ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 2 определения термина ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ

Скорее подход к изучению коммуникативных актов, чем "теория". Основное внимание в нем уделяется проблемам передачи сигналов и сообщений. Это действительно межотраслевой подход, в нем используются данные инженерии, физики, связи, лингвистики, психологии, кибернетики и т.д. Подробнее см. информация (1).

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ

наука, изучающая свойства, количественные характеристики и методы кодирования информации. В основе Т. и. лежит определенный способ измерения количества информации, содержащейся в какихлибо данных (сообщениях). Наиболее развита статистическая Т. и., где сообщения рассматриваются как случайные процессы. В Т. и. устанавливается связь между количеством информации, содержащейся в сообщении, и необходимой длиной кода, способного передать это сообщение с заданной надежностью при заданном уровне помех. Т. и. широко используется в кибернетике и теории связи для определения пропускной способности канала связи, оптимального кодирования информации, отыскания оптимальных в смысле скорости и надежности способов передачи информации. Методы Т. и. применяются в инженерной психологии при решении ряда задач. Во-первых, количество перерабатываемой информации может служить мерой сложности работы оператора, следовательно, такой способ позволяет сравнивать между собой различные виды операторской деятельности. Во-вторых, зная количество информации, можно оценить время, которое затрачивает оператор на переработку этой операции, поскольку между ними в ряде случаев существа информации позволяет согласовать скорость ее поступления с психофизиологическими возможностями оператора по ее приему и переработке, т. е. с его пропускной способностью. В-четвертых, методы Т. и. могут применяться для определения количества информации, необходимой и достаточной оператору для организации процесса управления.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-педагогические аспекты применения теории информации в учебном процессе с учетом педагогиче

Лахатова М.И.
Рассматривается моделирование педагогического взаимодействия «преподаватель студент» в учебном процессе вуза в качестве канала с помехами. Предлагается формализация психолого-педагогических аспектов процесса усвоения знаний.
Скачать PDF

Развитие моделей информационного поведения с позиции обобщенной психологической теории деятельности

Горюнова Л. Н.
Информационное поведение определяют как совокупность действий, связанных с получением и передачей информации, включая информационный поиск и использование информации. В статье рассматриваются человеко-ориентированные модели информационного поведения. Модели анализируются с точки зрения обобщенной теории деятельности Г. В. Суходольского. Выделены морфологическая, аксиологическая, праксиологическая и онтологическая модели информационного поведения.
Скачать PDF

Информационные войны современности: некоторые вопросы теории

Макарова Инна Викторовна, Беззапонный Александр Сергеевич
Скачать PDF

Основания для классификации психологических теорий восприятия информации

Первушина Нина Андреевна
Анализируется возможность упорядочивания психологических теорий восприятия визуальной информации для определения их границ применимости. Восприятие понимается как часть информационного процесса, интерпретируемого в рамках постнеклассической парадигмы. Это находит отражение в методологии информационно-синергетического подхода, разработанного И. В. Мелик-Гайказян. Поэтому главные положения и модели информационно-синергетического подхода выбраны в качестве основания для классификации психологических теорий восприятия визуальной информации. Изложены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 14-06-00440; проекта № 155 «Методология моделирования семиотических механизмов управления нелинейной динамики образовательных систем» государственного задания для ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет».
Скачать PDF

Информационная теория психики Л. М. Веккера в решении концептуальных и практических проблем нейропси

Вассерман Людвиг Иосифович, Чередникова Татьяна Владимировна, Логвинова Ирина Владимировна
В статье кратко рассматриваются актуальные проблемы нейропсихологических теорий и исследований внимания, его развития и нарушений в онтогенезе. Оценивается значение общих психологических принципов, сформулированных в информационной теории психики Л. М. Веккера, для решения этих проблем. Обосновывается продуктивность обращения детской нейропсихологии к фундаментальным закономерностям информационной организации психики, к понятиям основных и сквозных психических процессов, к представлениям об их иерархии и связях с многоуровневым мозговым носителем. Эти положения демонстрируются на примере объяснения конкретных экспериментальных фактов из области нейропсихологии внимания, устранения противоречий между некоторыми конкурирующими частными гипотезами, а также на примере разработки перспективных методов психодиагностики и психокоррекции расстройств когнитивного развития у детей. Библиогр. 34. Ил. 3.
Скачать PDF

