ТРАВМА

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Травма
Нарушение целостности и функций тканей и органов вследствие внешнего воздействия.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ТРАВМА
Trauma) - мощный эмоциональный шок, часто сопровождаемый вытеснением и расщеплением личности.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Травма
Термин обозначает либо физическое повреждение, вызванное внешними причинами, либо психологический ущерб, причиненный сильным эмоциональным потрясением.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Травма
греч. trauma – повреждение) – любой ущерб, нанесенный индивиду прямым или косвенным внешним воздействием, как физическим, так и психологическим.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТРАВМА
TRAUMA)
Состояние, которое ощущается как превосходящее способность Эго организовывать и регулировать и поэтому вызывающее состояние беспомощности.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

ТРАВМА
от греч. trauma - рана, повреждение] - повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызываемое внешним (гл. обр. механическим, термическим и др.) воздействием

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ТРАВМА
В переводе с греческого означает рана, этот термин используется свободно для обозначения либо физического ущерба, вызванного прямым воздействием некоторой внешней силы, либо психологического ущерба, вызванного некоторым сильным эмоциональным оскорблением.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Травма
Trauma). Недостаточно ясно выраженное однократное или повторяющееся событие в жизни индивида, которое приводит к мощному потоку раздражения и в связи с этим к временной потере способности оценивать реальность и которое ведет к продолжительным патологическим последствиям (травматическим неврозам, воспроизведению травмы в смысле ее навязчивого возобновления).

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

ТРАВМА
в психологии) – событие в жизни человека, вызывающее особенно сильные негативные переживания и неспособность субъекта к адекватной реакции, устойчивые патологические перемены и их последствия в душевной жизни. Социальные конфликты, особенно высокой интенсивности, – одна из типичных причин психических Т. Война, вооруженный конфликт в той или иной степени травмируют большинство людей, в них участвующих. Нанесение психических Т. – вторая по значимости (после гибели и физического травматизма людей) деструктивная функция конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Травма
Нарушение структурной целостности тканей или органов с ограничением или прекращением их функции. Любая Т. сопровождается не только местными изменениями, но и общими реакциями организма, степень которых определяется сложностью Т. и психоволевыми особенностями человека. По условиям возникновения различают Т. военного времени, бытовые, транспортные, спортивные и т. д. По вызвавшим причинам Т. могут быть механические, химически е, радиационные и др. К основным видам Т. относят: Т. костей (переломы полные и неполные), суставов (вывихи) и мягких тканей (ушибы, ссадины, раны, растяжения, разрывы).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ТРАВМА
trauma) - 1. Рана или повреждение (например, перелом или ушиб). Травматические показатели (trauma scores) - это многочисленные системы, позволяющие оценить серьезность полученных во время травмы повреждений и прогноз течения восстановительного периода. 2. В психологии - эмоционально болезненное и вредное событие. Исследователи-теоретики высказали предположение, что некоторые события (например, рождение ребенка) всегда в той или иной мере являются травматичными. После сильнейшего перенесенного стресса, такого как ссора с кем-либо или серьезная травма, у человека может развиться невроз. - Травматический (traumatic).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Травма
(Trauma) (от греч. trauma - ранение, рана, телесное повреждение при ранении). Нарушение целостности и функции ткани или органа в результате внешнего воздействия (механического, химического, термического) или других факторов. В психологии - сильное эмоциональное болезненное событие (связанное с личной или близких людей потерей материальных или духовных ценностей и др.). После перенесения психотравм (а также при переживании других травм) часто развиваются невротические или психические расстройства с реактивной характеристикой.
Т., воздушная, головного мозга - см. Воздушная травма головного мозга.
Т., психическая (Trauma psychicum) (от греч. psyche - душа) - см. Психотравма.
Т., родовая. 1. Травматизация органов и тканей плода во время родов, чаще всего патологических (стремительные роды, наложение щипцов и др.). Является одной из основных причин органической церебральной патологии натального генеза. 2. В психоанализе понятие Т р. было введено для обозначения связанных с рождением переживаний (Ранк, 1929). По Фрейду (1915), Т р. в таком понимании является фактором, предрасполагающим к тревожности и в связи с этим психоневрозы могут рассматриваться как специфическая форма травматического невроза. При этом в качестве травмы фигурирует гипотетическая психогения, обусловленная фактом рождения.
Т., черепно-мозговая (Trauma craniocerebrale) (от лат. cranium - череп и cerebrum - головной мозг). Общее название открытых и закрытых травм черепа и головного мозга.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ТРАВМА (TRAUMA)

