Афазия у детей

Найдено 1 определение:

Афазия у детей (расстройства развития речи)

нарушения формирования механизмов речи у детей, обусловленные задержкой или повреждением развития речевой функции. Предполагается, что упомянутые нарушения вызваны задержанным биологическим созреванием головного мозга в дородовом периоде жизни, во младенчестве и раннем детстве. Указывается, что упомянутые расстройства являются самостоятельной патологией, не детерминированной определенными очаговыми повреждениями головного мозга, невротическими факторами, умственной отсталостью, детским аутизмом, тревогой, депрессией и влиянием средовых факторов. Значительная часть таких пациентов с возрастом достигает нормального или удовлетворительного уровня речевого развития, но происходит это значительно позже, чем даже у “поздно говорящих” нормальных детей. Типичными считаются серьезные трудности в овладении чтением, общением, снижение темпа интеллектуального развития, а также вторичные или сопутствующие эмоциональные и поведенческие проблемы (невербальное поведение, пытливость, потребность в общении при этом не нарушены). Характерны постоянное, точнее, представленное в разной степени регредиентое течение, собственно ремиссий и рецидивов не бывает. Аналогичные нарушения могут быть при иной патологии (олигофрения, аутизм, сенсорные нарушения, дефицит внимания, социальная депривация, аффективные расстройства, невроз, регрессия речи, синдром Ландау - Клеффнера, то есть приобретенная афазия с эпилепсией –см.), но в этом случае речевые нарушения рассматриваются как основные или сопутствующие симптомы основного заболевания. Различают следующие нарушения речевого развития таковы (МКБ-10).

1. специфическое расстройство развития артикуляции речи - задержанное развитие звукопроизношения, не связанное с очаговой патологией умственным недоразвитием и иной определенной психиатриатрической и неврологической патологией. В норме способность произносить большинство звуков речи приобретается к 6-7 годам, в 11-12 лет дети безошибочно произносят практически все звуки родной речи. В возрасте 4 лет речь нормально развивающегося ребенка легко понимается незнакомыми ему людьми. При патологии дезартикуляция речь детей является трудной для понимания окружающими людьми даже в возрасте после 4 лет. В речи таких детей отмечается много пропусков, подмен, искажений фонем; искажения звуков могут зависеть от их сочетания. У ряда пациентов значительные нарушения артикуляции сохраняются и в зрелом возрасте. Синонимы: Расстройство артикуляции, Функциональное расстройство артикуляции, Лепетная речь, Дислалия, Расстройство фонологического развития.

2. расстройство развития экспрессивной речи - задержанное развитие в использовании выразительной разговорной речи, не связанное с очаговой патологией, умственной отсталостью, иной определенной неврологической и психиатрической патологией. Звукопроизношение и понимание чужой речи могут быть существенно не нарушены. К 3 годам при значительном нарушении в речи детей отсутствуют отдельные слова, а также фразовая речь из 2 слов. Позднее такое нарушение проявляется такими признаками: 1. ограниченный активный лексикон; 2. избыточное использование небольшого набора общих слов; 3. трудности в подборе нужных слов и синонимов; 4. “проглатывание” слов, неполное их произношение; 5 незрелая структура фраз; 6. ошибки синтаксиса, особенно отсутствие флексий и приставок; 7. дисграмматизмы в виде отсутствия (неправильного использования) предлогов, местоимений, спряжений глаголов и склонений имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений; 8. чрезмерно обобщенное употребление правил экспрессивной речи; 9. отсутствие плавности в произношении предложений; 10. трудности в последовательном пересказе впечатлений прошлого. Эти и подобные нарушения представляют, пользуясь отечественной терминологией, психопатологические синдромы речевого дизонтогенеза. Приведенное описание не снимает всей остроты проблемы разграничения расстройства как с нормой (в случаях индивидуального замедленного развития речи), так и с другими психопатологическими синдромами, в которые включены указанные признаки нарушения развития экспрессивной речи. Сининимы: Дисфазия, Афазия, связанная с развитием, экспансивный тип.

