ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
в психологии) - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Возрастные особенности
Свойственные данному возрастному этапу развития человека особенности морфологии, физиологии, психики. При их оценке чаще всего исходят из паспортного возраста и среднестатистических для данного контингента величин (включая и больных людей). Поэтому общепринятые в этом отношении нормы должны осторожно переноситься на каждого конкретного человека. В частности, взрослые люди, ведущие здоровый образ жизни и систематически занимающиеся физической культурой, как правило, имеют соответствующие показатели, свойственные более молодым возрастным группам.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
специфические свойства индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в развитии. Характеристика В.о. основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. В.о. образуют определенный комплекс познавательных, мотивационных, эмоциональных, перцептивных и других характеристик индивида. В.о. не проявляются в «чистом виде» и не имеют абсолютного и неизменного характера, они испытывают влияние со стороны культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов. Особое значение имеет учет В.о. в процессе обучения и воспитания. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
свойства личности, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. В. о. образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида. В. о. не проявляются в «чистом виде» и не имеют абсолютного, неизменного характера, они испытывают влияние со стороны культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов. Особое значение имеет учет В. о. в процессе обучения и воспитания. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся. С другой стороны, сами возрастные возможности усвоения знаний существенно расширяются в результате оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Возрастные особенности
в психологии) — качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека. Характеристика В. о. основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных этапах онтогенеза. Согласно концепции психологического возраста, выдвинутой Л.С. Выготским и развитой затем в отечественной психологии, к числу ключевых, определяющих В. о. развития в детстве, относятся не только специфические для каждой возрастной ступени психологические новообразования, т.е. изменения в сфере сознания, психических процессов, личности ребенка, но и социальная ситуация развития (совокупность взаимоотношений ребенка с близкими ему людьми, социальными институтами, обществом в целом), а также типичные виды деятельности. Таким образом, В. о. образуют не просто механический набор многообразных свойств, а определенную сложную систему взаимосвязанных между собой качеств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики, а также особенности сферы общения и деятельности ребенка. Современная возрастная психология располагает достаточно развернутой картиной В. о. психического развития ребенка в младенчестве, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте (отрочестве). В то же время В. о. стадий онтогенеза, выходящих за пределы детства, отличаются большей вариативностью и гетерохронностью и изучены в психологии меньше. В отличие от широко варьирующих индивидуальных особенностей, возрастные психологические изменения отражают логику онтогенетических преобразований и происходят в одном и том же направлении у большинства представителей данной культуры или субкультуры (при сравнительно одинаковых социальноэкономических условиях). В. о. не выступают в «чистом виде»: они неразрывно переплетены с индивидуально-психологическими особенностями человека, что нередко обусловливает значительную сложность их исследования и необходимость дополнения классического метода возрастных срезов трудоемким лонгитюдным прослеживанием изучаемых свойств. В связи с тем, что начальные этапы онтогенеза сопряжены с нейрофизиологическими процессами созревания, а поздние периоды жизни — с угасанием функционирования организма, в психологии обсуждается проблема возможной генетической обусловленности тех или иных В. о. (R. Plomin). Однако современные исследования в области онтогенетики (генетики поведения), изучающей закономерности развертывания генетической программы человека на последовательных этапах онтогенеза, показывают, что генетические влияния относятся преимущественно к индивидуальным, а не возрастным особенностям психики человека и в любом случае носят многократно опосредованный характер. В то же время В. о. не имеют абсолютного и неизменного характера, они подвержены влияниям со стороны множества культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов. Примером влияния конкретной исторической ситуации на В. о. могут служить различия психологических, личностных качеств у представителей разных (нередко даже близких по возрасту) поколений. Для определения такого рода влияний в рамках лонгитюдного метода разрабатываются специальные процедуры когортного анализа (К. Schaie). Исследования показывают, что некоторые значительные исторические события (войны, стихийные бедствия и т.д.), выпадающие на долю того или иного поколения, могут накладывать определенный отпечаток на психологический облик его представителей, что, однако, должно рассматриваться не как проявление онтогенетической закономерности, а как влияние конкретно-исторических обстоятельств, в которых происходило формирование личности. Например, установлено, что поколение американцев, чье детство совпало с периодом высокой социально-психологической напряженностью, вызванной тяжелым экономическим кризисом и депрессией 30-х гг., в целом отличалось значительно большей психологической уязвимостью по сравнению как с предшествующим, так и с последующими поколениями (G. Elder). Индивидуально-психологические свойства (включая общий темп психического развития) также могут накладывать весьма существенный отпечаток на В. о. человека. Заметные отклонения в формировании В. о. познавательной или личностной сфер от нормативных хронологических сроков их появления квалифицируются как явления акселерации (ускорения) или ретардации (задержки) психического развития. В число важнейших В, о. детского развития входит специфическая сензитивность, т.е. особая, повышенная чувствительность ребенка к определенным видам воздействий или к той или иной стороне действительности, активное взаимодействие с которой на данной возрастной ступени обусловливает оптимальное формирование соответствующих психологических способностей или качеств. Изучение В. о. психики человека на разных стадиях онтогенеза поднимает теоретически сложную и недостаточно изученную проблему взаимосвязи процессов качественного изменения, развития психологических качеств и свойств, с одной стороны, и их сохранения, преемственности, с другой. Определение степени стабильности и изменчивости психологических качеств, приобретаемых ребенком в процессе последовательного прохождения этапов онтогенеза, имеет также важное практическое значение, связанное с установлением возможностей и содержания методов направленной психологической коррекции. Особое значение приобретает учет возрастно-психологических особенностей в обучении и воспитании. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся. Это, однако, не означает однозначной фиксированное™ В. о. и признания в качестве единственно обоснованной стратегии «подстраивания» учебного процесса под уже сформированные познавательные структуры. Напротив, возрастные возможности усвоения знаний могут существенно расширяться в результате качественного совершенствования, оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса. Это было, в частности, продемонстрировано на примере формирования полноценных понятий (математических, лингвистических и др.) у детей младшего школьного и даже старшего дошкольного возраста, т.е. значительно раньше тех сроков, которые при традиционных методах обучения считались началом перехода к понятийному мышлению. Г. В. Бурменская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
220.32 кб

