Школьное обучение

Предыдущий термин:
Школьная фобия

Следующий термин:
Школьные компании

Содержание:

Найдено 1 определение:

Школьное обучение

school learning) На протяжении большей части своей истории преимущественным занятием психологии являлось изучение научения. Большинство исслед. научения проводились в эксперим. лаборатории, где можно было тщательно контролировать его условия, однако научение тж возможно изучать в условиях тех орг-ций, где происходит большая часть научения в "реальной жизни", а именно в школах. Несмотря на невозможность обеспечить в школьной среде такой же строгий контроль за условиями научения как в эксперим. лаборатории, представляется вполне оправданным изучение того, насколько хорошо законы научения и другие психол. принципы работают в отношении Ш. о. Этот вопрос находится в центре внимания важнейшего раздела психологии, традиционно называемого "педагогическая психология" (educational psychology). В последнее время тж стал употребляться термин "психология обучения" (instructional psychology) для обозначения приложений пед. психологии к реализации обучения на всех уровнях образования. Психология обучения стала тем, что нек-рые называют "образовательными технологиями", подразумевая под ними не только использование компьютеров и др. технических средств, оказывающих помощь обучению, но тж применение достижений поведенческой и когнитивной психологии для определения того, каким образом следует разрабатывать учебные материалы, способствующие оптимизации научения, и каким образом лучше всего организовывать обучение. На микроуровне такие принципы могут использоваться для решения вопросов о том, как именно следует разрабатывать и предъявлять учебные материалы, какие стратегии учения можно рекомендовать уч-ся, какими различными способами можно вознаграждать или переориентировать ответы уч-ся, каким образом можно помочь уч-ся вырабатывать и запоминать ассоц. (напр., путем использования мнемотехник) и как можно усиливать мотивацию уч-ся. На макроуровне может рассматриваться целостный процесс Ш. о, без обращения к деталям, относящимся к решению конкретных учебных задач. Ш. о. здесь рассматривается скорее как набор различных видов деятельности, складывающихся из отдельных курсов обучения и др. способов приобретения учебного опыта, длящихся на протяжении мн. месяцев, даже лет. Интересующие вопросы связаны с выяснением того, какие важные психол. переменные влияют на ход научения и на ту степень, в к-рой уч-ся достигает общих целей обучения. В модели Ш. о. (model of school learning) в качестве решающей переменной всегда рассматривалось время. Если не будет затрачено требуемое время, научение не будет завершено. Степень научения, т. о., яв-ся нек-рой функцией от отношения количества затраченного времени к требуемому времени. Эта модель далее конкретизирует осн. переменные, предположительно влияющие на степень научения, достигаемую любым отдельно взятым индивидуумом в ситуации обучения. Нек-рые из этих переменных формулируются в терминах времени. Одной из них яв-ся способность индивидуума, к-рая рассматривается с позиций количества времени, к-рое потребовалось бы индивидууму для освоения определенной задачи при наличии оптимальных условий. Др. переменной, выражаемой в терминах времени, яв-ся настойчивость индивидуума, или количество времени, к-рое индивидуум готов потратить на активное решение определенной задачи. В соответствии с этой моделью научение яв-ся не функцией мотивации как таковой, но исключительно функцией времени, в течение к-рого происходит активное научение. Еще одной выражаемой в терминах времени переменной яв-ся возможность учиться - количество времени, к-рое индивидуум может себе позволить (безотносительно к способности или настойчивости) тратить на учение. Модель включает две дополнительные важные переменные, к-рые не выражаются через время. Одной яв-ся качество обучения (quality of instruction), термин, объединяющий собой все переменные, относящиеся к характеру реализации обучения (его ясность, понятность, организация, последовательность и т. д.) и характеру предоставления уч-ся побудительных стимулов, обратной связи в отношении его прогресса, помощи в целях избежания ошибок и т. д. Др. переменной, не выражающейся в терминах времени, яв-ся способность уч-ся воспринимать обучение (ability to understand instruction). Предполагается, что эта переменная связана с качеством обучения т. о., что уч-ся с низкой способностью к восприятию обучения будет требоваться больше времени для научения в тех случаях, когда качество обучения оказывается недостаточным для их научения либо в силу плохой реализации или орг-ции обучения, либо в силу предоставления недостаточных побудительных стимулов и руководства. Вместе с тем уч-ся с высокой способностью к восприятию обучения менее страдают от недостаточного качества обучения, поскольку они могут, если можно так выразиться, обучать себя сами. Данная модель как теорет. основа для анализа Ш. о. и объяснения причин недостаточного уровня достижений послужила руководством для разработки практ. программ по улучшению процесса обучения. См. также Альтернативные педагогические системы, Теория обучения Дж. Б. Кэрролл
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Динамика латентной школьной дезадаптации в зависимости от периода обучения

