ТЕСТ ДОСТИЖЕНИЙ
ТЕСТ ДОСТИЖЕНИЙ
тест, предназначенный для определения степени освоения испытуемым определенной области знаний или умений.
Тесты достижений
тип психодиагностических методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и умений.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки.
Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
группа психологических тестов, в основу которых положена оценка практических достижений человека в тех или иных видах деятельности, а также в решении различных задач.
Тест достижений
(achievment test) — тест для оценки качества усвоения школьной программы, например правил правописания или арифметики; обычно этот тест проходят все дети на определенных ступенях обучения.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
ТЕСТ ДОСТИЖЕНИЙ
Любой тест, разработанный для выявления наличных навыков или умений индивида. Ср. с. тестом (для проверки) годности, который разрабатывается для оценки потенциальных возможностей, способности достичь определенных результатов, в идеальном случае – независимо от имеющихся знаний.
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей, однако в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникающие в итоге разнообразного жизненного опыта.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Тесты достижений
англ. test — испытание, проба] — методики психологической диагностики, выявляющие степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Т. д. выявляют то, что испытуемым усвоено. Это отличает их от тестов способностей, которые выявляют обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта. К.М.Гуревич
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
тип тестов, в которых основным стимульным материалом являются задачи, решаемые испытуемыми, или выполняемые ими действия (виды деятельности). По итогам решения соответствующих задач, по совершаемым действиям и результатам деятельности, т. е. по реальным достижениям испытуемых судят о развитии у них тех психологических свойств, которые подлежат оценке. Чаще всего Т.д. используется при диагностике способностей, умений и навыков людей. См. навык, способности, тест психологический, умение.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
англ. achievement tests) - тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Т. д. конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.). Т. д. широко применяются при отборе в высшие учебные заведения. В ряде стран результаты выполнения этих тестов заменяют традиционные экзаменационные оценки. Т. д. используются также при профотборе. К Т. д. относятся критериально-ориентированные тесты (КОРТ). В традиционных тестах (напр., тестах интеллекта) балл определяется на основе статистической нормы, а результат говорит о "порядковом месте" человека в группе. В КОРТах балл свидетельствует о близости результатов испытуемого к внешнему нормативу. Норматив берется из содержания деятельности и соответствует чаще минимально-необходимому и реже - идеальному профилю достижений. Уровень выполнения Т. д. зависит как от специальных знаний, так и от общего интеллекта испытуемого. Широко распространены компьютерные тестовые системы, реализующие алгоритм адаптированного тестирования уровня достижений. Их применение позволяет генерировать новые задания, оптимизировать процедуру диагностики и облегчать интерпретацию данных. (В. Н. Дружинин.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ТЕСТ ДОСТИЖЕНИЙ
одна из методик психодиагностики; в отличие от тестов интеллекта, измеряют преимущественно сформированность тех или иных свойств - способностей, умений, навыков и знаний - в связи с конкретными программами подготовки. Выявляют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Служат для определения уровня учебных или профессиональных знаний, умений и навыков в конкретных дисциплинах, для оценки достижений в некоем виде деятельности, некоей сфере познания. Ориентированы на оценку достижений индивида вследствие специального обучения. Близки тестам способностей специальных (-> тест креативности), но выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта. Применяются в общем и профессиональном обучении - когда решается задача оценки способностей, умений и навыков испытуемого: при отборе, аттестации, экзамене и пр.
Тесты достижений включают в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. При этом оценивается, например, продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и пр.
Тесты достижений весьма многочисленны и широко распространены за рубежом, в том числе в школьной психодиагностике, сосуществуя с процедурами школьной оценки успеваемости, даже иногда заменяя их. Содержанием заданий близки к тестам интеллекта, но ориентированы на оценку конкретных достижений в данный момент.
Есть три вида тестов достижений:
1) тесты действия - предназначены для выявления умений выполнять действия с механизмами, материалами, инструментами;
2) тесты письменные - оформляются на специальных бланках с вопросами; испытуемым предлагается либо выбрать правильный ответ из нескольких, либо отметить на графике отображение описанной в вопросе ситуации, либо найти на рисунке ситуацию или деталь, дающую правильное решение вопроса;
3) тесты устные - заранее подготовленная система вопросов, на кои нужно ответить, причем необходимо предусмотреть трудности, могущие возникнуть из-за отсутствия опыта в формулировании ответа.
Тесты достижений включают в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. При этом оценивается, например, продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и пр.
Тесты достижений весьма многочисленны и широко распространены за рубежом, в том числе в школьной психодиагностике, сосуществуя с процедурами школьной оценки успеваемости, даже иногда заменяя их. Содержанием заданий близки к тестам интеллекта, но ориентированы на оценку конкретных достижений в данный момент.
Есть три вида тестов достижений:
1) тесты действия - предназначены для выявления умений выполнять действия с механизмами, материалами, инструментами;
2) тесты письменные - оформляются на специальных бланках с вопросами; испытуемым предлагается либо выбрать правильный ответ из нескольких, либо отметить на графике отображение описанной в вопросе ситуации, либо найти на рисунке ситуацию или деталь, дающую правильное решение вопроса;
3) тесты устные - заранее подготовленная система вопросов, на кои нужно ответить, причем необходимо предусмотреть трудности, могущие возникнуть из-за отсутствия опыта в формулировании ответа.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
тип психодиагностических методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний.
