Стиль объяснения СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Стиль отношений педагога с учащимися

Найдено 1 определение:

Стиль отношений педагога с учащимися

целенаправленная взаимообусловленная система использования средств, способов и методов взаимодействия с учащимися, реализующая опр. концепцию, отражающую внутр., личную позицию педагога в ориентации на учащихся. Стиль отношений (С. о.) рассматривали педагоги и психологи (А. А. Бодалев, О. С. Богданова, Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский, В. О. Кутьев, А. А. Русашкова, Г. И. Щукина и др.), изучая его влияние на межличностные отношения в обучении и воспитании, психол. принципы и условия построения позитивного С. о. Выделяют 2 осн. С. о. педагога с учащимися: 1) стиль ответственной зависимости, товарищеского сотрудничества, взаимопомощи; 2) стиль опеки и подчинения. В кач. стилевых показателей отношения выделяется характеристика коммуникативных умений и навыков личности (независимо от ситуации О.), вариативная изменчивость в зависимости от характеристик ситуации взаимодействия (основа типологии - адекватность системы средств и способов О. ситуации: гибкий, ригидный, переходный). В содержательном плане С. о. педагога с учащимися воедино слиты эмоциональные компоненты (создающие эмоциональную основу), когнитивные (пед. взгляды и убеждения), операционные (совокупность вербальных и невербальных средств О. с учащимися). Стилевые показатели: а) внутр. позиция педагога в ориентации на детей, идеальные ориентиры в трактовке целей воспитания, в определении принципов управления развитием учащегося как личности; б) ценностно-избирательная целевая направленность системы воспитательных воздействий на учащихся; в) преобладающие методы, приемы воспитательного воздействия на учащихся; г) тон и форма обращения; содержание, направленность требований и способов их предъявления; е) характер, направленность стимулов, их соотношение, осн. способы управления поведением; ж) оценка поведения и деятельности учащихся. С. о. преподавателя к классу оказывает влияние на личные взаимоотношения учащихся, на коэффициент удовлетворенности каждого в О. Наряду с изучением индивидуального С. о. педагога исследуется индивидуальный стиль Пед. О., где различаются стили О. по характеру: а) руководства учебным коллективом; б) отношения преподавателя к учебному коллективу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый; в) по степени активности учителя: проактивный (индивидуалист, контакт имеет цели, владеет средствами), реактивный (подчинен стихии О.), сверхактивный (выдумывает стереотипы и подгоняет под них учеников). Различается также монологический и диалогический стили Пед. О. в зависимости от характера отражения (сложное, простое), отношения (личностное, ролевое), обращения: диалогический, доверительный, рефлексивный (скрыто-диалогический), альтруистический, манипулятивный, псевдодиалогический, комфортный, монологический. Лит.: Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975; Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. Киев, 1981; Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. М., 1972; Соковикова Э. Б. Психологические условия развития позитивного стиля отношений педагогов с подростками. М., 1988. Н. Д. Творогова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Стиль детско-родительских отношений как основное педагогическое условие формирования социально-адапт

Жигинас Наталья Владимировна
Представлено теоретическое исследование проблемы отклоняющегося поведения во взаимосвязи со стилем детско-родительских отношений. Статья является продолжением многолетнего изучения проблем агрессии в подростковой среде, роли семьи и семейного воспитания в формировании личности педагогического и психологического сопровождения развивающейся личности.
Скачать PDF

Отношения ребенка с приемной матерью на этапе вхождения в приемную семью как психолого-педагогическа

Иванова М. В.
В статье рассматриваются основные проблемы внутрисемейных конфликтов ребенка и приемной матери. Представлена разработанная программа семейной поддержки детей, обращенная к опыту Детских деревень SOS. Обращено внимание на мало разработанную проблему реабилитации ребенка, лишенного родительского попечения, воспитывающегося в силу разных обстоятельств вне биологической семьи. Основная исследовательская задача состоит в выявлении противоречий и анализе эмоциональных состояний, формирующихся на начальных этапах построения взаимоотношений приемной матери, биологической матери и ребенка, либо способствующих, либо препятствующих процессу социализации ребенка в новых для него условиях, а также в поиске путей их преодоления.
Скачать PDF

Профессиональная психологическая компетентность и стиль педагогической деятельности учителя

Щербакова Т.Н.
Скачать PDF

Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе.

