ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ

Найдено 4 определения термина ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

теория эмоций информационная (теория эмоций П.В. Симонова)

отечественная информационная теория эмоций на десятилетия опередившая подобные выводы зарубежных ученых. Ее суть: эмоция есть отражение (функция от) какой-либо актуализированной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субьект оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта. Это можно выразить и в виде формулы: Э = f (П, (Ин – Ис)...), где f – функция; П – актуализированная потребность; Ин – информация наличная о путях удовлетворения актуализированной потребности; Ис – информация необходимая для ориентации индивида в ситуации и удовлетворения актуализированной потребности.

Оцените определение:

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Теория эмоций информационная

Концепция, согласно которой эмоции определяются актуальными потребностями и возможностью их удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Теория представлена в 1964 г. отечественным физиологом П.В. Симоновым. Им же предложена формула, по которой выраженность эмоции прямо пропорциональна интенсивности потребности, помноженной на разность между необходимой и имеющейся информацией о возможности ее удовлетворения. В связи с этим им предложена формула Э = П (Ин – Ии), в которой Э – эмоции, П – потребность, Ин – информация необходимая, Ии – информация имеющаяся.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ

концепция, согласно коей эмоции определяются некоей актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Субъект оценивает эту вероятность на базе врожденного и ранее обретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно надобных для удовлетворения потребности, с текущей информацией. Вероятность достижения цели может прогнозироваться и на осознаваемом, и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности при поступлении новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизовать - усилить, продлить, повторить положительные эмоции и минимизовать - ослабить, прервать, предотвратить отрицательные определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации поведения целенаправленного.

Теория эмоций информационная разработана в 1964 г. П. В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов. В 1984 г. Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую назвали общим законом человеческих эмоций.

Теория эмоций информационная позволяет использовать регистрируемые правления эмоций - мимику, голос, изменения физиологических функций и активности электрической мозга как индикаторы потребности субъекта и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных эмоций с позиций этой теории привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей - витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных - потребности в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребности в преодолении препятствий на пути к цели (именуемой обычно волей). Среди социальных различаются потребности "для себя", осознаваемые субъектом как права, и потребности "для других", осознаваемые в качестве обязанностей.

В ходе экспериментальной разработки теории эмоций информационной:

1) выявлены структуры мозга головного, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза состояний эмоциональных;

2) проанализированы закономерности и механизмы появления стресса эмоционального, его роль в формировании заболеваний невротических и психосоматических.

Теория эмоций информационная позволила предложить методы диагностики степени напряжения эмоционального у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и пр.), и меры профилактики этого напряжения.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ

концепция, согласно которой степень эмоционального напряжения Э количественно зависит от степени потребности (влечения, мотивации) П- а также разности между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности (Ип), и информацией, реально имеющейся у человека (Ир). Указанные отношения выражаются формулой: Э = -П(ИП—Ир). При пользовании этой формулой следует иметь в виду, что она носит всего лишь дискурсивный характер. Количество информации тесно связано и определяется вероятностью достижения цели. Ее оценку человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и неосознанном уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации (И р>Ип) порождает положительные эмоции, падение этой вероятности (И р

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Философский анализ становления современной теории эмоций

Куликов С. Б.
В статье отстаивается тезис о том, что становление современной теории эмоций раскрывает особенный вариант самосознания, в рамках которого научный поиск соответствует средству прояснения вопроса, являе
Читать PDF

Концепт «Эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений

В статье анализируется содержание субконцептов понятийного и прототипического компонентов концепта «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений.
Читать PDF

Проблема эмоционального стресса и агрессивности: теории возникновения и методики их изучения

Нотова С.В., Петросиенко Е.С.
В статье раскрывается актуальность изучения эмоционального стресса и агрессивности в условиях стремительного роста преступности, особенно среди подростков, рассматриваются различные теории формировани
Читать PDF

Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике

Робертс Ричард Д., Мэттьюс Джералд, Зайднер Моше, Люсин Дмитрий Владимирович
Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими. Обсуждаются различные определения ЭИ и его связи с другими психологическими конструктами.
Читать PDF

Экзистенциально-аналитическое понимание эмоциональности: теория и практика

Лэнгле Альфрид Антон
В статье дается краткое введение в экзистенциальный анализ (ЭА), в сжатом виде описано, как развивался этот феноменологический подход, приведены его основные положения.
Читать PDF

Мотивационная функция эмоций в «Теории связей»

Пырьев Евгений Александрович
В статье отстаивается позиция, что эмоция появляется как отражение состояния связи человека с предметом.
Читать PDF

Композиционная теория эмоций: к пониманию моральных эмоций и любви

Бреслав Гершон Моисеевич
В современной психологии эмоций представляется актуальным не только сбор и анализ конкретных эмпирических данных, но и попытки их теоретического осмыcления, которы- ми изобиловала психология ХХ в.
Читать PDF

Эмпирическая проверка теории обработки социальной информации и влияние эмоций в ситуациях насилия

Боуэн Кендра Н., Робертс Дженнифер Дж., Коушэн Эрик, Бартула Аарон
Цель: исследование процесса принятия решений в ситуациях, связанных с высокой степенью риска насилия.
Читать PDF

ВООБРАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ, ТЕОРИЯСОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА*

Хименес-Даси Марта, Понс Франсиско, Бендер Патрик К.
Феномену воображаемых друзей (ВД) в психологии развития уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что его можно наблюдать примерно у 25% детей дошкольного возраста.
Читать PDF

Развитие моделей информационного поведения с позиции обобщенной психологической теории деятельности

Горюнова Л. Н.
Информационное поведение определяют как совокупность действий, связанных с получением и передачей информации, включая информационный поиск и использование информации.
Читать PDF

Исследование влияния «Информационного» и «Энергетического» аспектов деятельности на эмоции

Горбатков Александр Алексеевич
Содержанием работы является попытка эмпирической верификации ранее разработанных автором «информационной» и «энергетической» моделей деятельностной динамики эмоций.
Читать PDF

Информационные войны современности: некоторые вопросы теории

Макарова Инна Викторовна, Беззапонный Александр Сергеевич

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!