Дезинтеграция или срыв, возникающий в том случае, когда психический аппарат внезапно подвергается воздействию внешних или внутренних стимулов, которые слишком сильны, чтобы справиться с ними или ассимилировать обычным способом. При психической травме разрушается стимульныи барьер или так называемый предохранительный 'щит', а Я утрачивает свои посреднические функции и становится беззащитным. Возникает состояние беспомощности, варьирующее от общей апатии и ухода в себя до эмоциональной 'бури', сопровождающейся дезорганизацией поведения,граничащей с паникой. Нередко отмечаются признаки автономной дисфункции. Выраженность и длительность травматического состояния у разных пациентов может различаться. Его последствия могут нивелироваться или выражаться в виде затяжного травматического невроза.
Понятие травмы является неотъемлемой частью ранней теории неврозов Фрейда. Хотя Фрейд первым высказал предположение о том, что в основе психической травмы лежит аффективный способ реагирования (испуг, тревога, чувство стыда, физическая боль и др.), лишь исследования последних десятилетий позволили выявить основные факторы, предрасполагающие к развитию травматических состояний и определяющие их исходы. При травматическом неврозе сила стимула по отношению к готовности стимульного барьера имеет первостепенное значение. Тем не менее в данном случае, как и при нарушениях, возникающих но основе внутренних конфликтов, резервы противодействия травматическим влияниям определяются конституциональными факторами и особенностями приобретенного опыта. В процессе развития психические травмы неизбежны. Некоторые из них могут быть настолько значимыми, что их влияние сказывается но общих свойствах чувствительности индивида ко всем последующим травматическим воздействиям. При этом конституциональные факторы наряду с фиксацией и регрессией в развитии Я и Сверх-Я, основой которых являются проблемы в ранних отношениях с матерью, обусловливают уязвимость Я. Подобное неблагоприятное влияние оказывают и аккумулирующиеся 'легкие' травмы детского возраста, могущие существенно изменить структуру развития и адаптивных способностей индивида. Корреляция травматических воздействий с проявлениями либидинозной фазы, на которую приходится травма [фазовая специфичность), определяет степень риска возникновения болезненного состояния и типологию его проявлений. Успех излечения психической травмы зависит от многих факторов, таких, кок внутренняя и внешняя ситуации, возраст, в котором была получена травма, реакция индивида на событие, а не столько само событие, архаические патологические попытки справиться с ним, самооценка и поддержка со стороны объектов. В некоторых случаях симптоматика острой травмы может сопровождаться усилением Я, улучшением адаптации и ускорением психического развития.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Травма
внезапное расстройство здоровья, произошедшее в результате воздействия внешних причин, отравления и других последствий.
Травмы и болезни опорно‑двигательного аппарата занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения Российской Федерации. В структуре причин смертности населения травмы занимают третье место, а среди лиц трудоспособного возраста – первое.
Особую тревогу вызывает высокий уровень травматизма и тенденция к его росту у детей и подростков. Родовые и акушерские травмы исключены из этого класса.
При группировке травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин имеют значение локализация и типы повреждений.
Производственные травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин рассматриваются как полученные при выполнении пострадавшими производственных обязанностей. См. Несчастный случай на производстве.
Не связаны с производством бытовые, уличные, транспортные, в том числе автодорожные, спортивные, школьные, прочие травмы.
К транспортным травмам, отравлениям и другим последствиям воздействия внешних причин у взрослых и детей относят любой несчастный случай, полученный от устройства, которое предназначено или используется в данное время для перевозки пассажиров или грузов.
Транспортные несчастные случаи подразделяются на производственные и непроизводственные. К автодорожным несчастным случаям относится любой несчастный случай, связанный с моторным транспортным средством, произошедший на проезжей части общественной автомагистрали, предназначенной для движения общественного транспорта. Проезжая часть – это часть общественной дороги, предназначенной для движения транспортных средств. Предполагается, что автотранспортный несчастный случай произошел на дороге, если не указано другое место.
К числу пострадавших от транспортных несчастных случаев, связанных с производством, относятся:
– пострадавшие, профессия которых связана с работой на транспорте, и травма получена ими при выполнении служебных обязанностей;
– пассажиры, получившие травму в транспорте, который использовался ими для выполнения производственных заданий;
– пешеходы, выполняющие производственные обязанности и ставшие случайными жертвами транспортных несчастных случаев;
– пострадавшие, которые получили травмы от транспортных средств по пути на работу или с работы.
К транспортным несчастным случаям, не связанным с производством, у взрослых, подростков и детей следует относить все несчастные случаи, связанные с устройствами, которые прежде всего предназначены и используются в данное время для перевозки пассажиров или грузов, без каких‑либо указаний на выполнение производственных обязанностей пострадавшими.