В отличие от тестов интеллекта, Т. д. отражают не столько влияние накопленного опыта, общих способностей на поведение и решение тех или иных задач, сколько измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на
эффективность обучения тому или иному комплексу знаний, формирование различных специальных умений. Таким образом, Т. д. ориентированы на оценку достижений индивида после завершения обучения.
Другой особенностью Т. д., отличающей их от тестов интеллекта, является их преимущественная направленность на измерение достижений испытуемых в изучаемой области к моменту обследования, в то время как исследование общих способностей предусматривает
в определенной степени и прогноз последующей критериальной деятельности, предсказание будущего развития.
Т. д. относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик по числу конкретных тестов и их разновидностей. Среди Т. д. имеются широкоориентированные тесты, применяемые для оценки навыков по основным, рассчитанным на продолжительное
время, целям обучения (тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы и т. д.). Некоторые из них предназначены для измерения влияния обучения на логическое мышление, приемы решения широкого круга задач. По содержанию заданий и
характеру получаемых результатов они наиболее близки тестам интеллекта. Широкоориентированные Т. д. дополняют комплексные тестовые батареи общих достижений, приспособленные для измерения интеллектуальных и практических навыков, охватывающих
универсальные области обучения.
Другую большую группу Т. д. составляют методики по конкретным учебным предметам (достижения в чтении и математике) и более специализированные Т. д., направленные на исследование усвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий
и т. д.
Т. д., применяемые в школьной психодиагностике, имеют заметные преимущества по сравнению с существующей оценкой успеваемости учащихся. Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, а не
конкретной совокупности знаний, как это имеет место при традиционной школьной оценке. Т. д. благодаря стандартизированной форме оценки позволяют соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам
с аналогичными показателями в классе или в любой другой выборке испытуемых. Безусловно, эта оценка носит более объективный характер и требует меньших затрат времени (большинство Т. д. являются тестами групповыми), чем традиционная школьная
оценка.
Применяя серию Т.д., можно изучать профиль овладения учащимся отдельными элементами учебных программ или достижений по разным предметам. Т. д. обычно компактны, большинство из них являются бланковыми методиками, многие предназначены для учителей.
Разработка Т. д., опирающихся на учебные программы, имеет ряд особенностей. Важным этапом является подбор контрольных задач тестовых, связанных с планируемой для теста валидностью содержательной. Узконаправленные Т. д. имеют ограниченную область
применения, распространяющуюся, как правило, на отдельные стадии обучения (учебный год, этапы учебной программы). Условием разработки и стандартизации таких Т. д. является опора на стандартные программы обучения.
Т. д. относятся к числу наиболее распространенных методов зарубежной школьной психодиагностики. В СССР Т. д. пока не нашли широкого применения.
В отличие от тестов интеллекта, Т. д. отражают не столько влияние накопленного опыта, общих способностей на поведение и решение тех или иных задач, сколько измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на
эффективность обучения тому или иному комплексу знаний, формирование различных специальных умений. Таким образом, Т. д. ориентированы на оценку достижений индивида после завершения обучения.
Другой особенностью Т. д., отличающей их от тестов интеллекта, является их преимущественная направленность на измерение достижений испытуемых в изучаемой области к моменту обследования, в то время как исследование общих способностей предусматривает
в определенной степени и прогноз последующей критериальной деятельности, предсказание будущего развития.
Т. д. относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик по числу конкретных тестов и их разновидностей. Среди Т. д. имеются широкоориентированные тесты, применяемые для оценки навыков по основным, рассчитанным на продолжительное
время, целям обучения (тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы и т. д.). Некоторые из них предназначены для измерения влияния обучения на логическое мышление, приемы решения широкого круга задач. По содержанию заданий и
характеру получаемых результатов они наиболее близки тестам интеллекта. Широкоориентированные Т. д. дополняют комплексные тестовые батареи общих достижений, приспособленные для измерения интеллектуальных и практических навыков, охватывающих
универсальные области обучения.
Другую большую группу Т. д. составляют методики по конкретным учебным предметам (достижения в чтении и математике) и более специализированные Т. д., направленные на исследование усвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий
и т. д.
Т. д., применяемые в школьной психодиагностике, имеют заметные преимущества по сравнению с существующей оценкой успеваемости учащихся. Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, а не
конкретной совокупности знаний, как это имеет место при традиционной школьной оценке. Т. д. благодаря стандартизированной форме оценки позволяют соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам
с аналогичными показателями в классе или в любой другой выборке испытуемых. Безусловно, эта оценка носит более объективный характер и требует меньших затрат времени (большинство Т. д. являются тестами групповыми), чем традиционная школьная
оценка.
Применяя серию Т.д., можно изучать профиль овладения учащимся отдельными элементами учебных программ или достижений по разным предметам. Т. д. обычно компактны, большинство из них являются бланковыми методиками, многие предназначены для учителей.
Разработка Т. д., опирающихся на учебные программы, имеет ряд особенностей. Важным этапом является подбор контрольных задач тестовых, связанных с планируемой для теста валидностью содержательной. Узконаправленные Т. д. имеют ограниченную область
применения, распространяющуюся, как правило, на отдельные стадии обучения (учебный год, этапы учебной программы). Условием разработки и стандартизации таких Т. д. является опора на стандартные программы обучения.
Т. д. относятся к числу наиболее распространенных методов зарубежной школьной психодиагностики. В СССР Т. д. пока не нашли широкого применения.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.