Возрастные особенности детской лжи

Боровиков С. А.
Читать PDF
28.25 мб

Возрастные особенности кишечного амебиаза

Харченко Геннадий Андреевич, Кимирилова Ольга Геннадьевна
Цель исследования: установить клинико-эпидемиологические особенности амебиаза кишечника у взрослых и детей на современном этапе.
Читать PDF
182.92 кб

Особенности родов у возрастных первородящих

Цэрэнсамбуу Ш. , Гантуяа С. , Мэнхзаяа М.
Читать PDF
267.83 кб

Возрастные особенности гиперплазии эндометрия

Клещёв М. А., Смирнова М. Ю.
На основании морфологического и иммуногистохимического исследования показано, что железистая гиперплазия эндометрия в разные возрастные периоды имеет общие молекулярнобиологические характеристики.
Читать PDF
338.35 кб

Возрастные особенности саморегуляции личности

Злоказов Кирилл Витальевич
В статье рассматриваются особенности структуры саморегуляции личности сотрудников милиции. Описываются результаты погруппового сопоставления разноуровневых свойств регуляции и их проявления в связи с возрастными особенностями.
Читать PDF
106.54 кб

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ

Сидоренко Денис Петрович
Рассмотрены возрастные особенности структуры Я-концепции подростков. Анализируются модели Я-концепции. Представлен анализ подходов гуманистической психологии к изучению феноменов Я-концепции.
Читать PDF
588.50 кб

Возрастные особенности патологии слюнных желез

Лобейко В. В.
В статье представлены результаты клинического исследования по изучению возрастной патологии слюнных желез.
Читать PDF
456.58 кб

Особенности возрастной фармакокинетики у детей

Чекалин А.Ф., Рассохин В.Ф., Борисов В.И.
Читать PDF
504.01 кб

Возрастные особенности заболеваний зубов мудрости

Иорданишвили А.К., Пономарёв А.А., Гайворонская М.Г., Коровин Н.В.
На основе анализа 12122 амбулаторных карт стоматологических больных и других первичных медицинских документов (ПМД) в амбулаторно-поликлинических стоматологических учреждениях г.
Читать PDF
337.59 кб

Возрастные особенности первичного ожирения у детей

Маскова Г. С., Черная Н. Л., Шубина Е. В., Александрова С. В.
В статье представлены результаты обследования 198 детей в возрасте 7-18 лет с первичным ожирением. Дана характеристика клинико-функциональных и метаболических особенностей этих больных в зависимости от возрастного периода.
Читать PDF
288.79 кб

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРОПИЧЕСКОЙ МАЛЯРИИ У ДЕТЕЙ

Ходжаева Н.М., Рахматов Н.А., Саидмурадова Г.М., Фузайлова М.С.
In the article the analysis of clinic features of tropic malaria in children was made. Each age group has own clinic symptoms, and than child younger than cases of abnormality of classic disease-progress is oftener.
Читать PDF
155.99 кб

Возрастные особенности функционирования митохондрий

Алексеевская Е.С.
Читать PDF
56.35 кб

Возрастные особенности ротавирусной инфекции у детей

Харкевич Н. А., Сабитов А. У.
При клинико-лабораторном изучении ротавирусной инфекции у 559 госпитализированных детей в возрасте от 1 года до 15 лет было отмечено преобладание среднетяжелых форм заболевания.
Читать PDF
194.13 кб

О возрастных особенностях инфекционного мононуклеоза

Пермякова Анна Владимировна, Львова Ирина Иосифовна, Дерюшева Анна Юрьевна
Цель. Определение возрастных особенностей инфекционного мононуклеоза, вызванного вирусом Эпштейна-Барр, у госпитализированных детей. Материалы и методы.
Читать PDF
213.18 кб

Особенности клинико-возрастных корреляций при мигрени

Ю.З. Гафарова
The dependence of the clinical characteristics of migraine from the age of the patients was analysed.

Похожие термины: