СОХРАНЕНИЕ это что такое СОХРАНЕНИЕ: определение — Психология.НЭС

СОХРАНЕНИЕ

Найдено 8 определений термина СОХРАНЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СОХРАНЕНИЕ

1. фаза памяти, характеризующая долговременное хранение воспринятой информации в скрытом состоянии; процесс в памяти - удержание в ней информации.

О сохранении можно судить лишь на основании наблюдений за другими, предполагающими его мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. На сохранение влияет организация запоминания. Сохранение существенно зависит от организации мнемических средств (-> мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (-> запоминание; повторение). Качество сохранения определяет воспроизведение. Многочисленные эксперименты подтверждают, что сохранение информации зависит от цели: запомнить надолго или на краткий срок.

Сохранение давно уже не понимается как пассивное удержание информации, описываемый лишь количественными показателями забывания. Раскрыта зависимость сохранения:

1) от установок личности - профессиональной направленности памяти в деятельности познавательной, злопамятства или добросердечия в памяти эмоциональной, и пр.;

2) от условий и организации заучивания;

3) от влияния последующей информации;

4) от мыслительной переработки материала;

5) от переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Различаются:

1) сохранение активное - когда удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых связей семантических, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения;

2) сохранение пассивное - когда подобные активные преобразования не обнаруживаются.

Возможность вызвать в состоянии гипнотическом воспоминания и тип поведения, присущие детскому возрасту, ставит вопрос о том, исчезает ли что-либо из памяти окончательно, или все же остается как след, недоступный для произвольного, сознательного доступа.

2. Понятие, используемое в системе генетической психологии Ж. Пиаже для обозначения интеллектуальной операции, связанной с инвариантностью, постоянством свойств предметов внешней среды.

Овладение ребенком этой операцией знаменует важный этап его развития интеллектуального. При понимании принципа, заключенного в данном понятии, предмет начинает восприниматься неизменным по составу " элементов или физических параметров - несмотря на возможные различия в формах их перцептивной представленности.

На дооперациональной стадии развития интеллектуально ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения, в связи с чем некие перемещения элементов внутри множества воспринимаются как изменения самого множества. Так, в концепции развития интеллекта Пиаже зафиксирован феномен, состоящий в том, что у маленьких детей в ситуациях, где требуется количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой - как следствие отсутствия обратимости умственных действий. Например, ребенок считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, иной формы, в зависимости от его формы количество воды увеличивается Либо уменьшается.

При переходе на стадию операций конкретных он овладевает принципом сохранения, на основе чего оказывается возможной операция обратимости, за коей признается статус основной логической характеристики мышления. Овладение принципом сохранения в отношении разных физических признаков предметов, - таких как масса, вес, длина, - происходит не одновременно.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

СОХРАНЕНИЕ

1. С. (англ. retention, storage) - один из основных процессов памяти, обнаруживаемый по воспроизведению или узнаванию, либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это было необходимо для первоначального заучивания. Воспроизведение, узнавание и доучивание - 3 критерия С. С. имеет избирательный характер, являясь функцией участия материала в деятельности субъекта. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с целями его деятельности, лучше сохраняется в памяти. С. - конструктивный процесс, включающий более или менее выраженную переработку материала, в которой участвуют мыслительные операции (обобщение, систематизация и пр.). Ослабление С. с течением времени называется забыванием, восстановление забытого - реминисценцией. Для исследования процесса С. используются след. методы: метод последовательного воспроизведения, метод сбережения, метод реконструкции, метод заданного эталона и др. (Т. П. Зинченко.)

