Тест Этническая аффилиация
Тест «Этническая аффилиация»
Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова. Предназначен для исследования этнич. аффилиативных тенденций. В кач. эмпирических оснований изучения выраженности мотива этнич. аффилиации использовались 3 критерия, выделенные Г. Триандисом как основа аллоцентрического типа личности. Критерии: 1) подчинение индивидуальных целей групповым; 2) выраженная идентификация со своей этнич. группой; 3) восприятие себя как части группы, а группы как продолжения самого себя. Аллоцентризм-идеоцентризм рассматриваются Г. Триандисом и его коллегами как измерения социокультурной размерности «коллективизм-индивидуализм» на личностном уровне (Triandis, Leung, Villareal, Clack, 1985). В соответствии с вышеперечисленными критериями были отобраны 9 пар ценностных суждений по принципу противопоставления ориентации на группу и ориентации на личность. Примеры индикаторов, отражающих высокую потребность в этнич. принадлежности («этноаффилиативные тенденции»): «В жизни необходимо придерживаться норм и правил, выработанных в культуре своего народа», «Интересы народа должны быть важнее, чем проблемы и интересы отдельной личности». Примеры индикаторов, отражающих низкую потребность в этнич. принадлежности («антиэтноаффилиативные тенденции»): «Совр. человеку не обязательно чувствовать себя частью какого-нибудь народа», «В своих поступках следует руководствоваться скорее личными интересами, чем какими-либо другими, в т. ч. и национальными». Лит.: Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Triandis H., Leung K., Villareal M., Clack F. Allocentric versus ideocentric tendencies // J. of Research in Personality. 1985, № 19. Г. У. Солдатова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011