Стиль отношений педагога с учащимися

Предыдущий термин:
Стиль объяснения

Следующий термин:
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Стиль отношений педагога с учащимися

целенаправленная взаимообусловленная система использования средств, способов и методов взаимодействия с учащимися, реализующая опр. концепцию, отражающую внутр., личную позицию педагога в ориентации на учащихся. Стиль отношений (С. о.) рассматривали педагоги и психологи (А. А. Бодалев, О. С. Богданова, Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский, В. О. Кутьев, А. А. Русашкова, Г. И. Щукина и др.), изучая его влияние на межличностные отношения в обучении и воспитании, психол. принципы и условия построения позитивного С. о. Выделяют 2 осн. С. о. педагога с учащимися: 1) стиль ответственной зависимости, товарищеского сотрудничества, взаимопомощи; 2) стиль опеки и подчинения. В кач. стилевых показателей отношения выделяется характеристика коммуникативных умений и навыков личности (независимо от ситуации О.), вариативная изменчивость в зависимости от характеристик ситуации взаимодействия (основа типологии - адекватность системы средств и способов О. ситуации: гибкий, ригидный, переходный). В содержательном плане С. о. педагога с учащимися воедино слиты эмоциональные компоненты (создающие эмоциональную основу), когнитивные (пед. взгляды и убеждения), операционные (совокупность вербальных и невербальных средств О. с учащимися). Стилевые показатели: а) внутр. позиция педагога в ориентации на детей, идеальные ориентиры в трактовке целей воспитания, в определении принципов управления развитием учащегося как личности; б) ценностно-избирательная целевая направленность системы воспитательных воздействий на учащихся; в) преобладающие методы, приемы воспитательного воздействия на учащихся; г) тон и форма обращения; содержание, направленность требований и способов их предъявления; е) характер, направленность стимулов, их соотношение, осн. способы управления поведением; ж) оценка поведения и деятельности учащихся. С. о. преподавателя к классу оказывает влияние на личные взаимоотношения учащихся, на коэффициент удовлетворенности каждого в О. Наряду с изучением индивидуального С. о. педагога исследуется индивидуальный стиль Пед. О., где различаются стили О. по характеру: а) руководства учебным коллективом; б) отношения преподавателя к учебному коллективу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый; в) по степени активности учителя: проактивный (индивидуалист, контакт имеет цели, владеет средствами), реактивный (подчинен стихии О.), сверхактивный (выдумывает стереотипы и подгоняет под них учеников). Различается также монологический и диалогический стили Пед. О. в зависимости от характера отражения (сложное, простое), отношения (личностное, ролевое), обращения: диалогический, доверительный, рефлексивный (скрыто-диалогический), альтруистический, манипулятивный, псевдодиалогический, комфортный, монологический. Лит.: Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975; Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. Киев, 1981; Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. М., 1972; Соковикова Э. Б. Психологические условия развития позитивного стиля отношений педагогов с подростками. М., 1988. Н. Д. Творогова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Стиль детско-родительских отношений как основное педагогическое условие формирования социально-адапт

Жигинас Наталья Владимировна
Представлено теоретическое исследование проблемы отклоняющегося поведения во взаимосвязи со стилем детско-родительских отношений.
Читать PDF

Стиль отношений педагогов и обучающихся как средство воспитания культуры общения

Казарьянц Карине Эдуардовна
Читать PDF

Стиль отношений педагогов и обучающихся как средство воспитания культуры общения

Казарьянц Карине Эдуардовна
Читать PDF

Отношения ребенка с приемной матерью на этапе вхождения в приемную семью как психолого-педагогическа

Иванова М. В.
В статье рассматриваются основные проблемы внутрисемейных конфликтов ребенка и приемной матери. Представлена разработанная программа семейной поддержки детей, обращенная к опыту Детских деревень SOS.
Читать PDF

Профессиональная психологическая компетентность и стиль педагогической деятельности учителя

Щербакова Т.Н.
Читать PDF

Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе.

Беликова В. В.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформи
Читать PDF

Социально-психологический анализ личностного отношения педагогов к детям

Скрипкина Надежда Витальевна
В ходе исследования обозначена структура профессиональных ценностей (установок на детей) у педагогов образовательных учреждений, а также характер личностного отношения к детям у представителей других
Читать PDF

Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблингов

Круглова Елена Владимировна
Рассмотрено значение сиблинговой позиции индивида как фактора установления и развития романтической привязанности на этапах добрачных и супружеских отношений.
Читать PDF

Стиль педагогической деятельности и его метаэффект в аспекте взаимодействия «Учитель младший школьни

Долгополова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются структура и особенности стиля педагогической деятельности учителей начальных классов, а также структура стиля учебной деятельности их учащихся.
Читать PDF

Психолого-педагогические механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с испол

Васина Ольга Николаевна
В статье рассмотрены психологические каналы и уровни формирования ценностных отношений, на основе которых раскрыта система поэтапной трансформации социально значимой ценности в личностно значимую.
Читать PDF

Психологические механизмы дифференциации отношений педагогов к учащимся

Маралов Владимир Георгиевич
В статье установлены взаимосвязи между уровнем раздражительности, эмоциональным отношением к учащимся и стремлением оценивать их в соответствии с идеальным образом ученика, складывающимся в сознании п
Читать PDF

Динамика отношений со сверстниками у старшеклассников в условиях психолого-педагогической работы

Кошель Анна Игоревна, Истратова Оксана Николаевна
В современном обществе возникает необходимость преодоления социального инфантилизма выпускника школы и обеспечения его реализации как эффективного субъекта межличностных отношений.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!