К числу бытовых следует относить все случаи травм, отравлений и других несчастных случаев, возникших в повседневной жизни людей – в доме, квартире, офисе, подъезде дома и других местах, но не имеющих связи с производственной деятельностью. Сюда включаются различного рода насильственные и ненасильственные криминальные повреждения, самопожертвования, уточненные как преднамеренные, причиненные другим лицом с целью нанесения увечья или убийства с помощью любых средств.
К числу уличных следует относить несчастные случаи, отравления и травмы, возникшие на тротуарах улиц, в открытых общественных местах, у подъездов домов, т. е. вне жилых помещений.
К спортивным (у взрослых и детей) относятся травмы, полученные в результате организованных занятий спортом (плановых, групповых или индивидуальных занятий на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке под наблюдением преподавателя или тренера).
К школьным относятся травмы, полученные детьми в школе: на перемене, в учебных мастерских, на уроках физкультуры, на школьном участке. Если травма получена в школе, но не связана с учебным процессом (на школьных соревнованиях), ее следует отнести к спортивным.
В прочие включаются несчастные случаи, отравления, возникновение которых не представляется возможным отнести к видам непроизводственного травматизма у взрослых и подростков, детей.
См. Инструкцию № 06‑23/7‑20 по составлению отчетной формы «Сведения о травмах, отравлениях и некоторых других воздействиях внешних причин» (утв. Приказом Минздрава РФ от 29 июня 1999 г. № 49).
См. Приказ Минздрава РФ от 20 апреля 1999 г. № 140 «О мерах по совершенствованию травматолого‑ортопедической службы».
Приказом Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 г. № 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.94 г. № 21 была утверждена Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.
В соответствии с п. 2.1 Инструкции при заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевает его единолично на срок до 30 календарных дней с учетом утвержденных Минздравмедпромом России ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах.
Данные сроки носят рекомендательный характер, норма не содержит обязательных предписаний, имеет целью оказать помощь лечащим врачам в определении сроков временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах.
Право единолично выдавать документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, на срок не более 30 дней предусмотрено ч. 4 ст. 58 Основ законодательства об охране здоровья граждан, после чего листок нетрудоспособности выдается врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения (ч. 2 ст. 49 Основ).
При сроках временной утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетрудоспособности осуществляется клинико‑экспертной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Право направлять граждан на медико‑социальную экспертизу имеют лечащие врачи амбулаторно‑поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм собственности с утверждением направления на МСЭК клинико‑экспертной комиссией учреждения.
Пунктом 2.10 Инструкции предписано, что в случаях, когда заболевание или травма, ставшие причиной временной нетрудоспособности, явились следствием алкогольного, наркотического, ненаркотического опьянения, листок нетрудоспособности выдается с соответствующей отметкой о факте опьянения в истории болезни (амбулаторной карте) и в листке нетрудоспособности. Однако причинная связь между заболеванием или травмой, повлекшими временную нетрудоспособность, и опьянением может устанавливаться на основании медицинского заключения, данного с соблюдением соответствующей процедуры, либо путем проведения расследования уполномоченными на это органами.
В частности, причины, по которым работником получена травма либо иное повреждение здоровья, устанавливаются в порядке, определенном Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279, в редакции постановлений от 28 января 2000 г. № 78 и 24 мая 2000 г. № 406. Поэтому п. 2.10 Инструкции в части, предписывающей при оформлении листка нетрудоспособности устанавливать, является или нет заболевание (травма) следствием алкогольного, наркотического, ненаркотического опьянения, не соответствует ст. 49 Основ, поскольку обязывает при экспертизе временной нетрудоспособности определять обстоятельства, не связанные с такой экспертизой и с оказанием медицинской помощи.
В части, обязывающей выдавать листок нетрудоспособности с соответствующей отметкой о факте опьянения, что влияет на выплату пособия по временной нетрудоспособности, анализируемый пункт Инструкции действующему законодательству не противоречит.
Руководствуясь ст. 191 – 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный суд Российской Федерации решил:
Признать незаконным (недействующим) пункт 2.10 в части слов: «когда заболевание или травма, ставшие причиной временной нетрудоспособности, явились следствием алкогольного, наркотического, ненаркотического опьянения» Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 г. № 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.94 г. № 21 (в редакции Приказа Минздравмедпрома РФ № 267 и Постановления ФСС РФ № 66 от 25.06.96 г.).
См. Решение Верховного суда РФ от 27 марта 2002 г. № ГКПИ 02‑311.