Беликова В. В.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформированности межличностных отношений как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении.
Скачать PDF

Социально-психологический анализ личностного отношения педагогов к детям

Скрипкина Надежда Витальевна
В ходе исследования обозначена структура профессиональных ценностей (установок на детей) у педагогов образовательных учреждений, а также характер личностного отношения к детям у представителей других профессий. Статистически значимо доказано, что такие факторы, как семейное положение и родительский опыт, уменьшают возможность проявления негативных установок и увеличивают возможность проявления позитивных установок на детей.
Скачать PDF

Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблингов

Круглова Елена Владимировна
Рассмотрено значение сиблинговой позиции индивида как фактора установления и развития романтической привязанности на этапах добрачных и супружеских отношений. Теоретическая основа исследования представлена теорией привязанности Дж. Боулби и его последователей, показавшихся влияние первичной привязанности на значимые отношения у взрослых. В собственном исследовании выявлена тенденция к надёжному стилю романтической привязанности. Обнаружена специфика в разных группах взрослых сиблингов. Выделена тенденция первенцев к избеганию зависимости от партнера, а так же тревожно-амбивалентное поведение единственных детей.
Скачать PDF

Стиль педагогической деятельности и его метаэффект в аспекте взаимодействия «Учитель младший школьни

Долгополова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются структура и особенности стиля педагогической деятельности учителей начальных классов, а также структура стиля учебной деятельности их учащихся. На примере начальной школы обсуждается новый подход в исследовании стиля деятельности влияние стиля деятельности учителя на особенности стиля деятельности и индивидуальности его учащихся. Доказано присутствие двух аспектов метаэффекта стиля деятельности учителей: первый касается непосредственно стилевых характеристик деятельности учащихся, второй характеристик их индивидуальности.
Скачать PDF

Психолого-педагогические механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с испол

Васина Ольга Николаевна
В статье рассмотрены психологические каналы и уровни формирования ценностных отношений, на основе которых раскрыта система поэтапной трансформации социально значимой ценности в личностно значимую. Представлена технология формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с использованием традиций народной экологии.
Скачать PDF

Психологические механизмы дифференциации отношений педагогов к учащимся

Маралов Владимир Георгиевич
В статье установлены взаимосвязи между уровнем раздражительности, эмоциональным отношением к учащимся и стремлением оценивать их в соответствии с идеальным образом ученика, складывающимся в сознании педагога, что выступает в качестве психологического механизма дифференциации отношений преподавателей к учащимся.
Скачать PDF

Динамика отношений со сверстниками у старшеклассников в условиях психолого-педагогической работы

Кошель Анна Игоревна, Истратова Оксана Николаевна
В современном обществе возникает необходимость преодоления социального инфантилизма выпускника школы и обеспечения его реализации как эффективного субъекта межличностных отношений. Эта проблема включает изучение отношений со сверстниками у психологически зависимых от родителей старшеклассников и организацию психолого-педагогической работы по коррекции этих отношений. В статье представлены задачи и принципы программы психолого-педагогической коррекции. Программа имеет комплексный характер организации работы со всеми субъектами образовательного процесса: старшеклассниками, их родителями и педагогами. Работа с родителями и педагогами выполняет просветительскую и профилактическую функции, со старшеклассниками психокоррекционную. Психокоррекционная часть программы учитывает возрастные, индивидуально-типологические и личностные особенности старшеклассников. Эффективность психолого-педагогической работы по разработанной программе подтверждается результатами изучения динамики отношений со сверстниками у психологически зависимых от родителей старшеклассников. Выделены основные направления исследования динамики отношений со сверстниками на основе анализа возрастных задач в сфере общения. Положительная динамика выражается в стабилизации эмоциональных переживаний; расширении круга общения и установлении близких контактов; повышении удовлетворенности отношениями, в том числе с представителями противоположного пола.
Скачать PDF

Педагогический стиль руководства как фактор образовательной среды, влияющий на психологическую безоп

Беляева Т.Б., Беляева П.И.
Состояние психологической безопасности младшего школьника определяется многими факторами образовательной среды. Выявлено, что в начальной школе стиль педагогического действия учителя выступает в качестве средообразующего фактора, определяя не только особенности дидактического процесса и взаимоотношений, но также и пространственно-предметные характеристики среды. Установлено, что демократический стиль способствует переживанию детьми психологической безопасности, либеральный же в этом контексте является самым неблагоприятным.
Скачать PDF

Культура отношения к педагогической деятельности

Малашкина Е.С.
В статье автор обращается к необходимости развития культуры отношения к педагогической деятельности. В ней также рассматриваются принципы и условия, значимые для подготовки педагогов. В результате научно-исследовательской работы автором была разработана учебно-образовательная программа, которая может быть использована для подготовки будущих педагогов. В контексте образовательной программы предлагаются темы спецкурса для студентов педагогических специальностей «Культура отношения к педагогической деятельности».
Скачать PDF