ХАРАКТЕР: ТИПОЛОГИЯ это что такое ХАРАКТЕР: ТИПОЛОГИЯ: определение — Психология.НЭС
ХАРАКТЕР: ТИП ХАРАКТЕРА АНТИНОМИИ

ХАРАКТЕР: ТИПОЛОГИЯ

Найдено 1 определение:

ХАРАКТЕР: ТИПОЛОГИЯ

практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более или менее выражен. Если на оси изобразить интенсивность проявлений характера, степень его выраженности, то обозначатся три зоны:

1) зона абсолютно "нормальных" характеров;

2) зона выраженных характеров (-> характер: акцентуация); подразделяются на акцентуации скрытые и акцентуации явные;

3) зона сильных отклонений характера, или психопатии. Первые две зоны - относятся к норме (в широком смысле), третья - к патологии характера. Акцентуации характера - крайние варианты нормы. Различие между патологическими и нормальными характерами, включая акцентуированные, очень важно. По одну сторону этого разделения оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую - малой психиатрии. Конечно, разделяющая черта размыта, однако есть критерии психопатии Ганнушкина - Кербикова (-> психопатия: критерий), позволяющие приблизительно локализовать ее на оси интенсивности параметров. Авторы типологий обращают большое внимание на выделение базовых "измерений" характера, или свойств темперамента, отличающих каждый тип. Предложенная К. Г. Юнгом классификация характеров отличается тем, что в качестве существенного признака приняты доминирующие ориентации на внешний или внутренний миры. Выделяются два базовых типа характеров: экстраверты и интроверты.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено рефератов по теме ХАРАКТЕР: ТИПОЛОГИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Онтогенез сознания на ранних этапах жизни: фундаментальные характеристики, типология и развитие дове

Баранова Мария Михайловна
В статье обобщаются опубликованные за последние несколько десятилетий результаты теоретико-экспериментальных данных, посвященных развитию сознания на ранних этапах речевого онтогенеза. Изложены основные этапы, условия, основные закономерности функционирования значений и способы их фиксации в развивающемся сознании ребенка на ранних этапах жизни.
Скачать PDF

Взаимосвязь профиля волевых качеств личности и типологических характеристик профессиональной идентич

Гюрджян Гайк Арменович
Предмет исследования характер взаимосвязи волевых характеристик и типов профессиональной идентичности; объект будущие специалисты в сфере безопасности жизнедеятельности; цель выявление специфики волевых характеристик субъектов с разными типами профессиональной идентичности; задачи диагностика типов профессиональной идентичности и волевых характеристик субъекта, описание профилей волевых характеристик субъектов с разными типами профессиональной идентичности, сравнительный анализ профилей.
Скачать PDF

Кластерный анализ, как метод оценки влияния личностных типологических характеристик на успешность де

Лапкин М.М., Карасев Р.П., Трутнева Е.А., Григоренко Т.М.
В статье обосновывается целесообразность использования методов многомерной статистики, в частности кластерного анализа, для выявления влияния индивидуальных личностных свойств нервной системы человека на результативность его целенаправленной деятельности.
Скачать PDF

Индивидуально-типологическая характеристика самореализации личности

Кудинов Станислав Сергеевич, Авдеев Николай Павлович, Архипочкина Ксения Витальевна
В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования по выявлению различных типов самореализации личности.
Скачать PDF

Типология отцовства и характер воспитательной деятельности родителя

Токарева Юлия Александровна
Изучение воспитательной деятельности отца и конкретных её составляющих: мотивации, воспитательных действий, операций, позволило выделить четыре типа отцовства «непоследовательный», «ведомый», «патерналистский», «заносчивый», определить особенности воспитательной деятельности отца связанные с возрастом и полом ребенка.
Скачать PDF

Характеристика типологии студентов-первокурсников колледжа на этапе социально-психологической адапта

Овчарова Раиса Викторовна, Трофимова Наталья Сергеевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологической адаптации студентов колледжа. Предлагается типология студентов-первокурсников, которая основана на результатах кластерного анализа. Важнейшими ее переменными являются: уровень адаптации/дезадаптации, экстраверсия/интроверсия, уровень развития свойств субъекта самосознания, общения и деятельности.
Скачать PDF

Типология акцентуаций характера у подростков

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи эмоциональных и волевых свойств подростков с типом акцентуации характера. Рассматриваются основные подходы к изучению характера, проблемы его определения и операционализации, связи со смежными категориями. Характер определяется как устойчивый способ эмоционально-волевого реагирования индивида на среду. Данное определение противопоставляется пониманию характера как морально-этической оценки личности. Таким образом, мы полагаем, что характер можно определить через эмоциональные и волевые свойства. Под акцентуацией характера понимается чрезмерно выраженная черта характера, которая делает индивида уязвимым к специфическим воздействиям. В исследовании мы опираемся на типологию акцентуаций характера А. Е. Личко. Недостатком типологического подхода к изучению характера является отсутствие единого основания для их классификации. В работе впервые осуществлена попытка соотнести типологию акцентуаций характера с эмоционально-волевыми свойствами в качестве основания таксономии характеров. В ходе исследования выявлены степени выраженности эмоциональных и волевых свойств подростков с определенными типами акцентуаций характера, приведены описания данных типов в контексте эмоциональноволевого реагирования, в противовес описанию типичных поведенческих реакций.
Скачать PDF

Использование типологической личностной характеристики в исследовании половой идентификации подростк

