ТИПОГРАФИЯ Типология акцентуированных личностей Леонгарда

ТИПОЛОГИЯ

Найдено 7 определений термина ТИПОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТИПОЛОГИЯ

TYPOLOGY)

Система, разработанная Юнгом для демонстрации и подтверждения разных способов психологического функционирования людей. Для разграничения психологических типов он обратился к базисным установкам в отношении мира и определенным свойствам функций психической жизни. Некоторые индивиды в большей степени побуждаются и снабжаются энергией внутренним миром, другие - внешним;

это, соответственно, интраверты и экстраверты. Юнг выделил четыре функции психической жизни: 1) мышление- знание того, что представляет собой предмет, обозначение его и сопоставление с другими предметами; 2) чувство - суждение о ценности чего-либо или точка зрения относительно перспективы чего-либо; 3) ощущение- все факты, доступные органам чувств: регистрация того, что вещь существует, но не того, какова она; 4) интуиция - ощущение того, где нечто происходит и каковы связанные с этим возможности. Юнг указывал, что люди обладают первичной или высшей функцией той или иной из этих четырех категорий, если она наиболее развита и отчетлива;

вспомогательной функцией- если она лишь немного уступает высшей; и низшей функцией- если она наименее развита, наиболее бессознательна, наименее доступна и вызывает наибольшие проблемы.

Используя представления об установках экстраверсии и интроверсии, высших и вспомогательных функциях, можно создать перечень шестнадцати базисных типов личности. Ряд психологических тестов, основанных на гипотезе Юнга, применяются в клинической практике, а также применительно к проблемам образования и индустрии. Некоторые аналитические психологи принимают эту типологию за ее 'научность', другие используют ее кок руководство, дающее возможность всесторонней оценки функционирования личности. Юнг использовал свою типологию для понимания различий между собой и Фрейдом (себя Юнг считал интравертом, Фрейда - экстравертом) о также полагал, что межличностные нарушения можно понять с точки зрения типологических различий.

Оцените определение:

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

ТИПОЛОГИЯ

Typology; Typologie) - система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Юнг хотел объяснить, почему сознание у разных людей действует по-разному. С этой целью он создал психологическую типологию на базе обширных исторических исследований типов в литературе, мифологии, эстетике, философии и психопатологии. В отличие от более ранних классификаций, основывавшихся на наблюдениях за поведенческими стереотипами, которые, в свою очередь, определялись темпераментом человека или его физиологическими особенностями, юнговская модель связана с движением энергии и теми путями, по которым тот или иной человек привычно или предпочтительно ориентируется в мире.

"Целью психологической типологии не является классификация людей на категории - само по себе это было бы довольно бессмысленным делом. Ее цель, скорее, - обеспечить критическую психологию возможностью осуществлять методическое исследование и представление эмпирического материала. Во-первых, это критический инструмент для исследователя, нуждающегося в опорных точках зрения и направляющей линии, если он стремится свести хаотический избыток индивидуального опыта к некоторому порядку. В этом отношении типологию можно сравнить с тригонометрической сеткой или, еще лучше, с кристаллографической системой осей. Во-вторых, типология - большой помощник в понимании широкого разнообразия, имеющего место среди индивидов, а также она предоставляет ключ к фундаментальным различиям в ныне существующих психологических теориях. И наконец, что не менее важно, это существенное средство для определения "личностного уравнения" практического психолога, который, будучи вооруженным точным знанием своих дифференцированной и подчиненной функций, может избежать многих серьезных ошибок в своей работе с пациентами. Предлагаемая мной типологическая система является попыткой, основанной на практическом опыте, дать объяснительную основу и теоретический каркас для безграничного разнообразия, которое до этого преобладало в формировании психологических понятий. В такой молодой науке, как психология, ограничение понятий рано или поздно станет неизбежной необходимостью. Когда-нибудь психологи будут вынуждены согласиться относительно ряда основных принципов, позволяющих избежать спорных интерпретаций, если психология не собирается остаться ненаучным и случайным конгломератом индивидуальных мнений" (ПТ, пар. 986 - 987).

Юнг различал восемь типологических групп: две личностные установки - интроверсию и экстраверсию - и четыре функции - мышление, чувство, ощущение и интуицию, каждая из которых может действовать интровертным или экстравертным образом.

Интроверсия и экстраверсия являются психологическими формами приспособления. В интроверсии движение энергии направлено во внутренний мир. В экстраверсии интерес направлен в сторону внешнего мира. В одном случае субъект (внутренняя реальность), а в другом объект (предметы, другие люди, внешняя реальность) играют первостепенную важность.

