Семантическая сеть СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 1 определение:

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ

одно из направлений в теории информации, учитывающее семантический (см. Семантика) аспект информации. Этот аспект применительно к проблематике инженерной психологии определяется содержанием, смыслом информации, который она несет оператору. Этот вопрос в теории информации разработан наиболее слабо, что обусловлено как трудностью количественной оценки смысловой стороны информации, так и недостаточной определенностью самого этого понятия. Один из наиболее плодотворных подходов к определению количества семантической информации применительно к деятельности оператора разработан К. С. Козловым. Этот подход основан на том, что необходимым условием применения С. т. и. является определение исходного множества «обслуживаемых» и функциональных элементов системы, выявление многоуровневой структуры этого множества, знание алгоритмов функционирования системы. Семантическая информация делится на два вида: структурную и функциональную. Первая основывается на статических множествах, элементы которых не изменяют свои состояния во времени. Этот вид информации используется человеком для ориентировочной деятельности. Вторая составляющая (функциональная) базируется на динамических множествах и представляет собой информацию о состояниях элементов множества и действиях, с помощью которых осуществляется требуемое движение элементов множества. Этот вид информации используется человеком для исполнительной деятельности. На основании такого теоретико-множественного подхода получены формулы для количественного определения семантической информации.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-педагогические аспекты применения теории информации в учебном процессе с учетом педагогиче

Лахатова М.И.
Рассматривается моделирование педагогического взаимодействия «преподаватель студент» в учебном процессе вуза в качестве канала с помехами. Предлагается формализация психолого-педагогических аспектов процесса усвоения знаний.
Скачать PDF

Развитие моделей информационного поведения с позиции обобщенной психологической теории деятельности

Горюнова Л. Н.
Информационное поведение определяют как совокупность действий, связанных с получением и передачей информации, включая информационный поиск и использование информации. В статье рассматриваются человеко-ориентированные модели информационного поведения. Модели анализируются с точки зрения обобщенной теории деятельности Г. В. Суходольского. Выделены морфологическая, аксиологическая, праксиологическая и онтологическая модели информационного поведения.
Скачать PDF

Информационные войны современности: некоторые вопросы теории

Макарова Инна Викторовна, Беззапонный Александр Сергеевич
Скачать PDF

Основания для классификации психологических теорий восприятия информации

Первушина Нина Андреевна
Анализируется возможность упорядочивания психологических теорий восприятия визуальной информации для определения их границ применимости. Восприятие понимается как часть информационного процесса, интерпретируемого в рамках постнеклассической парадигмы. Это находит отражение в методологии информационно-синергетического подхода, разработанного И. В. Мелик-Гайказян. Поэтому главные положения и модели информационно-синергетического подхода выбраны в качестве основания для классификации психологических теорий восприятия визуальной информации. Изложены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 14-06-00440; проекта № 155 «Методология моделирования семиотических механизмов управления нелинейной динамики образовательных систем» государственного задания для ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет».
Скачать PDF

Информационная теория психики Л. М. Веккера в решении концептуальных и практических проблем нейропси

Вассерман Людвиг Иосифович, Чередникова Татьяна Владимировна, Логвинова Ирина Владимировна
В статье кратко рассматриваются актуальные проблемы нейропсихологических теорий и исследований внимания, его развития и нарушений в онтогенезе. Оценивается значение общих психологических принципов, сформулированных в информационной теории психики Л. М. Веккера, для решения этих проблем. Обосновывается продуктивность обращения детской нейропсихологии к фундаментальным закономерностям информационной организации психики, к понятиям основных и сквозных психических процессов, к представлениям об их иерархии и связях с многоуровневым мозговым носителем. Эти положения демонстрируются на примере объяснения конкретных экспериментальных фактов из области нейропсихологии внимания, устранения противоречий между некоторыми конкурирующими частными гипотезами, а также на примере разработки перспективных методов психодиагностики и психокоррекции расстройств когнитивного развития у детей. Библиогр. 34. Ил. 3.
Скачать PDF

Информационная теория психических процессов Л. М. Веккера в решении актуальных проблем патопсихологи

Чередникова Татьяна Владимировна
По авторской методике «Цветоструктурирование графического образа» в генетико-моделирующем эксперименте методом поперечяых срезов была исследована большая выборка детей и подростков, здоровых и с разной патологией психического развития. В резулггате были выявлены статистически достоверные возрастные и нозологические различия между испытуемыми исследованных груш по пространственным и модальностно-интенсивностным характеристикам их раскрасок тестового рисунка. Это подтвердило валцность разработанной методики в дифференциальной диагностике нарушений умственного развития. Анализ выявленных различи) в рамках информационной теории психических процессов Л.М. Веккера позволил сформулировать психологическую сущность нэдушений интеллекта и предложить универсальный инструмент психологического измерения уровней интеллектуального развития на «сновании общей системы единиц измерения первичных свойств психики пространственно-временных и модальност-но-интенсивюстных.
Скачать PDF

