ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Теория эмоций информационная
Концепция, согласно которой эмоции определяются актуальными потребностями и возможностью их удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Теория представлена в 1964 г. отечественным физиологом П.В. Симоновым. Им же предложена формула, по которой выраженность эмоции прямо пропорциональна интенсивности потребности, помноженной на разность между необходимой и имеющейся информацией о возможности ее удовлетворения. В связи с этим им предложена формула Э = П (Ин – Ии), в которой Э – эмоции, П – потребность, Ин – информация необходимая, Ии – информация имеющаяся.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ
психофизиологическая теория эмоций, предложенная П.В. Симоновым. Согласно И.т.э., эмоции возникают в результате актуализации потребностей человека и зависят от необходимой и наличной (имеющейся в распоряжении человека) информации, связанной с удовлетворением его потребностей. Эта зависимость в И.т.э. П.В. Симоновым представлена в виде следующей формулы: Э = F (П, (Ин – Ис, …)), где Э-эмоция, ее сила и качество; П-величина актуальной потребности; Ин-информация, о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; Ис-информация о средствах удовлетворения потребности, которыми человек реально располагает в данный момент времени. См. эмоции (теории).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

теория эмоций информационная (теория эмоций П.В. Симонова)

отечественная информационная теория эмоций на десятилетия опередившая подобные выводы зарубежных ученых. Ее суть: эмоция есть отражение (функция от) какой-либо актуализированной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субьект оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта. Это можно выразить и в виде формулы: Э = f (П, (Ин – Ис)...), где f – функция; П – актуализированная потребность; Ин – информация наличная о путях удовлетворения актуализированной потребности; Ис – информация необходимая для ориентации индивида в ситуации и удовлетворения актуализированной потребности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ
концепция, согласно которой степень эмоционального напряжения Э количественно зависит от степени потребности (влечения, мотивации) П- а также разности между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности (Ип), и информацией, реально имеющейся у человека (Ир). Указанные отношения выражаются формулой: Э = -П(ИП—Ир). При пользовании этой формулой следует иметь в виду, что она носит всего лишь дискурсивный характер. Количество информации тесно связано и определяется вероятностью достижения цели. Ее оценку человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и неосознанном уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации (И р>Ип) порождает положительные эмоции, падение этой вероятности (И р

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ
концепция, согласно коей эмоции определяются некоей актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Субъект оценивает эту вероятность на базе врожденного и ранее обретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно надобных для удовлетворения потребности, с текущей информацией. Вероятность достижения цели может прогнозироваться и на осознаваемом, и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности при поступлении новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизовать - усилить, продлить, повторить положительные эмоции и минимизовать - ослабить, прервать, предотвратить отрицательные определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации поведения целенаправленного.
Теория эмоций информационная разработана в 1964 г. П. В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов. В 1984 г. Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую назвали общим законом человеческих эмоций.
Теория эмоций информационная позволяет использовать регистрируемые правления эмоций - мимику, голос, изменения физиологических функций и активности электрической мозга как индикаторы потребности субъекта и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных эмоций с позиций этой теории привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей - витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных - потребности в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребности в преодолении препятствий на пути к цели (именуемой обычно волей). Среди социальных различаются потребности "для себя", осознаваемые субъектом как права, и потребности "для других", осознаваемые в качестве обязанностей.
В ходе экспериментальной разработки теории эмоций информационной:
1) выявлены структуры мозга головного, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза состояний эмоциональных;
2) проанализированы закономерности и механизмы появления стресса эмоционального, его роль в формировании заболеваний невротических и психосоматических.
Теория эмоций информационная позволила предложить методы диагностики степени напряжения эмоционального у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и пр.), и меры профилактики этого напряжения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
255.97 кб

Концепция модернизации инженерного образования на основе информационной теории эмоций

Горбунов В. И.
В качестве исходной теоретической базы модернизации современного инженерного образования в России автором предлагается информационная теория эмоций.

Похожие термины:

  • СИМОНОВА ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ

    Симонов, 1964) – рассматривает эмоции в качестве реакции организма на ситуацию информационного дефицита. Положительными, согласно теории, являются эмоции, которые связаны с устраняющими этот дефиц