"<...> на основе множества наблюдений и опытов [я] пришел к выводу о наличии двух основных установок или типов установки, а именно интроверсии и экстраверсии. Первый тип установки - в норме - характеризует человека нерешительного, рефлексивного, замкнутого, который нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится как бы в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение. Второй тип - в норме - характеризует человека любезного, по видимости открытого и предупредительного, который легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации. В первом случае определяющую роль явно играет субъект, а во втором - объект" (ПБ, с. 77-78).

На практике продемонстрировать экстравертную и интровертную установки как таковые невозможно; в изолированном виде они просто не существуют. Принадлежность человека к тому или иному типу становится более очевидной лишь в связи с одной из вышеуказанных четырех функций.

Ощущающая функция устанавливает то, что нечто существует, мышление говорит нам, что представляет собой это нечто существующее, чувство сообщает, что чего стоит, а через интуицию мы получаем смысл того, что с этим может быть сделано. Любая функция сама по себе еще не является достаточной для упорядочивания нашего опыта относительно нас самих или окружающего нас мира, для этого, пишет Юнг, требуются все четыре:

"Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад: мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас, ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т. д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на их заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации (ПТ, пар. 900).

На практике эти четыре функции оказываются представленными субъекту не в равной степени осознанной доступности; т. е. они не являются развитыми одинаковым образом или не дифференцированы у любого индивида одинаково хорошо. Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; Юнг назвал ее ведущей или первичной, доминирующей, в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. Разумеется, здесь речь не идет об оценочных суждениях типа "лучше - хуже". Ни одна из функций не может быть лучше, нежели любая другая. Ведущая функция выступает в том смысле, что у какого-либо человека она используется с наибольшей вероятностью; аналогичным образом, подчиненная вовсе не означает какой-либо патологии - она попросту используется гораздо меньше (или вовсе не используется) по сравнению с функцией "излюбленной".

Здесь позволительно задать вопрос, а что же тогда происходит с этими "малоиспользуемыми" функциями?

"Они пребывают в более или менее примитивном и инфантильном состоянии, зачастую осознаются лишь частично или даже и вовсе не осознаются. Относительно неразвитые функции составляют некую специфическую неполноценность, характеризующую любой тип и являющуюся интегральной (составляющей) частью его целостного характера. Односторонний акцент на мышление всегда сопровождается неполноценным чувством, а дифференцированное развитое ощущение вредит интуиции и наоборот" (ПТ, пар. 955).

В зависимости от характера ведущей функции Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым он относил мыслительный и чувствующий типы; ко вторым - интуитивный и ощущающий. Применение термина "иррациональный" не означает чего-то неблагоразумного, подразумевая лишь нечто выходящее за рамки рассудочного. Юнг комментирует:

"Лишь просто потому, что [иррациональные типы] подчиняют суждение восприятию, было бы совершенно неправильным считать их "неблагоразумными". Гораздо более правильным было бы сказать, что они являются в высшей степени эмпирическими. Иррациональные типы основываются исключительно на переживании - настолько исключительно, что, как правило, их суждения никак не могут поспеть за их переживаниями" (ПТ, пар. 6 6).

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

ТИПОЛОГИЯ

классификация, подразделение на типы объектов, явлений или процессов по общности некоих признаков.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ТИПОЛОГИЯ

Патологически низкая способность говорить. Этот термин обычно предназначается для тех случаев, которые возникли в результате или умственной отсталости, или моторной дисфункции; если это результат мозгового расстройства, соответствующим термином будет афазия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ТИПОЛОГИЯ

1. Вообще – изучение типов и процессы классификации по типам. 2. Любая схема классификации, в которой различные образцы группируются вместе согласно определенным критериям.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ТИПОЛОГИЯ

См. Классификация.

Источник: Словарь конфликтолога

Типология

метод научной классификации и Изучения явлений и объектов, предполагающий выделение их общих и специфических свойств и разделение их на типы.

