Мамардашвили Мераб Константинович
(1930—1990) — российский философ и психолог. Исследовал природу, формы и содержание сознания, мышления и познания. Особое внимание уделял изучению события мысли. Обращался к анализу психоаналитических идей, места фрейдизма в духовной культуре ХХ века
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович
(1930—1990)— российский философ и психолог. Д-р философских наук (1970), профессор (1972). Заместитель гл. ред. журнала Вопросы философии (1968— 1974). Окончил философский фак-т (1954) и аспирантуру (1957) философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1957-1961 гг. работал в редакции журнала Вопросы философии. В 1961 — 1966 гг. — в редакции журнала Проблемы мира и социализма (Прага). В 1966—1968 и др. гг. работал в Институте международного рабочего движения, ИИЕиТ АН СССР. Преподавал философию в различных вузах Москвы и др. городов. В 1970 г. в Тбилиси защищает докт. дис. Формы и содержание мышления. С 1980 г. работал в Институте философии АН Грузии. Исследовал природу, формы и содержание сознания, мышления и познания. Особое внимание уделил изучению события мысли. Неоднократно обращался к анализу психоаналитических идей, места и роли фрейдизма в духовной культуре XX века. Автор книг: Формы и содержание мышления. К критике гегелевского учения о формах познания (1968); Символ и сомнение: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке (1982, в соавт. с A.M. Пятигорским); Классический и неклассический идеалы рациональности (1984); Как я понимаю философию (1990) и многих др. В. И. Овчаренко
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005
МАМАРДАШВИЛИ МЕРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ
1930-1990) - философ, большую часть жизни проведший в России, получивший на Западе имя "Грузинский Сократ". М. говорил, что "философия - это сознание вслух". Его лекции о Декарте, Канте, Прусте и изданные на их основе книги (в обработке Ю. П. Сенокосова) оказывают заметное влияние на психологов. Идеи М. о превращенных формах сознания, о человеческой свободе, свободном действии, о культуре, о расширении сферы объективного за счет включения в нее субъективного, об онтологии сознания и психики, об эстетике мышления, природе мысли и творчества, о невербальном внутреннем слове, о рефлексии, о хронотопе и дискретности жизни психологии еще предстоит освоить. М. постоянно настаивал, что задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить другим: человек должен узнавать себя в мысли философа, говорил М. В его лекциях и книгах необычайно и непривычно для сов. философии и науки сильны гражданские мотивы: "А планида наша - мастеровой труд, в себе самом исчерпывающееся достоинство ремесла, "пот вещи", на совесть сработанной. Сказав это, я чувствую, насколько это похоже на клятву Мандельштама "четвертому сословию". Поэтому то же самое, что я сказал о философах, гораздо поэтичнее можно сказать его же, Мандельштама, словами: "Мы умрем, как пехотинцы, но не прославим ни хищи, ни поденщины, ни лжи"". О самом М. и его преждевременной кончине можно сказать словами любимого им Мандельштама: "Видно, даром не проходит шевеленье этих губ". (В. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004