ТЕСТ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тест
test) - способ сбора информации о некоторых аспектах психического состояния человека, по которым можно сделать более подробные выводы об этом человеке.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ТЕСТ
англ. test - проверка, опыт, проба) - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ТЕСТЫ
стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

ТЕСТ
англоязычное слово, означающее испытание, проба, проверка. В науке и в практике Т.-это стандартизированная методика, предназначенная для оценки того или иного свойства, группы свойств и т. п. См. тест психологический.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТЕСТ
(от англ. test – испытание) – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий в определенном психологическом свойстве.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

тест

(от англ. test – задача, проба) – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ТЕСТ
в психологии - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий; тест - основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется диагноз психологический.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Тест
(англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологической диагностике понимается как стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий; стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Тест
Стандартизованное, часто ограниченное во времени установление количественных и качественных индивидуально-типологических особенностей человека или определение его способностей и состояний. В физическом воспитании такими испытаниями являются физические упражнения (двигательные задания), с помощью которых оценивают развитие физических качеств и функциональное состояние организма.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

тест

(от лат. test – проба, испытание) – кратковременное задание, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить соответствие психологических качеств и способностей человека некоторым "нормам", полученным путем усреднения данных достаточно большой совокупности людей. Теоретически необоснованные Т. могут стать причиной серьезных ошибок, причинить значительный ущерб педагогической практике.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ТЕСТ
от английского test, из старофранцузского test, из латинского testum (testu) – «глиняный сосуд» – стандартизированная и сертифицированная измерительная методика, применение которой позволяет выявить скрытые свойства и качества исследуемого объекта. Т. используется как в научной работе, так и в процессе практической деятельности психологов. Лица, чья профессиональная деятельность в значительной степени осуществляется в экстремальных условиях, должны проходить тестирование не только на этапе отбора к ней, но и в процессе мониторинга.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ТЕСТ
(англ. test — испытание, исследование) — краткий экспериментально-психологический метод исследования того или иного психического процесса (функциональный Т.), личности в целом (проективный Т.) или группы. Различают Т. бланковые и аппаратурные, для индивидуального применения и для группового. Последние ошибочно иногда называют коллективными.
Применение Т., построенных по принципу психологического моделирования и последующего психологического анализа, дает весьма ценные данные для изучения личности и ее потенциальных способностей.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ТЕСТ
стандартизированная психодиагностическая (см. Психодиагностика) методика, предназначенная для точной количественной и качественной оценки какого-либо психологического явления. В психологии имеется много тысяч разнообразных Т., предназначенных для оценивания психологических свойств, состояний и процессов человека, межличностных отношений и массовидных явлений психики (см. также Интеллектуальные тесты, Тест Айзенка, Тест Амтхауэра, Тест Беннета, Тест Бурдона, Тест Векслера, Тестирование, Тест Кеттела, Тест Равена, Тест Розенцвейга, Тесты общих способностей, Тесты специальных способностей).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Тест
(проба, проверка, испытание) — стандартизированное, ограниченное во времени испытание, имеющее целью установить выраженность каких-либо профессионально важных качеств, индивидуальных и типологических особенностей человека, уровень знаний и умений. При психологическом тестировании используются стандартизированные задачи, имеющие определенную шкалу значений. Т. используются для профессионального отбора, психологического консультирования и контроля успешности обучения.
Литература
Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982.
Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л., 1982.
Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой и К. М. Гуревича. М., 2003.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Тест
англ. test – испытание, исследование) – 1. наиболее общее значение – любая процедура, используемая для измерения изучаемого фактора или оценки некоторой способности. Термин используется обычно с уточнениями, некоторые из которых указаны далее; 2. в логике – критерий или критическая операция, которая может быть использована для оценки справедливости суждения, истинности утверждения, адекватности аргументации, правильности теории и др.; 3. в психологии – процедура исследования какой-либо психологической функции, психического расстройства, характера или стороны личности с количественной оценкой его результатов. Личностные качества исследуются преимущественно проективными тестами. Существует огромное и все возрастающее количество психодиагностических тестов, некоторые из которых с немалой пользой используются и в клинической психиатрии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТЕСТ
от англ. test – опыт, проба) – стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью. Т. существуют и активно используются не только в психологии, но и в медицине, педагогике, технике. Т. в психодиагностике – это технологическая альтернатива произвольным субъективным оценкам, c одной стороны (они слишком зависят от личности оценщика), и чрезмерно громоздким экспериментальным процедурам и реальному «полевому» наблюдению (наблюдению за реальной деятельностью в реальных, a не в лабораторных условиях), с др. стороны, – процедурам, которые оказываются слишком дорогостоящими и длительными. В конфликтологии Т. пользуются в основном психологи. Для оценки различных аспектов конфликтности человека и группы применяются методики Т. Лири, Ф. Тейлора, Ч. Спилберга – Ю. Ханина, модульный социотест и др.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Тест
Словообразование. Происходит от англ. test - испытание, исследование.
Категория. Стандартизированная процедура психологического измерения.
Специфика. Служит для определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериально-ориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Разработка теста предполагает его статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.
Виды:
- тесты интеллекта,
- тесты способностей,
- личностные тесты,
- тесты достижений.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ТЕСТ
1. Наиболее общее значение – любая процедура, используемая для измерения фактора или оценки некоторой способность. Это всеобъемлющее значение термина включает тесты интеллекта, которые дают измерение IQ, медицинские тесты, которые оценивают наличие или отсутствие болезни, тесты способностей, которые измеряют потенциал в некоторой области, различные личностные тесты, которые оценивают аспекты личного стиля, систем убеждения и установок, статистические тесты, которые определяют значимость результатов экспериментов, и т.д. Чтобы предотвратить путаницу в этом изобилии инструментов для оценки, обычно добавляются некоторые определения, чтобы обозначить тип и форму рассматриваемого теста. Основные формы тестов представлены в отдельных статьях ниже; специализированные тесты можно найти в другом месте, по названиям, под которыми они широко известны. 2. В логике – критерий или критическая операция, которая может использоваться для оценки справедливости суждения, истинности утверждения, правильности аргументации, точности теории и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Тест
краткое экспериментально-психологическое испытание для определения высоты развития какой-либо функции Тест менее точен, чем лабораторное психологическое исследование, но зато отличается жизненностью и практичностью, удобнее для массового испытания. (12.1, 173) При помощи традиционных тестов, как справедливо говорит Торндайк, мы никогда не знаем точно, что мы исследуем. Мы не знаем даже, какими единицами мы при этом оперируем и что означают наши количественные выводы. Мы знаем далее, что тестовый метод опирается на целый ряд условных допущений, более или менее одинаковых в известной культурно-бытовой среде, но он теряет свою силу и значение, установленные чисто эмпирическим путем, как только он переносится в другую культурную среду, где эти прежние условные допущения должны быть заменены другими. (16.1, 374 – 375) основным методическим требованием, предъявляемым к нашим тестам, является требование, чтобы они исследовали задатки независимо от специальных форм упражнения в наиболее общей и распространенной в данной среде форме и степени упражненности. (16.1, 376) См. Среда, Функция