Источник: Словарь терминов и понятий по медицинскому праву.

ТРАВМА
органическое повреждение или душевное потрясение, сопровождающиеся нарушением функциональной деятельности человека и способные привести к патологическим изменениям в нем.
   В психоанализе под травмой понимаются, как правило, глубокие и мучительные переживания человека, вызванные какими-либо событиями в его жизни, а также предельные накопления возбуждений, с которыми он не может справиться или которые частично преодолеваются посредством бессознательных механизмов защиты, ведущих к образованию невротических симптомов.
   Исследование и лечение невротических заболеваний привело З. Фрейда к представлениям о травме как источнике и причине возникновения неврозов. Это представление возникло у него в период использования катартического метода лечения, предшествовавшего возникновению психоанализа. Так, в написанной совместно с Й. Брейером книге «Исследования истерии» (1895) он привел небольшой фрагмент терапевтической работы с пациенткой, страдающей навязчивыми представлениями и фобиями. Разрозненные воспоминания этой пациентки о событиях детства позволили З. Фрейду выявить то глубокое впечатление, которое оказал на нее эпизод, связанный с тем, что однажды ночью она и ее сестра подверглись сексуальному нападению со стороны определенного лица мужского пола. Основываясь на этом, он пришел к заключению, что «благодаря упоминанию о сексуальной травме, полученной в ранней юности, вскрылось не только происхождение первых навязчивых представлений, но выявилась ситуация, травмировавшая ее позже». При дальнейшем анализе обнаружилось, что несвязанные с виду воспоминания на самом деле тесно связаны между собой и ведут «к искомой психической травме». Этот и другие случаи лечения пациентов вызвали у З. Фрейда необходимость соотнести имевшие место в их жизни реальные сексуальные травмы с психическими, обусловившими возникновение истерии.
   Однако вскоре З. Фрейд пришел к мысли, что в ряде случаев речь идет не о реальных, физических травмах, а о фантазиях пациентов, вызывающих у них сексуальное возбуждение, оказывающееся не менее травматическим для психики человека, неспособного справиться с накопленной энергией либидо. При этом он полагал, что дело подчас состоит не только и не столько в самой психической травме, полученной в раннем детстве, сколько в патогенных воспоминаниях о ней, остающихся бессознательными, но вызывающих сексуальное возбуждение в период полового созревания и в более позднем возрасте. Одновременно он считал, что «не надо ожидать наличия одного травмирующего воспоминания, и в качестве его ядра – единственного патогенного представления, а надо быть готовым к наличию ряда парциальных травм и сцеплений патогенных ходов мыслей».
   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд показал, что в близкой аналогии к нервнобольным находятся так называемые травматические неврозы, являющиеся следствием железнодорожных и других страшных катастроф, а также результатом войны. В основе этих неврозов лежит фиксация на моменте травмы. Травматическая ситуация постоянно повторяется в сновидениях больных и создается впечатление, что она остается для них неразрешимой актуальной проблемой. Само понятие травмы приобретает экономический смысл, то есть оказывается связанным с количеством энергии. Поэтому З. Фрейд называет травматическим переживание, которое «в течение короткого времени приводит в душевной жизни к такому сильном увеличению раздражения, что освобождение от него или его нормальная переработка не удается, в результате чего могут наступить длительные нарушения в расходовании энергии».
   По аналогии с травматическими неврозами основатель психоанализа назвал травматическими также такие переживания, на которых фиксированы нервнобольные. Отсюда его положение о том, что «невроз следовало бы уподобить травматическому заболеванию, а его возникновение объяснить неспособностью справиться со слишком сильным аффективным переживанием». Вместе с тем З. Фрейд признавал, что условия психических заболеваний более разнообразны и не ограничиваются травмой как таковой. Бывают случаи, когда потрясающее основы жизни травматическое событие останавливает человека настолько, что он теряет интерес к настоящему и будущему, однако такой человек не обязательно должен стать невротиком.