2. С. (англ. conservation) - важное понятие в системе генетической психологии Ж. Пиаже. Овладение принципом С. (инвариантности, постоянства) представляет собой важный этап интеллектуального развития ребенка. Понятие С. означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными (сохранными) по составу элементов или по ряду физических свойств, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения. На дооператорной стадии развития интеллек та ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом. Согласно Пиаже, овладение принципом С. - психологический критерий появления основной логической характеристики мысли - обратимости (реципрокности) - и свидетельствует о переходе ребенка на стадию конкретных операций. В работах Пиаже описаны феномены, показывающие отсутствие принципа С. у ребенка (напр., для ребенка 2 равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только 1 из них принимает др. форму, и т. д.), а также опыты, когда ребенок уже руководствуется этим принципом.

На уровне конкретных операций понимание принципа С. по отношению к разным физическим характеристикам объектов и явлений (масса, вес, длина и пр.) возникает у ребенка не одновременно. Так, напр., понимая принцип С. массы, он может не понимать принципа С. веса и объема. Эти запаздывания, сдвиги во времени возникновения понятий в пределах одной стадии (т. н. горизонтальные де-ксишжи) обусловлены "привязанностью" ребенка к конкретной действительности и его зависимостью от содержания структурированного материала.

Попытки сформировать у детей дошкольного возраста логические понятия, в частности понятие о С. величин, были предприняты в Межд. центре генетической эпистемологии в Женеве учеными различных направлений (Б. Инельдер, Дж. Смедслунд, А. Морф, А. Пьере-Клермон и др.). В этих исследованиях обучение логическим структурам было основано на приведении в действие др. логических структур, которые были приобретены спонтанно, что делает формирование логических структур принципиально ограниченными (см. Женевская школа генетической психологии).

В отечественной психологии были успешно проведены циклы исследований, направленных на формирование логических понятий у детей (Я. Я. Гальперин и сотрудники, Д. Б. Эльконин и сотрудники). Так, в работах Л. Ф. Обуховой было показано, что можно сформировать полноценное понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-выработанные орудия познания - критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под руководством Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С. явилось результатом направленного формирования децентрации. (Е. В. Филиппова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Сохранение

термин Ж. Пиаже, имеет два значения. С. объекта - понимание ребенком, что объекты существуют независимо от него в пространстве и во времени. С. объекта - психологический критерий достижения структуры сенсомоторного интеллекта.

С. свойств объекта - осознание ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменения его формы или внешнего вида. С. свойств объекта - психологический критерий достижения структуры конкретных операций.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Сохранение

осознание того, что физические параметры предметов остаются теми же самыми, даже когда меняется форма или внешний вид.

Источник: Д. Мацумото. Психология и культура: глоссарий к книге

СОХРАНЕНИЕ (КОНСЕРВАЦИЯ)

Термин, введенный Пиаже для обозначения понимания ребенком (или взрослым) того, что количественные аспекты набора материалов или другого предъявляемого стимула не изменяются или не вызывают трансформацию самого стимула. То есть ребенок-"хранитель" понимает, что основные количественные свойства не изменяются при произвольном преобразовании или других изменениях ситуации. Количество жидкости в банке не изменяется при переливании ее в сосуд другой формы, число объектов в ряду не изменяется с изменением их пространственного расположения, масса глины не изменяется при скатывании ее в много маленьких шариков и т.д. Пиаже считал, что сохранение, как и другие когнитивные операции, усваиваются только на определенной стадии развития; оно обычно является самым сильным доказательством того, что ребенок находится на стадии конкретных операций. Сохранение "в чистом виде" рассматривается как отдельная когнитивная операция, узнавание того, что количество сохраняется независимо от каких-либо преобразований до тех пор, пока ничего не добавляется и ничего не удаляется. Однако выяснилось, что разные способы применения этого принципа ребенком требуют разного количества опыта; обычно сохранение числа наблюдается раньше, чем сохранение длины и веса, и сохранение объема появляется позже всего. См. отставание, горизонтальное.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

СОХРАНЕНИЕ

один из психических процессов, составляющих целостный акт памяти: способность удерживать материал в памяти в течение более или менее длительного периода времени, вплоть до момента необходимости его актуализации при вспоминании или припоминании.