Теория смысла и смыслообразова-ния как методологическая составляющая концепции информационной безопа

Абакумова Ирина Владимировна, Слинько Анна Евгеньевна
Существенной составляющей методологии концепции информационной безопасности детей и подростков должна стать современная теория смысла и смыслообразования, поскольку именно в контексте данной теории наиболее полно раскрыты и описаны механизмы формирования ценностей на определенных этапах возрастного развития.
Скачать PDF

Эмпирическая проверка теории обработки социальной информации и влияние эмоций в ситуациях насилия

Боуэн Кендра Н., Робертс Дженнифер Дж., Коушэн Эрик, Бартула Аарон
Цель: исследование процесса принятия решений в ситуациях, связанных с высокой степенью риска насилия. Методы: формально-юридический, социологический, метод иерархического обобщенного линейного моделирования. Результаты: в криминологии при изучении процесса принятия решений у правонарушителя обычно применяется подход рационального выбора. Однако этот подход не учитывает комплексного взаимодействия ситуационных, когнитивных, эмоциональных и личностных факторов, которые оказывают влияние на процесс принятия решения о совершении правонарушения. С этой целью в данной статье исследуется процесс принятия решений в ситуациях, связанных с высокой степенью риска агрессии, и обращается особое внимание на аспекты обработки социальной информации и показатели эмоционального состояния. В статье рассматриваются данные о 236 недавно приговоренных к тюремному заключению преступниках, включая их персональные данные и сообщения о случаях насилия и избегания насилия ( n = 466). Научная новизна: в статье впервые обосновано, что ряд аспектов ситуационной обработки социальной информации и ряд показателей эмоционального состояния (такие как интерпретация намерений, постановка цели и выработка реакции) являются значимыми прогностическими факторами повышения агрессии, а следовательно, повышения вероятности совершения правонарушения.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с выявлением и устранением причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оказанием воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.Objective: to study the decision-making process in high-risk-for-violence situations.Methods: formal-legal, sociological, method of hierarchical generalized linear modeling.Results: criminological research has favored the rational choice perspective in studying offender decision making. However, this theoretical approach does not take into account the complex interplay of situational, cognitive, emotional, and person factors that likely influence criminal decision making. To that end, the current study examines decision making in high-risk-for-violence situations focusing on social information processing and emotional state variables. The current study utilizes a sample of 236 newly incarcerated jailed inmates who provide personal level data and situational reports of violent and avoided violence situations (n = 466).Scientific novelty: the findings for the first time show that several situational, social information processing, and emotion variables, such as intent interpretation, goal, and response generation, are significant predictors of the escalation of violence, hence increasing the probability of committing a crime.Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and law-enforcement activities when considering the issues of identifying and eliminating the reasons and conditions of crime committing, as well as with influencing the individuals in order to prevent crimes or anti-social behavior.
Скачать PDF

О ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Седякин В.П., Соловьев И.В., Разливинская С.В.
Бурное развитие современных информационных и когнитивных технологий побуждает к пересмотру теоретических основ процессов информационного взаимодействия. Одной из последних является теория информационных потребностей. Одному, довольно общему подходу к информационным потребностям, посвящена настоящая статья.
Скачать PDF

Построение семантической модели восприятия графических элементов на примере теории в В. Кандинского

Плеханова Ирина Владимировна
Описана модель восприятия графических изображений на примере теории В.В. Кандинского. Выявлены устойчивые характеристики линий и описаны в структуре различных эмоциональных состояний.
Скачать PDF

Информационно-семантическая основа психодиагностической деятельности в педагогической практике

С. Н. Костромина
Индивидуальная информационно-семантическая основа психодиагностической деятельности специалистов образования представляет собой ориентировочную основу – теоретический конструкт или модель, отражающую с той или иной степенью полноты и точности объективные связи между элементами психической системы и их феноменологическими характеристиками. Анализ концепта диагностических заключений как структуры, функциональная организация которой раскрывает диагностическую реальность в единстве причинноследственных отношений и понимания субъектом конкретного как частной формы общего, позволяет понять, каким образом происходит распознавание психологических причин неблагополучия учащихся и разворачивается процесс постановки психологического диагноза.
Скачать PDF

Исследование представлений об информационной безопасности у студентов технических специальностей вуз

Басанова Т.А.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: