АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Найдено 1 определение:

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ (СЕНСОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ) СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Речевой и неречевой слух представляют две самостоятельные формы слуховой системы. По классификации А. Р. Лурия, в основе акустико-гностической сенсорной афазии лежат нарушения речевого (фонематического) слуха - способности различать звуковой состав слова - фонемы (согласные звуки, которые противопоставляются по признакам твердости-мягкости, звонкости-глухости, а также все гласные звуки и их ударность).

Таким образом, центральным дефектом здесь является нарушение понимания речи - феномен "отчуждения смысла слова" при его правильном повторении. (См. также 1.4 "чистая речеслуховая агнозия", где полное отсутствие или нарушение речевого слуха не ведет к нарушению речевой системы, к возникновению афазии).

При грубых нарушениях у человека исчезает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обра щенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или "зашумленную" речь (например, когда одновременно говорят два человека), т.е. речь в усложненных условиях. Особенно трудным является восприятие слов с оппозиционными фонемами.

Акустико-гностическая сенсорная афазия характеризуется также нарушениями экспрессивной речи, чтения и письма. Спонтанная и диалогическая речь в зависимости от степени выраженности нарушается от "словесной окрошки", представляющей собой набор нечленораздельных по звуковому составу слов, до относительно сохранной, но лексически обедненной речи. Приблизительно в половине случаев наблюдается логорея или склонность к речевой рас-торможенности. Экспрессивная речь без произносительных затруднений, интонационно выразительная и эмоциональная, что дает возможность в какой-то мере понимать больного даже в случаях, когда речь резко нарушена.

Изменена грамматическая структура речи из-за обилия в ней глаголов, вводных слов, наречий и бедности существительных. Наблюдаются дефекты согласования частей речи. Много нестойких литеральных и вербальных парафазии.

Грубо нарушена отраженная речь - повторение отдельных звуков, слов и особенно предложений. Страдает слухоречевая память. Резко ограничен объем удержания речевого ряда. Расстраивается способность называть части тела, предметы и особенно их изображения (при этом подсказка практически не помогает). Письменная речь страдает у всех больных, но в неодинаковой степени, а полный ее распад происходит редко. Письмо, как правило, страдает более значительно. В тяжести нарушений устной и письменной речи нет полного параллелизма - возможна относительная сохранность чтения и письма при тяжелой степени афазии и распад письма при афазии умеренной.

Одним из факторов, определяющих нарушения чтения, является забывание названий букв. Запись диктуемых букв и выбор названий из набора страдает сильнее, чем чтение букв, за счет дефектов слухового различения и удержания услышанного. Понимание читаемого не требует обязательного прочтения вслух и может быть лучше, чем понимание услышанного.

Распад письма также связан с дефектом номинации и речевой имитации, но наибольшее значение имеет степень нарушения фонематического анализа услышанного и способность к его удержанию. Теменные симптомы при акустико-гностической афазии в большинстве случаев отсутствуют.

Очаг поражения локализуется преимущественно в задней трети 1-й (верхней) височной извилины левого полушария ( "зона Вернике") - 41-е первичное и 42 и е вторичные звукового анализатора (зона T по Лурия).

Оцените определение:

Источник: А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы, 2004 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

Речь и правое полушарие головного мозга: афазия vs. аномия

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье рассматриваются литературные и обобщенные эмпирические данные по нарушениям речи при поражениях правого полушария у взрослых и детей.
Читать PDF

Изменение профиля слухоречевой асимметрии при афазии

Шипкова Каринэ Маратовна
В статье рассматривается проблема межполушарной реорганизации речевых процессов при афазии.
Читать PDF

Регулируемая сенсорная IT-среда как психолого-социальный феномен

Лазарев Михаил Львович, Лазарев Илья Михайлович
Жизнь современного человека с детства связана с информационными технологиями (IT-среда).
Читать PDF

Первичная прогрессирующая афазия

Кадыков Альберт Серафимович, Калашникова Людмила Андреевна, Шахпаронова Наталья Владимировна, Кашина Елена Михайловна, Егорова Александра Васильевна, Пильщикова Илина Кузьминична
Читать PDF

Первичная прогрессирующая афазия

Кадыков Альберт Серафимович, Калашникова Людмила Андреевна, Шахпаронова Наталья Владимировна, Кашина Елена Михайловна, Егорова Александра Васильевна, Пильщикова Илина Кузьминична
Читать PDF

Формальные и диалектические аспекты гностического целеполагания

Чернокова Татьяна Евгеньевна
В статье рассматривается специфика целеполагания в познавательной деятельности. Показана роль целеполагания и его место в структуре метапознания.
Читать PDF

Игровые технологии формирования гностических качеств будущего специалиста

Карева Галина Вячеславовна
Рассмотрены вопросы влияния на личностные качества игр, применения игровых технологий, и их влияние на гностические качества студентов.
Читать PDF

Игровые технологии формирования гностических качеств будущего специалиста

Карева Галина Вячеславовна
Рассмотрены вопросы влияния на личностные качества игр, применения игровых технологий, и их влияние на гностические качества студентов.
Читать PDF

Психолого-педагогические условия формирования гностических умений студентов педагогического колледжа

Щербакова Олеся Николаевна
В статье обобщены материалы опытно-экспериментальной работы по формированию гностических умений студентов педагогического колледжа.
Читать PDF

Психолого-педагогические условия формирования гностических умений студентов педагогического колледжа

Щербакова Олеся Николаевна
В статье обобщены материалы опытно-экспериментальной работы по формированию гностических умений студентов педагогического колледжа.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!