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

СОХРАНЕНИЕ

фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии. О С. можно судить только на основании наблюдения за другими, предполагающими С. мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. С. материала зависит в существенной степени от организации мнемических средств (см. Мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (см. Запоминание, Повторение). Различают активное и пассивное С. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в систему новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Сохранение

(conservation) — осознание того, что количественные характеристики объекта не изменяются при изменении его внешнего вида.

Источник: Скот Миллер. Психология развития, методы исследования, 2013 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психолого-педагогическая проблема направленности воздействия на сохранение и укрепление психического

Еганов А.В., Быков В.С.
Дано определение понятия «психическое здоровье» студентов.
Читать PDF

Сохранение психического здоровья и работоспособности при действиях в условиях витальной угрозы

Титаренко Марина Сергеевна, Узун Олег Леонидович
В статье исследуются психические состояния специалистов, чья деятельность связана с экстремальными условиями (ликвидация последствий аварий, катастроф, боевые действия); выявляется инвариантная связь
Читать PDF

Мотивация на сохранение здоровья у рабочих основных профессий производства алюминия как один из аспе

Крутилова Н.В., Данилов И.П.
Читать PDF

Деперсонализация как защитно-адаптационный механизм, направленный на сохранение эго-идентичности

Богданова Мария Владимировна, Городовых Эмилия Вениаминовна
Актуальность обсуждаемого в статье феномена деперсонализации обусловлена значительными изменениями, происходящими в нашем обществе в последнее время, которые делают все более значимыми исследования пр
Читать PDF

Методологические особенности работы командиров, направленные на сохранение и укрепление психического

Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н.
В статье рассматриваются проблемы по выявлению факторов, влияющих на психическое состояние военнослужащих и определение наиболее результативных методов, способствующих укреплению и сохранению их здоро
Читать PDF

Сохранение психологического здоровья школьников в образовательной организации

Камакина О.Ю.
Статья посвящена осмыслению проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья школьников в образовательной организации.
Читать PDF

Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования

Безруких Марьяна Михайловна
Для того, чтобы минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей, необходимо создать здоровьесберегающую образовательную среду, рационально организовать уче
Читать PDF

Медикаментозный аборт как выбор в сохранение репродуктивного здоровья

Громова А.М., Ліхачов В.К., Добровольська Л.М., Дудченко А.А., Макаров О.Г.
В статье представлены данные об оценке клинической еффективности и безопасности медикаментозного прерывания беременности с помощью препаратов мифепристон (мифолиан) та миролют, мизоньювел (мизопростол
Читать PDF

Медикаментозный аборт как выбор в сохранение репродуктивного здоровья

Громова А.М., Ліхачов В.К., Добровольська Л.М., Дудченко А.А., Макаров О.Г.
В статье представлены данные об оценке клинической еффективности и безопасности медикаментозного прерывания беременности с помощью препаратов мифепристон (мифолиан) та миролют, мизоньювел (мизопростол
Читать PDF

Итоги областного круглого стола: «Краеведческие музеи Кузбасса: сохранение, изучение и трансляция ис

Веселовская Елена Валерьевна, Киселев Александр Владимирович, Сечина Инга Анатольевна
В статье освещается работа Областного круглого стола «Краеведческие музеи Кузбасса: сохранение, изучение и трансляция историко-культурного наследия региона».
Читать PDF

Итоги областного круглого стола: «Краеведческие музеи Кузбасса: сохранение, изучение и трансляция ис

Веселовская Елена Валерьевна, Киселев Александр Владимирович, Сечина Инга Анатольевна
В статье освещается работа Областного круглого стола «Краеведческие музеи Кузбасса: сохранение, изучение и трансляция историко-культурного наследия региона».
Читать PDF

Влияние состояния артерий голени и стопы после рентгенэндоваскулярных вмешательств на сохранение кон

Ерошенко А. В., Ерошкин И.А., Ерошенко А.В.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!