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ТЕСТ
тест психологический – система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида – объекта наблюдения. Стандартизированный метод, инструмент для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные или невербальные ответы или через другие виды поведения. Позволяет количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества – интеллектуальные или перцептивные способы, двигательные функции или личностные особенности.
Тесты весьма разнообразны, есть множество их классификаций по различным основаниям: тесты вербальные и невербальные, тесты интеллекта и тесты личности, тесты групповые и индивидуальные – в зависимости от тестового материала, диагностических особенностей и формы проведения.
Наиболее существенные признаки тестов: 1) стандартизированность предъявления и обработки результатов; 2) независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;
3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными – полученных в тех же условиях в достаточно репрезентативной группе.

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

Тесты
от англ. test - проверка), стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью. Тесты существуют и активно используются не только в психологии, но в медицине, педагогике, технике. Тесты в психологии - это технологическая альтернатива произвольным субъективным оценкам, с одной стороны (они слишком зависят от личности оценщика), и чрезмерно громоздким экспериментальным процедурам и реальному "полевому" наблюдению (наблюдению за реальной деятельностью в реальных, а не в лабораторных условиях) - процедурам, которые оказываются слишком дорогостоящими и длительными. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериально-ориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах. Разработка теста предполагает его статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ТЕСТЫ

En.: Tests
Перед началом гипнотического сеанса некоторые используют тесты, являющиеся клиническими эквивалентами экспериментальных шкал.
Мои коллеги практикуют тест падения назад, внушая, что некая сила потянет пациента назад, когда оператор положит руки ему на лопатки. Эти тесты, на самом деле измеряющие только внушаемость, несут в себе идею воздействия терапевта на пациента, какие бы ни использовались ораторские предосторожности.
Единственный тест, вызывающий приемлемое представление о гипнозе, - это тест сближения рук, так как в нем эффективность гипноза может быть соотнесена с воздействием психики на тело: «Теперь я хочу [заметьте: «я хочу» - формулировка совсем не обязательная], чтобы вы представили себе, что некая сила притягивает ваши руки друг к другу, стягивает их вместе. Пока вы размышляете об этой силе, сближающей ваши руки... Они начинают одновременно двигаться, вначале медленно... Они все больше и больше приближаются друг к другу, все ближе и ближе, как будто какая-то сила действует на них... Они сближаются, сближаются... все ближе, ближе...» Вайтценхоффер рекомендует этот тест, и если получен хороший ответ, то использование индукции посредством левитации руки (Weitzenhoffer, 1988.)
Тесты не кажутся нам необходимыми, поскольку сеанс гипноза сам по себе уже является продолжением ряда исследований, в котором, кстати, внешние проявления никоим образом не свидетельствуют о качестве совершенной психологической работы.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

ТЕСТ
(англ. test — проба, испытание, проверка) — в психологической диагностике — стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления-количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Т.— основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется диагноз психологический.
Термин Т., получивший в последнее время чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово Т. происходит из старофранцузского языка и является
синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово-Т. долгое время имело два значения: 1) испытательная
присяга, английская религиозная клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик; 2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или
серебра (Русский энциклопедический словарь, 1877). Современное содержание термин Т. получает в конце XIX — начале XX в. В психологические исследования введен Дж. Кэттеллом (1890), а создателем первых Т. следует считать Ф. Гальтона.
В психодиагностике существуют разнообразные классификации Т. Они могут подразделяться по особенностям используемых задач тестовых на тесты вербальные и тесты практические, по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные,
по направленности — на тесты интеллекта и тесты личности, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности. Используемая в настоящем словаре-справочнике классификация опирается на
реализуемый в Т. диагностический подход (см. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД). Эта классификация учитывает наряду со спецификой диагностического подхода уровень стандартизации Т. Поэтому, напр., по отношению к проективным методикам, характеризуемым
как недостаточно стандартизированные, термин Т. не используется.
Т., как и любому другому приему познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование Т. зависит от учета многих факторов, среди
которых важнейшими являются: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной Т., область применения, психометрические характеристики процедуры, весь комплекс сведений о надежности и валидности.
Распространенные представления о «простоте» и доступности Т. не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, Т. не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения.
Научное использование Т. возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики психодиагностических исследований.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