Бобкова Татьяна Степановна
В статье рассматривается проблема формирования половой идентификации у подростков, воспитывающихся в разных социально-педагогических ситуациях развития (детский дом, приемные и обычные семьи). Для успешной адаптации и интеграции в социум как полноправного его члена ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Однако у детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, ограничены возможности на познание этих ориентаций, вследствие чего возникает вероятность нарушений в сфере полового самосознания ребенка. Проводится краткий обзор теоретических воззрений о феномене половой идентификации в аспекте личностного развития. Автором изложены результаты эмпирического исследования и предложены рекомендации по использованию типологической личностной характеристики подростков в условиях детского дома. Практические рекомендации помогут в оказании квалифицированной психологической помощи детям-сиротам и поддержке специалистов, занимающихся проблемами данной категории детей.
Скачать PDF

Типология и мотивационно-установочные характеристики виктимного поведения в обществах с разной культ

Андронникова О.О.
В данной статье представлен анализ существующих подходов к типологии сообществ для исследования процессов виктимизации, что является предметом исследования. В статье проведен сравнительный анализ широко используемых типологий в отечественной науке, позволяющих объяснить специфику развития социальной виктимности. С точки зрения возможности объяснения побуждающих причин виктимного поведения критически рассмотрены традиции исторического материализма, цивилизационная парадигма, концепция постиндустриального общества и т. д. Обозначено влияние процессов социальных изменений с точки зрения миросистемного подхода И. Валерстайна и геополитики. Осуществлен синтез позиций миросистемного подхода геополитической динамики Р. Коллинза, теорий социальных революций и положений ценностных оснований культур П. А. Сорокина, позволяющий решить поставленные в исследовании задачи выделения закономерностей возникновения и функционирования виктимизации существующих сообществ. Раскрыты основные положения типологии П. А. Сорокина в контексте анализа типов виктимного поведения сообществ. Выделены 12 типов мотивационно-установочных характеристик виктимного поведения сообществ с их содержательным описанием. Даны мотивационно-установочные характеристики виктимного поведения в сообществах с разной культурной ментальностью, позволяющие прогнозировать возможные социальные процессы и проявления.
Скачать PDF

Типологизация уголовно-исполнительных, психологических и социально-демографических характеристик лиц

Казберов Павел Николаевич
Прикладное значение возможностей юридической психологии в оперативно-разыскной деятельности становится все более актуальным. Практика оперативно-розыскной деятельности в отношении террористических действий показывает, что часто возникают ситуации, когда в результате террористического акта остается минимум каких-либо материальных следов (улик). В такой ситуации на помощь оперативным сотрудникам силовых структур могут прийти психологические знания, полученные в результате научно-исследовательской работы. При полном отсутствии какой-либо информации о преступнике крайне важны даже примерные характеристики подозреваемого лица. При обобщении указанных характеристик использовались данные, полученные путем анализа судебных приговоров и личных дел осужденных, результаты использования психодиагностических методик, а также авторских опросников и анкет. В статье представлены результаты обобщения психологических, социально-демографических и уголовно-исполнительных характеристик лиц, осужденных за преступления террористической направленности, позволило составить обобщенный «потрет» преступника, совершившего террористический акт. Впервые в отечественной пенитенциарной практике был проведен сбор эмпирического материала по всем лицам, осужденным и отбывающим уголовное наказание за террористическую деятельность. До этого проводился частичный сбор информации только в ряде регионов, где отбывают наказание осужденные этой категории.
Скачать PDF

Сравнительный анализ индивидуально-типологических и характерологических особенностей мужчин и женщин

Денисова Елена Анатольевна, Чугунова Ирина Михайловна
В статье анализируются индивидуально-типологические и характерологические особенности больных сахарным диабетом. Отражены позиции зарубежных и отечественных ученых по проблеме взаимосвязи особенностей личности с видом актуального конфликта и заболеванием. Выделены общие и специфические черты личности у мужчин и женщин, а также статистически значимые различия в характерологических и личностных особенностях у респондентов-мужчин и респондентов-женщин.
Скачать PDF

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Зобков Александр Валерьевич
Саморегуляция учащимися подростково-юношеского возраста учебной деятельности рассматривается как способность личности к самостоятельной познавательной деятельности, а также к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. В учебной деятельности саморегуляция предполагает сознательное изменение способов, приемов и методов деятельности. В статье приводится трехуровневая структура саморегуляции учащимися учебной деятельности, полученная в результате исследования личности школьников на различных уровнях анализа деятельности, которая включает: а) индивидно-деятельностный (объективно-психологический) уровень саморегуляции поведения и деятельности; б) личностный (собственно-психологический) уровень саморегуляции; в) субъектный (интегративнопсихологический) уровень саморегуляции. Дается краткая характеристика каждого уровня саморегуляции. Определение своеобразия структурной организации объективно-психологического уровня саморегуляции учебной деятельности школьников, дополненное результатами исследования собственно-психологического уровня саморегуляции, позволило определить типологию саморегуляции школьниками подростково-юношеского возраста (7-11 классы) учебной деятельности. В статье обосновывается необходимость применения типологического подхода для решения организационно -педагогических проблем и повышения продуктивности познавательной деятельности школьников. Приводится перечень методов, реализация которых в контексте целостного исследования структуры и механизма саморегуляции учебной деятельности школьников позволила выделить и описать типологические характеристики эффективно-надежного, тревожнонеуверенного, самоутверждающегося и неустойчивого типов саморегуляции учащимися подростково-юношеского возраста учебной деятельности. Приводится подробное описание психологических характеристик школьников, отнесенных к перечисленным типам. В статье дается краткое содержание рекомендаций по использованию психолого-акмеологических средств, применяемых в психолого-педагогической работе с учащейся молодежью школьного возраста, отнесенной к тому или иному типу саморегуляции и проявляющей сниженный уровень саморегуляции учебной деятельности.
Скачать PDF