   По мнению З. Фрейда, при образовании невроза значительную роль играют разнообразные факторы, включая конституционные предрасположения, инфантильные переживания, фиксацию на воспоминаниях, регрессию, превращение внутрипсихического конфликта в патологический. Конституционные предрасположения связаны с доисторическими переживаниями, то есть являются последствиями переживаний далеких предков, и это необходимо иметь в виду при рассмотрении причин возникновения неврозов. Однако не следует игнорировать значимость инфантильных переживаний по сравнению со значимостью переживаний предков. «Они имеют тем более тяжелые последствия, что попадают на время незавершенного развития и благодаря именно этому обстоятельству способны действовать травматически».
   Наблюдаются случаи, в которых причина заболевания кроется в основном в сексуальных переживаниях детства, оказывающих несомненное травматическое воздействие на человека. Наряду с ними бывают другие случаи, в которых более действенными являются поздние конфликты. Словом, условия, лежащие в основе возникновения неврозов, сложны и необходимо учитывать различные факторы.
   В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд соотнес травму с механизмами защиты организма человека от грозящих ему опасностей. Он назвал травматическими такие сильные возбуждения извне, которые способны проломить защиту от раздражений. Основатель психоанализа полагал, что «понятие травмы включает в себя понятие нарушения защиты от раздражения». Внешняя травма вызывает расстройство в энергетике организма и приводит в движение защитные средства. Но раздражения могут быть столь сильными, что организм оказывается не в состоянии сдержать переполнение психического аппарата большим количеством раздражений. На этой почве может возникнуть страх. Подготовленность в виде страха представляет последнюю линию защиты организма от раздражений. С точки зрения З. Фрейда, для целого рода травм разница между подготовленными и неподготовленными посредством повышения потенциала системами может быть решающим моментом для их исхода, который «больше не будет зависеть от самой силы травмы». При этом следует иметь в виду, что встречающиеся при анализе пациентов сновидения не столько воспроизводят воспоминания о психических инфантильных травмах, сколько повинуются тенденции к навязчивому повторению.
   Исходя из этих представлений, З. Фрейд выдвинул несколько положений. Во-первых, он впервые заявил об уместности признания исключения из правила, что сновидение – это исполнение желания, поскольку сновидения травматических невротиков, как и сновидения, в которых воспроизводятся воспоминания о психических инфантильных травмах, нельзя оценивать под углом зрения исполнения желаний человека. Во-вторых, механические потрясения следует рассматривать в качестве одного из источников сексуального возбуждения и, следовательно, можно сказать, что «механическая сила травмы освобождает то количество сексуального возбуждения, которое действует травматически вследствие недостаточной готовности в виде страха».
   В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд выдвинул положение о тесной связи между травмой и страхом. Он рассмотрел страх под углом зрения воспроизведения аффективных состояний, соответствующих имеющимся у человека воспоминаниям. Эти аффективные состояния, как полагал основатель психоанализа, «воплощены в психической жизни как осадки травматических переживаний отдаленной древности и в соответствующих этим переживаниям ситуациям воспроизводятся как символы воспоминания».
   Согласно З. Фрейду, реальный страх – это страх перед известной опасностью, в то время как невротический страх – это страх перед опасностью, которая неизвестна человеку. Оценка собственной силы в сравнении с величиной опасности – признание беспомощности человека против нее, материальной беспомощности в случае реальной опасности и психической беспомощности в случае опасности, исходящей от влечений. Пережитую ситуацию беспомощности З. Фрейд назвал травматической. Самосохранение человека связано с тем, что он не ждет наступления травматической ситуации опасности, а предвидит, предвосхищает ее. Ситуация ожидания становится ситуацией опасности, при наступлении которой возникает сигнал страха. Последний означает ожидание человека ситуации, напоминающей испытанное прежде травматическое переживание. Человек как бы предупреждает травму, хочет вести себя так, будто она уже наступила, пока еще не поздно отклониться от нее. «Страх является поэтому, с одной стороны, ожиданием травмы, а с другой стороны, смягченным воспроизведением ее».