ТЕСТ
англ. test) - стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач. Т. представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Как правило, показатели выполнения Т. (иногда их можно называть "показателями успешности") выражаются в относительных величинах: за единицу часто принимается та или иная мера вариативности индивидуальных данных (см. Коэффициент интеллекта). Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний.
Т. разделяются на 2 основных типа: 1) собственно психологические Т., 2) Т. достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).
Психологические Т. классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют Т. способностей (в т. ч. Т. интеллекта) и Т. личности (в т. ч. социально-психологические Т.), а по способу реализации - манипулятивные Т., Т. "карандаш-бумага", аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Кроме того, различаются аналитические Т. и тестовые батареи; индивидуальные и групповые Т. По цели применения выделяют Т. готовности к школе, клинические Т., Т. профотбора и пр. По психометрическим основаниям Т. делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные Т.
Разработка Т. включает проверку его на валидность, надежность, однородность, дифференцирующую силу, достоверность и прогностичность. Тестовые шкалы основаны на статистической обработке результатов обследования больших выборок. Различаются 3 вида интерпретации тестового результата: соотнесение "сырого балла" со стандартными нормами, характеризующими внутригрупповой разброс результатов; интерпретация индивидуального профиля результатов выполнения отдельных субтестов; качественный портрет личности на основе применения диагностической экспертной системы.
Понятие "Т." ввел Джеймс Кеттел в конце XIX в. (см. Измерения в психологии), но распространение тестовый метод получил лишь в 1 -й половине XX в., благодаря работам А. Вине, Л. М. Термена, Г. И. Россолимо и др. Первым популярным Т. стала шкала Бине-Симона, созданная в 1905 г. для диагностики уровня умственного развития детей и выявления не способных к обучению в массовой школе (см. Бине-Симона тест). В настоящее время психологами разработано несколько тысяч Т. и тестовых батарей. Со временем Т. устаревает, т. к. изменяется культура общества, уровень образования населения, возникает т. н. тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых заданий. Не существует Т., свободных от культуры, поэтому любой зарубежный Т. нуждается в рева-лидизации.
Применение Т. всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи, совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники и этики психологического тестирования. Любые Т., равно как и компьютерные психодиагностические системы, подлежат сертификации. Широкое применение Т. в образовании, при профотборе, в клинике должно сопровождаться повышением качества подготовки психодиагностов. См. Психодиагностика, Психологическая диагностика. (В. Н. Дружинин.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ТЕСТ
ТЭСТ / TEST (в пер. с англ.– проверка)– система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического процесса или свойств личности. Применяется в научно-исследовательских и практических целях. Для проведения исследования необходимы: 1) комплекс опробованных заданий; 2) четкая стандартизация внешних условий тестирования; 3) наличие системы оценивания и интерпретации получаемых результатов; 4) использование при оценке определенных норм, которыми являются средние показатели выполнения данного теста представительной выборкой испытуемых. Тестовые оценки имеют относительный характер. Т. необходим лишь для установления диагноза, указания места, занимаемого исследуемым относительно соответствующей нормы. Первый тест появился в конце XIX в., его автором был двоюродный брат Ч. Дарвина сэр Гальтон. Он считал, что естественный отбор надо заменить искусственным. В 1884 г. на Международной выставке здоровья он за 3 пенса производил антропометрические изменения. Затем Бине ввел тест интеллекта и т. д. В США есть институт Роршаха, автора известного проекционного Т. В частности, по этому Т. проходит распределение молодых солдат по родам войск, а также отбор при приеме на работу. Т. Роршаха создает беспорядочную информацию. Из этой информации человек создает свои мифы, а расшифровка этих мифов– дело специалистов. Основные показатели Т.– движение и цвет. Движение в Т. характеризует интеллект. В кляксе надо выделить фигуру, наделить ее некоторыми свойствами и увидеть ее в реальности. При анализе Т. рассматривается реакция на разный цвет. Роршах также первый ввел цвет как способ исследования человека. Если Т. создан для измерения одного свойства, его называют гомогенным. Совокупность гомогенных Т., связанных общей концепцией или теорией измерения разных свойств личности, образует гетерогенный Т. Личностные Т. включают личностные опросники, проективные Т. и Т. деятельности (ситуационные). Практически все современные западные личностные Т. возникли как средства клинической диагностики. Опросники имеют свои положительные и отрицательные качества. Наиболее популярны опросники Дж. Кеттела, Г. Айзенка, Миннесотский многомерный личностный опросник и др. Проективные методики, которые характеризуются созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность различных интерпретаций, ориентированы на выявление неосознаваемой мотивации и позволяют опосредованно моделировать самые разные жизненные ситуации, выявлять субъективные ценности, интересы, склонности и т. д. В них используются свободный выбор ответа, свобода во времени, а характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Т. деятельности используют перцептивные, когнитивные или оценочные задачи, оценку себя, своих личностных характеристик. Эффективность Т. во многом зависит от квалификации исследователя. Кроме личностных Т. есть еще Т. успеваемости, Т. способностей и Т. интеллекта. Т. успеваемости применяют для определения уровня знаний, умений, навыков, полученных личностью в учебной и профессиональной деятельности. Т. способностей (общих и специ альных) применяют для оценки уровня и прогнозирования развития определенных способностей личности. Т. интеллекта предназначены для определения уровня развития мышления, его гибкости, логичности и т. д. Т. могут быть аппаратурными, бланковыми, устными, индивидуальными, групповыми и т. д. Их применение, например в вузе, позволяет изучить уровень притязаний студентов, психические процессы, способности и другие особенности. В ряде вузов Т. применяют наряду с другими методами при отборе для определения профессиональной пригодности абитуриентов.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ТЕСТ
система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида - объекта наблюдения. Стандартизованная методика психодиагностическая, инструмент для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные или невербальные ответы или через другие виды поведения. Позволяет получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств, количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества - интеллектуальные или перцептивные способности, двигательные функции или личностные особенности, порог появления тревоги или досады в определенной ситуации, или же интерес, проявляемый к некоему виду активности. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве коих могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий (исключение составляют тесты критериально-ориентированные). Результаты выполнения тестовых заданий служат индикаторами психических свойств или состояний. Из всех методик психодиагностических к тестам применяются самые строгие требования касательно валидности, надежности, точности и однозначности.
Однако при использовании тестов возникает немало проблем. Одна из них связана со способом нормализации теста.
От других средств проверки свойств личности тест отличается соответствием требованиям надежности, точности и валидности. Тест, созданный для измерения одного свойства, называется гомогенным. Совокупность тестов гомогенных, связанная общей концепцией или теорией измерения различных свойств личности, образует тест гетерогенный.
История тестов как научно обоснованного метода измерения началась с конца XIX в. Родоначальником тестов считается Д. Кеттелл; большой вклад в его развитие внес Ф. Гальтон.
Существует достаточно развитая теория тестов. На первом этапе ее создания основное внимание уделялось повышению качества измерений психологических на основе классического аппарата теории погрешностей измерений. Позднее теория тестов психологических стала развиваться на базе анализа латентно-структурного (П. Лазарсфельд и пр.) и связанного с ним ряда математических моделей измерения. На смену классической теории тестов пришла "математическая теория оценки качества заданий и параметров личности". На ее основе делаются все современные тесты. Использование этой теории позволяет построить характеристические кривые заданий теста, отражающие эффективность их работы применительно каждого испытуемого. Это обусловливает широкое применение тестирования адаптивного - в зависимости от целей исследования и возможностей испытуемых.
Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям - в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения:
1) по предмету тестирования - качеству, оцениваемому тестом - различаются тесты интеллекта, тесты личностные и тесты межличностные;
2) по особенностям используемых задач - различаются тесты практические, тесты образные и тесты словесные;
3) по характеру материала для испытуемых - различаются тесты бланковые и тесты аппаратурные;
4) по объекту оценивания - различаются тесты процессуальные, тесты достижений, тесты способностей, тесты состояний и свойств (-> тест состояний | свойств). Сверх того, выделяются тесты групповые и индивидуальные.
Тесты интеллекта часто выделяются в отдельную группу: к ним обращаются, когда нужно точно определить общий уровень развития интеллектуального (-> развитие умственное: уровень).
Особую группу составляют тесты проективные, основанные не на прямой, но косвенной оценке качеств испытуемого. Оценка получается путем анализа того, как испытуемый воспринимает и интерпретирует некие многозначные объекты: сюжетно-неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные фразы и пр. Предполагается, что в ходе тестирования он неосознанно "вкладывает"-"проецирует" самого себя.
Как метод тестирования в исключительных случаях применяется эксперимент психодиагностический - в основном, когда выявление и оценка нужного качества иным способом не представляется возможным.
Самые существенные признаки тестов:
1) стандартизованность предъявления и обработки результатов;
2) независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;
3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными - полученными в тех же условиях в достаточно репрезентативной группе.
Разработка тестов предполагает их статистическую) проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности. Как к методам точной диагностики, к ним предъявляются особые требования:
1) адаптированность к данной стране и данным условиям (-> адаптированность социокультурная);
2) простота формулировок и однозначность тестовых заданий (-> задание: простота | однозначность);
3) ограниченное время выполнения заданий (-> задание: ограниченность временная);
4) наличие норм тестовых для данного теста. Помимо того, к ним предъявляются требования, типичные для всех методик психодиагностических: валидность, надежность, однозначность и точность.
Кроме требований к собственно тестам, существуют определенные строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов (-> тестирование: правило).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Новый тест для оценки течения ХОБЛ: САТ тест