Источник: Словарь по конфликтологии

Показать все [+4] ↓

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-экономическая типология мотивов благотворительности

Бажина Ульяна Николаевна
Приводятся различные взгляды на природу альтруистических поступков, описаны экономические теории мотивации благотворительной деятельности, приведены результаты исследования связи социально-экономических, демографических и индивидуально-психологических факторов с особенностями благотворительной деятельности. Предложена авторская классификация мотивов благотворительности.
Скачать PDF

Социальная типология субъектов физкультурной деятельности

Эльмурзаев Махмутгири Атуевич
В статье обосновывается необходимость создания социально-психологической типологии субъектов физкультурной деятельности. Эта необходимость вытекает из того положения, что в современных научных исследованиях типология спортсмена разрабатывается преимущественно на психофизиологическом уровне. Недостаточно учитываются те конкретные социальные условия, в которых осуществляется физкультурно-спортивная деятельность. Построение типологии субъекта физкультурной деятельности должно основываться на качестве и мере социальной активности субъекта в сфере физической культуры.
Скачать PDF

Классификация (типология) посетителей казино, залов игровых автоматов

Караваев Александр Федорович, Панов Сергей Леонидович, Замулло Андрей Андреевич
В статье с социальной и нравственно-психологической позиции дается характеристика лиц, имеющих определенную зависимость от занятия азартными играми. Предлагаются определенные основания (критерии) для классификации игроков на различные группы в целях оказания им в дальнейшем необходимой медико-психологической помощи.
Скачать PDF

Типология переживания кризиса профессиональной идентичности

Озерина Анна Александровна
Статья посвящена проблеме кризиса профессиональной идентичности у студентов-психологов, обучающихся по направлению бакалавриат. В результате эмпирического исследования выявлена и описана типология переживания кризиса студентами.
Скачать PDF

Типология моральных представлений современной российской молодежи по критерию аморализма

Булгакова Екатерина Александровна
Содержательно показана типология моральных представлений современной российской молодежи. Типология получена в результате теоретического обоснования аморализма как референта этих представлений. Приводятся результаты экспериментальных исследований на выборке 144 чел., подтверждающих правильность теоретических выводов.
Скачать PDF

Онтогенез сознания на ранних этапах жизни: фундаментальные характеристики, типология и развитие дове

Баранова Мария Михайловна
В статье обобщаются опубликованные за последние несколько десятилетий результаты теоретико-экспериментальных данных, посвященных развитию сознания на ранних этапах речевого онтогенеза. Изложены основные этапы, условия, основные закономерности функционирования значений и способы их фиксации в развивающемся сознании ребенка на ранних этапах жизни.
Скачать PDF

Психологическая типология ценностных ориентации руководителей

Журавлёва Н.А.
В статье рассматриваются особенности и результаты изучения психологических типов ценностных ориентации руководителей с разными личностными характеристиками [1J.
Скачать PDF

Типология временной организации профессиональной деятельности

Сыманюк Эльвира Эвальдовна, Кузьмина Ольга Викторовна
Статья посвящена исследованию проблемы временной организации деятельности. Представлена выделенная в ходе эмпирического исследования типология этого явления. Установлена взаимосвязь между временными параметрами деятельности и такими показателями, как отмеривание, оценивание, воспроизведение интервалов времени, а также временными ценностями личности.
Скачать PDF

Клиническая типология дезадаптивных форм поведения при шизофрении в эволюционном контексте

Жданок Дмитрий Николаевич
В статье рассматривается клиническая типология дезадаптивных форм поведения при шизофрении, к которым отнесены такие типологические варианты как делинквентное, аддиктивное, психопатологическое, девиантное поведение на базе гиперспособностей. Проводится анализ данного типологического спектра с точки зрения индивидуальной и видовой адаптивности в рамках эволюционных процессов в человеческой популяции.
Скачать PDF

Девиантное поведение личности как социально-психологический феномен: анализ проблемы, типология форм

Шлычков Вадим Рудольфович
В статье анализируются психологические аспекты девиантного поведения личности в различных социальных средах, представлены основные подходы к анализу, типологизации и генезису девиантного поведения, рассматриваются пути организации и методы психологической профилактики социальных девиаций в поведении сотрудников организации.
Скачать PDF

Клиническая типология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Анисимова Т. И., Айтбеков К. А.
Сообщение посвящено проблеме классификации синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. С учетом гетерогенности клинической симптоматики и наличия коморбидных расстройств предложено выделение формы заболевания (простая и осложненная) и вариантов клинической картины (идиопатический, резидуально-органический и неврозоподобный), так как более детальная клиническая типология позволяет выработать оптимальную терапевтическую тактику.
Скачать PDF

Типология отцовства и характер воспитательной деятельности родителя

Токарева Юлия Александровна
Изучение воспитательной деятельности отца и конкретных её составляющих: мотивации, воспитательных действий, операций, позволило выделить четыре типа отцовства «непоследовательный», «ведомый», «патерналистский», «заносчивый», определить особенности воспитательной деятельности отца связанные с возрастом и полом ребенка.
Скачать PDF