   С точки зрения З. Фрейда, страх представляет собой первоначальную реакцию на беспомощность при травме, реакцию, которая затем репродуцируется при ситуациях опасности как сигнал помощи. Это означает, что пережившее пассивно травму Я «воспроизводит активно ослабленную репродукцию ее в надежде, что сможет самостоятельно руководить ее течением». Я защищается при помощи реакции страха как от внешней реальной опасности, так и от внутренней, не менее реальной опасности, исходящей от влечений. Но вследствие несовершенности психического аппарата защита приводит к неврозу.
   Таким образом, в понимании основателя психоанализа существует тесная связь между травмой и неврозом. Она уходит своими корнями в прошлое и становится значимой при взаимоотношениях между матерью и ребенком. Так, ситуация, при которой мать отсутствует, оказывается для ребенка травматической, особенно в том случае, когда ребенок испытывает потребность, которую мать должна удовлетворить. Данная ситуация превращается в ситуацию опасности, если эта потребность неактуальна. Реакцией на опасность становится страх ребенка. Впоследствии потеря любви со стороны матери становится для него более постоянной опасностью и условием развития страха.
   Взаимосвязь между травмой и неврозом рассматривалась З. Фрейдом также в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938). В этой работе он подчеркнул, что травмами называет рано пережитые и позднее забытые впечатления, которым приписывается важная роль в этиологии неврозов. Одновременно он высказал следующие соображения: переживание приобретает травматический характер вследствие количественного фактора; при определенной конституции травмой становится то, что при другой не вызвало бы подобных последствий; симптомы невроза – следствия определенных переживаний и впечатлений, признаваемых за этиологические травмы; все травмы принадлежат раннему детству; «травмами являются либо переживания собственного тела, либо чувственные восприятия, большей частью от увиденного и услышанного, соответственно переживания или впечатления»; последствия травмы бывают двоякого рода – положительные и отрицательные; положительные последствия травмы связаны с усилием возвратить ее весомость, то есть вспомнить забытое переживание или, точнее, сделать его реальным, снова пережить его повторение, дать ему возродиться в отношении к какому-то другому лицу; отрицательные – связаны с реакциями, преследующими противоположную цель, то есть чтобы не было никаких воспоминаний и никаких повторений забытой травмы; положительные последствия сопряжены с усилиями в терминах фиксации на травме и навязчивого повторения, в то время как отрицательные – с защитными реакциями в форме избегания, фобий; следует признать типичным явление латентности невроза между первыми реакциями на травму и позднейшими вспышками заболевания; невроз можно рассматривать как попытку исцеления, стремление вновь примирить «отколовшиеся под влиянием травмы части Я с остальными частями»; подобная попытка удается крайне редко, если на помощь не приходит аналитическая работа; даже в случае аналитической работы попытка исцеления может оказаться неудачной и часто дело кончается «полным опустошением и расколом Я или его рабством у рано отколовшейся части, находящейся под властью травмы».
   В конечном счете основатель психоанализа предложил такую формулу для описания развития невроза: ранняя травма – защита – латентность – наступление невротического заболевания – частичное возвращение вытесненного.
   Идеи З. Фрейда о тесной связи между травмой и неврозом, травматическими переживаниями ребенка при отсутствии матери и последующими психическими заболеваниями получили свое дальнейшее развитие и углубление у ряда психоаналитиков, сосредоточивших свое внимание на исследовании разрыва эмоциональных отношений между матерью и младенцем и его последствий, чреватых невротизацией ребенка.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Детская психическая травма как отзвук социальных потрясений