Информационная теория психических процессов Л. М. Веккера в решении актуальных проблем патопсихологи

Чередникова Татьяна Владимировна
По авторской методике «Цветоструктурирование графического образа» в генетико-моделирующем эксперименте методом поперечяых срезов была исследована большая выборка детей и подростков, здоровых и с разной патологией психического развития. В резулггате были выявлены статистически достоверные возрастные и нозологические различия между испытуемыми исследованных груш по пространственным и модальностно-интенсивностным характеристикам их раскрасок тестового рисунка. Это подтвердило валцность разработанной методики в дифференциальной диагностике нарушений умственного развития. Анализ выявленных различи) в рамках информационной теории психических процессов Л.М. Веккера позволил сформулировать психологическую сущность нэдушений интеллекта и предложить универсальный инструмент психологического измерения уровней интеллектуального развития на «сновании общей системы единиц измерения первичных свойств психики пространственно-временных и модальност-но-интенсивюстных.
Скачать PDF

Теория смысла и смыслообразова-ния как методологическая составляющая концепции информационной безопа

Абакумова Ирина Владимировна, Слинько Анна Евгеньевна
Существенной составляющей методологии концепции информационной безопасности детей и подростков должна стать современная теория смысла и смыслообразования, поскольку именно в контексте данной теории наиболее полно раскрыты и описаны механизмы формирования ценностей на определенных этапах возрастного развития.
Скачать PDF

Эмпирическая проверка теории обработки социальной информации и влияние эмоций в ситуациях насилия

Боуэн Кендра Н., Робертс Дженнифер Дж., Коушэн Эрик, Бартула Аарон
Цель: исследование процесса принятия решений в ситуациях, связанных с высокой степенью риска насилия. Методы: формально-юридический, социологический, метод иерархического обобщенного линейного моделирования. Результаты: в криминологии при изучении процесса принятия решений у правонарушителя обычно применяется подход рационального выбора. Однако этот подход не учитывает комплексного взаимодействия ситуационных, когнитивных, эмоциональных и личностных факторов, которые оказывают влияние на процесс принятия решения о совершении правонарушения. С этой целью в данной статье исследуется процесс принятия решений в ситуациях, связанных с высокой степенью риска агрессии, и обращается особое внимание на аспекты обработки социальной информации и показатели эмоционального состояния. В статье рассматриваются данные о 236 недавно приговоренных к тюремному заключению преступниках, включая их персональные данные и сообщения о случаях насилия и избегания насилия ( n = 466). Научная новизна: в статье впервые обосновано, что ряд аспектов ситуационной обработки социальной информации и ряд показателей эмоционального состояния (такие как интерпретация намерений, постановка цели и выработка реакции) являются значимыми прогностическими факторами повышения агрессии, а следовательно, повышения вероятности совершения правонарушения.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с выявлением и устранением причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оказанием воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.Objective: to study the decision-making process in high-risk-for-violence situations.Methods: formal-legal, sociological, method of hierarchical generalized linear modeling.Results: criminological research has favored the rational choice perspective in studying offender decision making. However, this theoretical approach does not take into account the complex interplay of situational, cognitive, emotional, and person factors that likely influence criminal decision making. To that end, the current study examines decision making in high-risk-for-violence situations focusing on social information processing and emotional state variables. The current study utilizes a sample of 236 newly incarcerated jailed inmates who provide personal level data and situational reports of violent and avoided violence situations (n = 466).Scientific novelty: the findings for the first time show that several situational, social information processing, and emotion variables, such as intent interpretation, goal, and response generation, are significant predictors of the escalation of violence, hence increasing the probability of committing a crime.Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and law-enforcement activities when considering the issues of identifying and eliminating the reasons and conditions of crime committing, as well as with influencing the individuals in order to prevent crimes or anti-social behavior.
Скачать PDF

О ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Седякин В.П., Соловьев И.В., Разливинская С.В.
Бурное развитие современных информационных и когнитивных технологий побуждает к пересмотру теоретических основ процессов информационного взаимодействия. Одной из последних является теория информационных потребностей. Одному, довольно общему подходу к информационным потребностям, посвящена настоящая статья.
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Стигма: теория и практика

Кнуф Андреас, Эпов Лев Юрьевич
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!