Белевский Андрей Станиславович
Читать PDF
0.00 байт

Тест Роршаха в психодиагностике факторов наркозависимости

Кувшинникова Борисовна Кувшинникова
В данной статье рассматриваются факторы наркозависимости, выявляемые проективной методикой Роршаха.
Читать PDF
0.00 байт

Проектный тест «Чатуранга»

Шорин Александр Георгиевич
Описан способ тестирования под названием «Чатуранга», позволяющий в считанные минуты узнать о человеке больше, чем за долгие часы традиционных тестирований.
Читать PDF
0.00 байт

Психогеометрический тест индивидуальных личностных акцентуаций

Мильруд Радислав Петрович
Psychogeometric test of individual personality accentuations" Psychogeometric test can be used to study personal accentuations of individual character.
Читать PDF
0.00 байт

Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер»

Русалов Владимир Михайлович, Манолова Олеся Николаевна
В статье описан тест-опросник, позволяющий осуществлять экспресс – диагностику с высокой валидностью.
Читать PDF
0.00 байт

Тест дерева и его использование в исследовании жизнеспособности человека

Рыльская Елена Александровна
В предлагаемой статье представлены результаты изучения личностных особенностей человека в контексте его общей жизнеспособности, полученные посредством проективного метода «Тест Дерева».
Читать PDF
0.00 байт

Цветовой тест отношений: возможности применения в социологии

Ткач Валерия Петровна
Статья посвящена анализу познавательных возможностей цветовых тестов в социологии.
Читать PDF
0.00 байт

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест FPI) в онтогенезе человека

Краузе Т. М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5].
Читать PDF
0.00 байт

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест сан) в онтогенезе человека

Краузе Т. М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5].
Читать PDF
0.00 байт

Стандартизация методики «Дифференциальный тест перфекционизма»

Золотарева Алена Анатольевна
Представлены обзор основных теоретических взглядов на природу нормального и патологического типов перфекционизма, результаты конструирования и проверки психометрических показателей методики «Дифференциальный тест перфекционизма»Th
Читать PDF
0.00 байт

Тест Роршаха: случайности восприятия и закономерности воображения

Ванеян С. С.
Статья посвящена теории и практике психологического тестирования, т. е. выявлению особенностей психики посредством некоторого эксперимента-теста.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование ценностного компонента образа мира молодежи: модифицированный тест Р. Инглхарта-м. Яниц

Базарова Долгор Раднанимаевна
Статья посвящена исследованию ценностного компонента образа мира молодежи Байкальского региона модифицированным тестом ценностных ориентаций Р. Инглхарта М.С. Яницкого.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ТЕРКИ, ТЕСТ ЗНАЧИМЫХ РАЗЛИЧИЙ ПО ЧЕСТНОСТИ. Post hoc ТЕСТ

    используемый после того, как дисперсионный анализ или другой тест показал общую значимость. Он позволяет сравнить все возможные пары средних, не изменяя критерия ошибки типа I на данном уровне зна
  • ТЕСТ-ОПЕРАЦИЯ-ТЕСТ-ВЫХОД

    См. ТОТВ.
  • СТЬЮДЕНТА, ТЕСТ t-тест

    Данное тесту имя Стьюдент – псевдоним. Он был выбран в 1908 г. разработчиком теста Уильямом С. Госсетом, химиком пивоваренных заводов Гиннесс, когда компания не позволила ему издать его исследования
  • ЧАСТЕЙ ПРОПУЩЕННЫХ ТЕСТ (ФРАГМЕНТОВ ПРОПУЩЕННЫХ ТЕСТ)