Николаева Елена Ивановна, Сафонова Алла Михайловна
Цель исследования (его базовая часть проводилась в 1990 году) описать влияние событий 1930-х годов на детей, чьи родители были репрессированы.
Читать PDF

Травма потери зрения и ее влияние на личность

Дороднев Антон Борисович
В статье приводятся результаты исследования того, как травма потери зрения проявляется в ответах на личностные опросники и в содержании автобиографических рассказов.
Читать PDF

Психическая травма в определениях и понятиях современных ученых

Михеева Анастасия Валерьевна
В работе исследуются подходы современных ученых к явлению психической травмы и его определению через научные понятия, категории и концепции.
Читать PDF

Тепловая травма: клиника, морфология, способы коррекции

Марковская В. А., Павлова Т. В.
Читать PDF

Травма потери ребенка

Полуэктова О. Г.
В данной статье освещается подход к одной из самых тяжелых жизненных ситуаций для женщины потере ребенка, и одной из самых непростых ситуаций в акушерско-гинекологической практике сопровождение женщин, для которых беременность не
Читать PDF

Психологическая травма и чувство общности

Берекенова Ж.Д.
В статье рассматриваются понятия психологическая травма, чувство и чувство общности. Акцентируется внимание на важности развития чувства общности для устранения сдерживания и отклонений развития личности.
Читать PDF

Операционная травма как причина когнитивных расстройств

Бударев В. Н.
Читать PDF

Детская психологическая травма как основа формирования личности онкологического больного

Егикян Манушак Араратовна
Психологическая травма, полученная в детстве, является ключевым моментом в развитии тяжелых болезней во взрослом возрасте.
Читать PDF

Психическая травма раннего возраста и психологические характеристики личности наркозависимых

Кадыров Р.В., Ковалев И.А., Ильина И.С.
Описаны психологические характеристики личности наркозависимых с психической травмой раннего возраста, рассмотрены особенности механизмов психологической защиты.
Читать PDF

Травма груди у детей при дорожно-транспортных происшествиях

Смышляева А. Г., Репета О. В.
Читать PDF

Аффективная модель стрессовых расстройств: психическая травма, ядерный аффект и депрессивный спектр

Вельтищев Д. Ю.
Читать PDF

Необхідність обґрунтування положення – тяжка термічна травма як критичний стан

Сорокіна О. Ю.

Похожие термины:

  • АФФЕКТ-ТРАВМА

    AFFECT-TRAUMA) Так часто называют первую фрейдовскую модель психики. (См. также МОДЕЛЬ ВЛЕЧЕНИЕ-РАЗРЯДКА.)
  • Травма бытовая

    физическая травма, включая ЧМТ, полученная в быту. Особенно часто такая травма бывает связана с алкогольным и иным наркотическим опьянением.
  • ТРАВМА ГОЛОВЫ, ТРАВМА ЧЕРЕПА

    head injury) - травма, возникающая в результате удара головой о какую-либо поверхность и часто сопровождающаяся повреждением головного мозга. В результате травмы головы у человека может произойти сотр
  • Травма черепно-мозговая открытая

    Открытыми признаются те черепно-мозговые травмы, при которых имеется повреждение покровных тканей головы и при этом нарушена целостность апоневротического шлема, что делает возможным проникнов
  • ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА

    см. Травма черепно-мозговая.
  • Травма спинальная

    Травма позвоночника, спинномозговых корешков и, возможно, спинного мозга.
  • Травма черепно-мозговая закрытая

    Черепно-мозговая травма, при которой имеются признаки поражения мозга, но сохранена целостность апоневротического шлема и нет признаков повреждения основания черепа. Закрытые травмы мозга диффе
  • ТРАВМА: ФИКСАЦИЯ

    фиксация на травме) - закрепление жизненной установки на каком-то определенном отрезке или событии собственного прошлого, в силу чего настоящее и будущее остаются для человека в некоей степени чу
  • Травма гиперфлексионно-гиперэкстензионная шейного отдела позвоночника и спинного мозга

    Син.: «Травма хлыстовая». Травматическое поражение шейного отдела позвоночника и спинного мозга, при котором внезапная их гиперфлексия сменяется гиперэкстензией. Чаще возникает во время автодор
  • Травма хлыстовая

    См. Травма гиперфлексионно-гиперэкстензионная шейного отдела позвоночника и спинного мозга.
  • ТРАВМА ОТ УКОЛА ИГЛОЙ

    needle-stick injury) - характерная травма пальцев и кистей у медицинских сестер и врачей, полученная в результате нечаянного укола загрязненной иглой. Может привести к передаче инфекции (например, гепатита
  • Травма инфантильная

    в психоанализе – травма, имевшая место в младенчестве или в детстве и считающаяся основной причиной развития в последующем невроза. Термин обозначает не только случаи единичных, изолированных пе
  • ТРАВМА, ВОЗНИКАЮЩАЯ ИЗ-ЗА ПОСТОЯННОЙ НАГРУЗКИ

    repetitive strain injury (RSI)) - боль, сопровождающаяся потерей функций конечности в результате совершаемых ею однообразных, постоянно повторяющихся движений или после длительного воздействия статической на
  • КУМУЛЯТИВНАЯ ТРАВМА

    CUMULATIVE TRAUMA) Любое состояние, действующее в течение некоторого времени, которое неблагоприятно, пагубно или опасно для развития маленького ребенка.
  • Моральная травма на рабочем месте

    Workplace trauma) — Разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотруднико
  • Моральная травма

    Trauma) — Стресс, вызванный серьезной угрозой безопасности человека.
  • ТРАВМА СПИННОГО МОЗГА

    разрыв или серьезное повреждение центрального нервного ствола в области шеи или спины. Когда повреждается спинной мозг утрачивается или снижается чувствительность и движение в теле ниже уровня
  • НАРЦИССИЧЕСКАЯ ТРАВМА

    Психологическое травмирование чьей-то существенной части "Я". Такой удар по чувству самоидентичности обычно понижает самооценку и вызывает чувства оскорбленности, позора и гнева.
  • Травма периферической нервной системы

    Травматическое повреждение нервов, нервных сплетений, спинальных нервов, ганглиев и корешков. При этом возможны их разрыв (невротмезис, см.), аксонотмезис (см.), невропраксия (см.), размозжение, ушиб,
  • ТРАВМА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НЕРВОВ

    Различают закрытые и открытые повреждения. К первым относятся сотрясения, ушибы, сдавление нервов. Они наблюдаются при повреждениях и переломах костей и при суставных вывихах. Насильственное и бы