Принцип сохранения

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Принцип сохранения
Понимание того, что физические характеристики (такие как вес, объем и т. д.) объектов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего облика. Это характеристика дооперационного мышления согласно теории интеллектуального развития по Жану Пиаже. К примеру, ребенку показывают два ряда монет. Каждый ряд содержит одинаковое количество монет с равными промежутками между ними. Затем промежутки между монетами в одном ряду увеличиваются, и ребенок утверждает, что теперь там стало больше монет, чем в другом ряду. Ошибки в принципе сохранения демонстрируют ряд особенностей в мышлении ребенка, который находится на дооперационной стадии развития: Оно основано скорее на восприятии, чем на логике. Отвлекаясь на изменение внешнего вида, ребенок не способен прийти к осознанию того, что на самом деле характеристики объекта остались неизменными. Дети подвержены центрированию, сосредоточиваясь лишь на одном аспекте проблемы и не принимая во внимание другие важные особенности, влияющие на результат. Сосредоточиваясь на конечных результатах, дети рассматривают их как независимые объекты, а не трансформацию одного в другое. Растянутый ряд монет из приведенного выше примера рассматривается как другой ряд, а не как тот же самый, но претерпевший трансформацию. У детей отсутствует обратное мышление; иными словами, ребенок не способен мысленно произвести обратное действие (т. е. сдвинуть монеты в прежнее положение).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Сохранения принцип
по Пиаже) — важнейшее понятие концепции Ж. Пиаже, описывающее феноменологию стадии конкретно-операционального интеллекта. Для Пиаже выработка понятия С. служит психологическим критерием образования первых операциональных структур и, следовательно, завершения формирования обратимости операций. Исследуя развитие интеллекта детей на материале классификации, представлений о сохранении количества вещества, длины, веса и т.п., Пиаже обнаружил у детей в возрасте 7—8 лет характерные изменения в решении ряда специально сконструированных им задач: дети начинают признавать равенство по определенному параметру двух объектов (или групп объектов), объективно равных по этому параметру, несмотря на всевозможные изменения одного из объектов по любым другим параметрам. До этого возраста дети не признавали равенства двух объективно равных предметов при трансформации одного из них, не могли правильно сравнить часть и целое, выстроить правильную сериацию и т.д. Факт правильного решения указанных задач свидетельствует, по Пиаже, о понимании детьми принципа С. (сохранения количества вещества, веса, объема, длины, класса, целого и пр.). Неправильное решение этих задач, т.е. непонимание С. п., названо феноменами несохранения. Эти феномены привлекли к себе внимание всех детских психологов мира и прочно вошли в арсенал психологической феноменологии. У Пиаже имеется два вида процедур экспериментального исследования имеющихся у детей представлений о С. Обе процедуры требуют от ребенка количественного сравнения. При этом в первой процедуре — назовем ее процедурой «равенство-неравенство» — всегда сравниваются два объекта (группы объектов), равных (сходных) по одним параметрам и различающихся по другим. Само сравнение производится дважды: сначала в том положении, когда сравниваемые объекты сходны (равны) по всем параметрам. Ответ ребенка, что они равны, является необходимым для дальнейшего. Второе сравнение производится после введения различия в некоторые, казалось бы несущественные для сравнения, параметры одного из объектов. Случай, когда равенство объектов фиксируется при первом сравнении и отвергается при втором, является выражением феномена несохранения. Случай, когда равенство констатируется ребенком и при первом, и при втором сравнении, является критерием появления С. в мышлении ребенка. Вторая процедура — назовем ее процедурой «часть—целое» — производится уже не на двух, а на одном сложном объекте. Ребенку предлагается сравнить объект в целом с одной из составляющих его частей. Феномен несохранения проявляется в том, что дети сравнивают не часть и целое, а две части между собой. Это и называется феноменом несохранения целого при его сравнении с частью. В теоретическом плане, достижение стадии конкретных операций по критерию признания С, является выражением акта полной децентрации мышления ребенка, реализацией равновесия между ассимиляцией объектов в действии субъекта и аккомодацией субъективных схем к модификациям объектов. А. Г. Лидере

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005