    общее название любых психологических тестов, в которых задача испытуемого состоит в том, чтобы обнаружить пропущенные части (детали, фрагменты) чего-либо. Такие задания нередко используются в тес
  • ПОНИМАНИЯ ТЕСТ (ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ)

    психологический тест, предназначенный для оценки степени понимания человеком чего-либо, например, ситуации, принципов или некоторого, предварительно представленного ему материала.
  • РОРШАХА ТЕСТ (РОРШАХА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН ТЕСТ)

    известный проективный личностный тест, разработанный немецким врачом-психиатром Г. Роршахом. Стимульным материалом в этом тесте являются бесформенные симметричные черно-белые или цветные черни
  • РОЗЕНЦВЕЙГА ТЕСТ (ТЕСТ ФРУСТРАЦИОННЫЙ РОЗЕНЦВЕЙГА)

    один из личностных тестов, предназначенный для оценки степени агрессивности человека по характеру типичных для него реакций на фрустрацию. Основу Р.т. составляют 24 рисунка, на которых изображены
  • ТЕСТ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ (ТЕСТ СТАНДАРТИЗОВАННЫЙ)

    тест, подвергнутый процедуре стандартизации, в результате которой отрабатывается его содержание, определяется процедура его применения и устанавливаются тестовые нормы. Кроме того, в процессе с
  • ТЕСТ СВОБОДНЫЙ ОТ КУЛЬТУРЫ (ТЕСТ НЕЗАВИСИМЫЙ ОТ КУЛЬТУРЫ)

    тест, разработанный таким образом, чтобы его результаты не зависели от культуры, в которой он применяется, чтобы его можно было с успехом использовать в условиях самых разных культур. Существуют, о
  • ЗАВЕРШЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ ТЕСТ (ЗАВЕРШЕНИЯ КАРТИНОК ТЕСТ)

    психологический тест, в котором испытуемому предъявляется серия незавершенных изображений, а его задача состоит в том, чтобы как можно быстрее найти и назвать недостающую часть каждого изображен
  • ТЕСТ РАВЕН А

    см. Прогрессивные матрицы Равена.
  • Тест на абстрагирование

    тест на способность совершать умственную операцию абстрагирования, то есть исключать из серии предъявленных стимулов лишний, не относящийся по существенным признакам к остальным стимулам.
  • ТЕСТ АДДИТИВНЫЙ

    относятся к тестам проективным. Среди этой группы тестов популярны методики, предусматривающие завершение фразы и завершение истории. Существуют многочисленные варианты. Фразы предлагаются исх
  • Тест тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации

    Ревалидизация Ю. М. Орлова, Н. Д. Твороговой. ТАТ - проективная методика, усовершенствованная Р. Хейнсом, Д. Вероффом и Д. Аткинсоном (1958), к-рые разработали структурированный ТАТ для измерения мотивов
  • Тест мотивации аффилиации

    ТМА). А. Мехрабиан. Адаптация М. Ш. Магомед-Эминова. Предназначен для измерения мотивации аффилиации. Мотивация аффилиации понимается как мотивационный процесс, актуализирующийся в ситуации приоб
  • Тест Этническая аффилиация

    Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова. Предназначен для исследования этнич. аффилиативных тенденций. В кач. эмпирических оснований изучения выраженности мотива этнич. аффилиации использовались 3 критерия, в
  • Самочувствие. Активность. Настроение. Тест

    разновидность опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г. САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар
  • Мичиганский алкоголизма скрининг-тест

    Michigan Alcoholism Screening Test) — опросник-анкета. Опубликован М. Селзером в 1971 г. М. а. с.-т. предназначен для раннего выявления патологического пристрастия к алкоголю. Тест состоит из 25 вопросов, касающихся н
  • Тест американского института права

    American Law Institute test) - официальный тест на умопомешательство, подтверждающий, что человек при совершении преступления находился в состоянии безумия, если из-за психического расстройства он не мог отли
  • ТЕСТ СТРУКТУРЫ Я ПО АММОНУ

    ИСТА) «ИСТА формулировался на основе гуманструктуральной теории» испытывался на клиническом опыте и используется для гуманструктуральной диагностики. С помощью отдельных значений шкал гуманны