и в конце курса речевой реабилитации. Результаты: 1) в обеих группах испытуемых выявлен высокий процент случаев доминантности левого уха; 2) эффект левого уха был типичен для височных поражений левого полушария; 3) в нейропсихологическом синдроме всех пациентов обнаружены правополушарные симптомы; 4) в обеих группах не было достоверных сдвигов в изменении значения коэффициента ведущего уха по завершении курса нейрореабилитации. Основные выводы: преимущественное доминирование правого полушария в речевом восприятии устанавливается на ранних сроках одностороннего поражения левого полушария мозга; мозговая реорганизация речи при афазии происходит спонтанно.
Скачать PDF

Особенности становления Я-концепции и мнестической сферы у школьников с врожденной расщелиной губы и

Чистоградова И. А.
Статья посвящена проблемам изучения особенностей становления Я-концепции и памяти у школьников с врожденной расщелиной губы и неба. Анализ экспериментальных результатов показал, что специфические особенности мнестических процессов в виде высокой устойчивости памяти на отрицательные слова обуславливают тенденции к формированию негативной концепции. Полученные факты важны для правильной психологической коррекции.
Скачать PDF

Компенсаторные возможности саморегуляции мнестической деятельности в позднем возрасте

Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю.
The article describes strong and weak points of memory in old age, and focuses specifically on using mnemonic devices and tricks and self-regulation of cognitive and intellectual activities. The authors consider development and use of special training programs aimed at activating compensatory abilities of the person in order to support his/her cognitive sphere in the course of aging. They emphasize the importance of psychological support for the elderly.
Скачать PDF

Влияние интеллектуально-мнестических и психоэмоциональных функций на адаптационные процессы в соврем

Бойнова Ирина Владиславовна, Сапарева Елена Васильевна
Данное исследование направлено на выявление тех качеств и черт личности, которыми должен обладать человек для достижения успеха в определенной сфере деятельности. Реализация замысла проводилась путем изучения интеллектуально-мнестических и психоэмоциональных особенностей успешных людей Республики Мордовия.The study aims at identifying the qualities and traits that a person must possess to be successful in a certain field of activity. The study was carried out by surveying the intellectual-mental and psycho-emotional characteristics of successful people of the Republic of Mordovia.
Скачать PDF

Интеллектуально-мнестические нарушения как фактор школьной дезадаптации детей с ограниченными возмож

И. К. Шац
Скачать PDF