Труд
фундаментальный вид деятельности человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Отличительной характеристикой данного вида деятельности является утилитарность ее целей.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
труд
целесообразная деятельность людей, направленная на создание потребительских стоимостей; один из основных видов активности человека наряду с игрой, познанием, общением. Т. – конкретная разновидность деятельности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Труд
общеславянск.) – 1. целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей; 2. работа, занятие; 3. усилие, направленное к достижению чего-либо; 4. результат деятельности, работы; произведение.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ТРУД
1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; 2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; 3) результат деятельности, работы, произведение.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ТРУД
решающий фактор превращения животного предка - ископаемой человекообразной обезьяны - в человека, трудовая деятельность, членораздельная речь, а на их основе и общественная жизнь определяли развитие человеческой психики и являются отличительными критериями психической деятельности человека по сравнению с таковой у животных (по Ф.Энгельсу).
Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998
Труд
Целесообразная деятельность человека, направленная на создание общественно или лично значимого продукта. Выделяют 2 основных вида Т. – преимущественно интеллектуальный (умственный) и преимущественно физический. Эффективность (производительность) Т. определяется многими факторами: квалификацией работника и его работоспособностью, технической оснащенностью, стимулами, материальной и моральной заинтересованностью работника, условиями производства и т. д.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Труд
В общих чертах понятием Т определяется любая физическая или интеллектуальная деятельность, выполняемая человеком. Т. происходит от общественных требований (от среды, в которой находится личность) или от личных интересов или желаний человека. Выполняемый свободно или с желанием Т. обогащает личность. И наоборот - когда он навязан принудительно или когда машина требует от работника только автоматизированных движений, он может быть источником дезадаптации и привести к развитию различных по тяжести невротических расстройств. Т. может быть использован также при лечении и профилактике невротических и психических растройств. См. Трудотерапия.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ТРУД
целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества, – всеобщее условие обмена веществ с природой, главная предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни. Процесс Т. включает в себя два ряда отношений. Определенное отношение человека к природе – первая сторона Т. Преобразуя внешнюю природу, человек, вместе с тем, преобразует и свою собственную природу. Изменение внешней природы есть приспособление предметов к потребностям человека. Т. включает следующие моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам Т.; 2) предмет Т.; 3) средства Т.; 4) результат Т. Вторая сторона Т. – общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Воспитание у человека с детского возраста привычки к общественно полезному творческому Т. – важнейшее условие профилактики конфликтов.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ТРУД
его процесс через деятельность КМаркс определил в «Капитале»: «...целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни...» (т. 23, с. 195). Физиологическую сущность Т. К. Маркс определил так: «...как бы различны ни были отдельные виды полезного труда, или производительной деятельности, с физиологической стороны это—функции человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.» (там же, с. 81).
Психологическую сущность труда К. Маркс раскрыл следующими словами: «Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» (там же, с 189).
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ТРУД
сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. Т. включает в себя простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам Т., 2) предмет Т., 3) средства Т., 4) результат Т. (Ф. Энгельс). Отсюда вытекают основные черты Т. человека: его опосредствующая роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеально представленного результата, который предваряет трудовой акт. Важно также подчеркнуть, что, воздействуя при помощи средств Т. на его предмет, человек изменяет этот предмет сообразно поставленной цели. Достигая ее,.человек удовлетворяет какую-либо из своих потребностей, а осознание цели связано с мотивом Т. Т. требует планирования: до начала трудовых действий человек должен установить их последовательность и время выполнения с учетом объективных условий и личностных возможностей. В планировании и осуществлении трудовых действий участвуют все познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др. Причем, по мере усложнения техники роль этих процессов все больше возрастает. На пути к результату Т. встречаются препятствия, для преодоления которых необходимы волевые усилия и произвольное внимание. Без них Т. невозможен. Т. является источником чувств человека, в которых он высказывает отношение как к самому Т. и его элементам, так и к окружающим людям. В зависимости от этого у человека формируется та или иная степень удовлетворенности Т. Трудовая деятельность требует от человека предварительной подготовки. Поэтому в Т. важную роль играют знания, умения и навыки. Не овладев ими, человек не может трудиться. Т. формирует личность, он — главный ее воспитатель. В процессе Т. рождаются и развиваются жизненные установки личности, развиваются способности, укрепляется воля, складываются черты характера, совершенствуются те психологические процессы, которые участвуют в трудовой деятельности. В Т. человек вступает в разнообразные отношения с природой и другими людьми. Т. изначально обладает общественным характером и как деятельность присущ только человеку. Общение людей в процессе Т. происходит с помощью речи. Т. издавна принято делить на физический и умственный, хотя такое деление условно. Результатом физического Т. являются материальные продукты, результатом умственного Т.— идеальные продукты (мысли, идеи, знания и т. п.). Постепенно грани между этими видами Т. стираются; материальной базой этого процесса являются комплексная механизация и автоматизация производства. С точки зрения используемых орудий и средств Т. делится на ручной, механизированный и автоматизированный. Работники автоматизированного производства обычно называются операторами. Их труд носит специфический характер и имеет качественно различные формы осуществления трудовой деятельности (см. Типы операторской деятельности). Т. оператора предъявляет повышенные требования к психической деятельности человека. Необходимость ее изучения и привела к возникновению инженерной психологии.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г