3. расстройство развития рецептивной речи - задержанное развитие у детей понимания чужой речи, не связанное с локальной патологией мозга, умственной отсталостью, иной определенной психиатрической и неврологической патологии. Обычно бывает нарушена и экспрессивная речь, нередко - артикуляция речи. Отмечается высокий уровень сопутствующих эмоциональных, коммуникативных и поведенческих расстройств, нарушений умственного развития, социализации. В целом большинству таких пациентов свойственны беспрепятственное социальное взаимодействие; нормальные ролевые игры и динамика их развития, адекватное обращение к родителям за получением помощи. Использование невербальных средств общения нарушены относительно легко. Нередко выявляется некоторое снижение слуха на высокие тона звука, но ее степень считается недостаточной для того, чтобы вызвать нарушение речи. Значительная степень нарушения проявляется следующими признаками: неспособностью 1. реагировать с первого дня рождения на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик; 2. идентифицировать названия нескольких повседневных предметов к 18 месяцам; 3. следовать простым вербальным инструкциям в возрасте 2 лет. В более тяжелых случаях обнаруживаются: 1. неспособность понимать значение грамматических структуры (таких, как отрицание, вопросы, просьбы, сравнения и др.); 2. непонимание более тонких аспектов речи (щначения тона голоса, жестов говорящего, его мимики и др.). У ряда пациентов признаки данного расстройства, выраженные в разной степени, сохраняются и в зрелом возрасте. Синонимы: Афазия, Дисфазия развития, рецептивный тип; Словесная глухота, Врожденная слуховая невосприимчивость; Афазия Вернике, связанная с развитием.

Основными методами лечения указанных расстройств развития речи является речевая терапия.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;

Черевач Г.Б.
В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..
Читать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Читать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации.
Читать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы
Читать PDF

Организация и содержание интегрированного образования детей с девиантным поведением

Галич Галина Олеговна, Карпушкина Елена Александровна, Корчагина Лунника Николаевна, Морозова Наталья Львовна, Тупарева Н.В.
Обоснована необходимость создания современной модели социальнообразовательной интеграции детей с девиантным поведением.
Читать PDF

Психологическое состояние детей и подростков, страдающих муковисцидозом

Горлач Н.А.
В статье представлены результаты исследования психологического состояния детей и подростков, страдающих муковисцидозом.
Читать PDF

Особенности психического развития детей-сирот в возрасте от 1 до 18 месяцев жизни, рожденных от ВИЧ-

Носов Е. В.
Работа посвящена анализу развития детей с диагнозом «перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции».
Читать PDF

Гендерный анализ мотивации детей к занятиям тхэквондо

Статья посвящена изучению мотивов занятия детей тхэквондо: новичков и спортсменов со стажем в гендерном аспекте.
Читать PDF

Исследование познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста

Сотникова Ирина Дмитриевна
В статье содержатся результаты исследования познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста, проводимого в течение 2005/2007 учебного года в детских дошкольных учреждениях г.
Читать PDF

Интегрированное образование и современная модель социальнообразовательной интеграции детей с девиант

Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Морозова Н. Л., Корчагина Л. Н., Тупарева Н. В.
Проанализировано состояние интегрированного образования на современном этапе, описаны внешние и внутренние условия, необходимые для успешной интеграции детей с девиантным поведением.
Читать PDF

Исследование клинико-психологических особенностей семей, ожидающих или имеющих приемных детей (в свя

Брецких Елена Анатольевна
За последние годы в России выросло число семей, желающих воспитывать приемного ребенка или нескольких детей.
Читать PDF

Проблемы формирования семейных ролей у детей, оставшихся без попечения родителей

Виноградова Галина Александровна, Бобкова Татьяна Степановна
Из-за малой разработанности системы воспитания в замещающих семьях существуют проблемы, связанные с подростковым возрастом, когда качественно меняется структура полового самосознания.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: