Труд и игра это что такое Труд и игра: определение — Психология.НЭС
ТРУД ВЛОЖЕННЫЙ ТРУД КОЛЛЕКТИВНЫЙ

Труд и игра

Найдено 1 определение:

Труд и игра

work and play) Технологический характер развитых совр. цивилизаций обозначил тенденцию к разделению труда и игры. Дальнейшее нарастание этих различий связано с дифференциацией самих мотиваций к труду и игре. Это подразумевает, что труд характеризуется формами активности, в к-рые включаются с целью выживания, а игра связана с формами активности, в к-рые включаются ради них самих. Э. Бордин предложил рассматривать Т. и и. с т. зр. наличия в них различных сочетаний усилия, принуждения и спонтанности. Усилие (effort) и принуждение (compulsion) тесно связаны между собой. Чем выше усилие и чем дольше оно длится, тем более сильным становится давление в сторону его прекращения и отдыха. То, что поддерживает усилие против накапливающегося давления к его прекращению, это внутренний интерес и увлечение или имеющие внешнее происхождение угрозы наказания или уничтожения, к-рые, в свою очередь, могут интериоризоваться и переживаться как внутреннее принуждение, напр., к выживанию. Спонтанность (spontaneity) связана с элементом интереса, самоотдачи (self-investment) и самовыражения, превращающим тяжелую работу, к-рая в противном случае могла бы восприниматься как отчужденный обременительный труд, в творческое, радостное самовыражение. Эта преобразованная деятельность типична для игры. Труд и игра в детстве. Большая часть наблюдений игры относится к периоду детства. В отношении детенышей животных и маленьких детей наблюдатели выделяют роль игры в расходовании излишков энергии и ее полезность как средства в овладении умениями. Такое представление об игре используется при терапевтической работе с детьми. Аналогичным образом, игра рассматривается как средство для опробования детьми своих будущих взрослых ролей и подготовки к ним. Вся история образования отмечена заботой о сохранении спонтанности, обеспечивающей поддержание прилагаемых усилий на должном уровне. Наблюдатели детской игры отметили, что в аморфную, спонтанную игру маленького ребенка вскоре начинают проникать формализованные правила, к-рые вводят спонтанность в русло очерченных границ. Физ. и интеллектуальное развитие ребенка сопровождается все более усложняющейся игрой, требующей владения соответствующими умениями. Т. о., по мере развития и созревания все больший и больший вес приобретают принуждение и усилие. Игра становится больше чем просто радостным проявлением энергии, в к-ром усилие не играет заметной роли. Труд и игра в профессиональной деятельности. Практически все люди сталкиваются с необходимостью добывания материальных средств для выживания или приобретения дополнительных удобств. В трудоинтенсивных об-вах (work-intensive societies) у мужчин и женщин было больше возможностей сочетать процесс добывания средств к существованию с гибкостью для самовыражения. Наше совр. технологическое об-во с преобладанием механизированного труда делает проблематичным сохранению в работе таких элементов. Существует ли к.-л.. способ защититься от превращения работы в отчужденный обременительный труд? Марксистские философы, такие как Герберт Маркузе утверждают, что при социализме, когда работник ощущает себя контролирующим более крупный процесс пр-ва, повышение производительности за счет использования машин может превращаться в более значительный объем свободного времени, делая возможным уподобление труда игре. Он утверждает, что ощущение отчужденности труда вызывается тем избыточным давлением, к-рое осуществляется капитализмом с целью поддержания своей экономической системы. Психологи и социологи труда обращают внимание на то, что большинство сложных видов деятельности и профессий требуют и предоставляют возможность полной самоотдачи и гибкого самовыражения, сочетая в себе принуждение, усилие и спонтанность, к-рые характеризуют слияние Т. и и. Изучение личностного развития и психол. характеристик и требований, предъявляемых разнообразными профессиями и классами профессий, обеспечило основу для оказания помощи ищущим профессиональной реализации людям в выборе оптимального согласования желания материальной отдачи с желанием получать удовлетворенность от работы. Остается вопрос о том, применимо ли это ко всем видам работы. Марксистский ответ исходит из признания антигуманистического элемента во взаимодействии человека и машины и пытается лишь ограничить его продолжительность. Р. Блаунер обнаружил, что отношение работника к технологической организации трудового процесса и соц. орг-ции завода зависит от того, испытывает ли этот работник ощущение контроля нежели подвластности, ощущение осмысленной цели нежели изоляции, и ощущение непосредственного участия нежели отчужденности и неудовлетворенности. Эти соображения повлекли за собой множество усилий в отношении укрупнения технологических операций, чередования работы или ее радикальной модернизации, чтобы дать работникам возможность достичь желаемых уровней внутренней удовлетворенности своей трудовой жизнью. Труд и игра на досуге и после выхода на пенсию. Опросы использования работниками своего свободного времени показывают, что они тратят его на дополнительную работу, образовательную деятельность, домашнюю работу и воспитание детей. Часть этих форм активности яв-ся выражением того же самого экономического давления, к-рое превращает труд в необходимость. Однако эти данные также говорят о том, что основная мотивации деятельности во время досуга заключается не в исключении усилия, а в облегчении давления принуждения. См. также Игра, Циклы труда и отдыха Э. Бордин
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Труд и игра — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Компьютерная игра и труд в информационном обществе

Помелов Владимир Александрович, Бредихин Сергей Сергеевич
В условиях современного информационного общества усиливается процесс смещения традиционных человеческих практик. В статье на основе широкого круга теоретических и эмпирических материалов исследуется процесс взаимопроникновения труда и игры. Исследование базируется на философско-антропологическом подходе, что позволяет добиться достаточной глубины анализа.
Скачать PDF

Современный психологический образ трудоголика человека, извращенно представляющего место и роль труд

Лукьянов Олег Валерьевич, Щеглова Элеонора Анатольевна, Неяскина Юлия Юрьевна
Статья написана по результатам экспедиционного психологического исследования риска трудоголизма, проведенного в различных регионах России в 2013 г. В процессе исследования собирались данные о субъективных представлениях взрослых россиян из различных регионов об их жизни посредством наблюдения, интервью и с помощью батареи личностных опросников. Представлена интерпретация части материалов, отвечающих задаче описания общей психологической структуры россиянина, рискующего впасть в трудозависимость. Полученные нами данные позволяют предположить, что риск трудоголизма в современной России связан не только и не столько с «уходом» человека в работу, сколько с извращением представлений человека о роли и месте труда в его жизни. Соответственно, результаты исследования позволяют усовершенствовать подход как к изучению феномена риска трудоголизма, так и к разработке практических мероприятий по коррекции и профилактике трудоголизма и вообще в отношении человеческого потенциала.
Скачать PDF

Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с клиентами, попавшими в труд

Самигуллина В.Г.
Трудная жизненная ситуация клиента может центрироваться на его психологическом состоянии, эмоциональных и поведенческих аспектах его жизни. Понимание специалистом социальной работы трудной жизненной ситуации клиента необходимо для познания этих ситуаций, оказания помощи в процессе социально-педагогической деятельности
Скачать PDF

Труд: попытка категориального анализа

Загорюев А. Л
Скачать PDF

Личностные характеристики как предикторы субъективного благополучия личности с разной ситуацией труд

Еремина Елена Николаевна
Изложены результаты эмпирического исследования личностных характеристик как предикторов субъективного благополучия личности с разной ситуацией трудовой занятости, выполненного на выборке временно неработающих, состоящих на учете в центре занятости г. Энгельса, и работающих ( N = 362, 1963 лет) с применением диагностического инструментария: шкалы психологического благополучия (К. Рифф в адаптации Л. В. Жуковской и Е. Г. Трошихиной), шкалы удовлетворенности жизнью (Э. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина), шкалы измерения позитивных и негативных эмоций (Е. Н. Осина), шкалы субъективного счастья (С. Любомирски в адаптации Д. А. Леонтьева), многофакторного личностного опросника (Р. Б. Кеттелла), с фиксацией социально-демографических параметров. Установлено, что испытуемые с разной ситуацией трудовой занятости имеют схожие черты личности, которые являются универсальными для потенциального субъективного благополучия (общительность, смелость, нормативность и т.д.). Показано, что на уровень психологического благополучия безработных имеют влияние такие переменные, как тревожность и эмоциональная напряженность. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.
Скачать PDF

Труд в человеческом измерении: потери и приобретения: x заседание междисциплинарного научного дискус

Москвитина Ольга Александровна
Представлен анонс научного мероприятия. 19 апреля 2017 года Психологический институт Российской академии образования организует X заседание междисциплинарного научного дискуссионного клуба «Труд в человеческом измерении: потери и приобретения».
Скачать PDF

Проявление социальных установок: «Альтруизм-эгоизм», «Процесс-результат», «Свобода-власть», «Труд-де

Прыгин Геннадий Самуилович, Каюмов Айдар Талгатович
В статье рассматриваются аттитюды и социальные установки как регуляторы социального поведения личности. Анализируется структура и регуляторная функция социальной установки. Утверждается, что, в отличие от субъектной регуляции, разным социально-психологическим феноменам часто приписывают регулирующую функцию, которая, однако, не имеет четко разработанной функциональной схемы, объясняющей процесс регуляции. Показано, что социальные установки как «регуляторы поведения» существенно отличаются от субъектной регуляции по ряду признаков. Концепция субъектной регуляции является системно-организованным процессом с четко разработанной и описанной внутренней структурой. Кроме того, в субъектной регуляции выделяют две основные составляющие регуляторного процесса: «содержательно-психологическую» и «структурно-функциональную»; субъектная регуляция более универсальна (кросситуативна), в отличие от социальной установки. Формулируется гипотеза о влиянии типологии субъектной регуляции на проявления социальных установок. Эмпирически установлено, что вне зависимости от пола, лица с автономным типом субъектной регуляции больше ориентируются на конечный результат, чем на процесс деятельности; характер проявления «содержательных» социально-психологических установок связан с типологическими особенностями субъектной регуляции в большей степени, чем с гендерными различиями.
Скачать PDF

Игра: проблема дефиниции и классификации

Поликарпов В.С., Лысак И.В.
Скачать PDF

Онлайн-игра как способ преодоления кризиса в разные возрастные периоды

Горьковая Ирина Алексеевна
В статье рассматривается онлайн-игра, виртуальная среда которой создает феномен присутствия, что позволяет проявлять способность к осознанной саморегуляции субъекта и повышать ее эффективность находить новые креативные решения жизненных ситуаций повышать возможности нравственного воспитания. Проведен феноменологический анализ преодоления семейного, духовного и возрастного кризисов при помощи онлайн-игры при разводе родителей с подростком, у мужчины среднего возраста и пожилого мужчины.
Скачать PDF

Игра

Брудный Арон Абрамович
Предметом лекции является игра с точки зрения психологии. Игра рассматривается как процесс, который в плане поведения представляет собой условное моделирование реальных жизненных ситуаций. Игра обладает такими характеристиками, как сцепной вес, периметр, и имеет моделирующий аспект, важной стороной которого в жизненных ситуациях является рефлексия. Игра также предполагает интериоризацию правил.
Скачать PDF

Игра как метод исследования социальной действительности

Ветренко И.А.
Скачать PDF

Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразви

Серебрякова Ольга Валерьевна
Раскрывается методика диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым развитием, основанная на творческой сюжетно-ролевой игре. Получены данные, характеризующие особенности межличностных взаимоотношений детей с общим недоразвитием речи.
Скачать PDF