Пустовал Е. Н
Скачать PDF

Социально-психологическая адаптация воспитанников детского дома к школьному обучению

Подлиняев Олег Леонидович, Пастухова Дарья Александровна
Рассматриваются сущность процесса адаптации, причины дезадаптации детей-сирот, характеризуются особенности проявления дезадаптации. Представлены результаты эмпирического исследования.
Скачать PDF

Компоненты психологической готовности детей с нарушениями слуха к школьному обучению

Бубарева Виктория Евгеньевна, Корытова Галина Степановна
Рассматривается проблема психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха. Опираясь на компоненты психологической готовности к школьному обучению и возможности их диагностики у детей с нарушениями слуха, авторы статьи представляют результаты эмпирического исследования в сопоставлении детей с нарушениями слуха и детей без нарушений в развитии.
Скачать PDF

Проблемы школьного обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Сёмина Марина Викторовна, Чинчикова Анна Ивановна
В статье представлено описание симптомокомплекса синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Рассматриваются основные проблемы обучения в школе детей с СДВГ, предлагаются некоторые коррекционно-развивающие упражнения.
Скачать PDF

Особенности произвольных движений у младших школьников с трудностями школьного обучения

Кузнецова Юлия Владимировна
Нарушения произвольной двигательной активности в детском возрасте могут влиять на процесс формирования ряда психических функций, что в последующем сказывается на успешности школьного обучения. Обследование двигательной активности неуспевающих младших школьников выявляет ряд нарушений, характеризующийся не только трудностями, но и специфичным характером выполнения двигательных проб. Знание подобных особенностей может быть использовано в быстрой диагностике имеющихся учебных проблем и составлении предварительной программы коррекционного сопровождения ребенка в условиях массового обучения.
Скачать PDF

Психологическая готовность детей к школьному обучению

Сорокина А.А.
В статье представлены вопросы психологической готовности к школьному обучению. Рассмотрены аспекты коммуникативной, когнитивной, эмоционально-волевой и личностной готовности.This paper presents the questions of psychological readiness for school. The aspects of communicative, cognitive, emotional and volitional, and personal readiness.
Скачать PDF

К вопросу о прогностической значимости психологической готовности ребенка к школьному обучению

Меньшикова Е.А.
This article is devoted to psychological readiness of children to the school education. The author notes an actuality of the problem has attracted attention of classics of native psychology: L.S. Vygotskiy, A.N. Leontiev, LI. Bozhovich. There is no unity in modern psychological literature as to determination of components of school maturity, their characteristics. The author distinguishes 6 directions in researching this problem and notes that the question of prognosis of progress of schoolchildren on the base of knowledge of the level of development of components of psychological readiness of children to studying at school remains insufficiently known, thus experimental and theoretical research of the author’s article is devoted to the studying of intellectual, personality s and emotional volitional components of children’s psychological readiness to school studing, diagnosis of knowledge quality, abilities and skills of children during 3 years of studying, and also to finding significant and insignificant dependences between components of school maturity and successes of children in studying. On the base of data research the author suggests computer programme of younger classes schoolchildren’s progress, which can be used by the specialists of psychological pedagogical profile in practical work.
Скачать PDF

Современные закономерности и тенденции психического развития человека в период школьного обучения

Маклаков А.Г., Головешкина Н.В., Головешкин И.Д., Сидорова А.А., Яхудина Е.Н.
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей психического развития человека в период школьного обучения. Показаны тенденции психического развития обучающихся на разных этапах выявлены тенденции, раннее не получившие осмысления в научной литературе. Приведено обоснование целесообразности рассмотрения проблем школьной адаптации в качестве методологической основы организации психологического сопровождения обучающихся. The article concerns the results of empirical research of features of mental development of the person during school training. New tendencies of mental development of schoolchildren at different stages are revealed. School adaptation is regarded as a methodological basis of the organization of psychological maintenance of schoolchildren.
Скачать PDF

Соотношение специфики школьного обучения и проявлений интеллектуальной компетентности у мальчиков и

Сиповская Яна Ивановна
В статье изучается соотношение проявлений интеллектуальной компетентности, половой принадлежности людей в старшем подростковом возрасте и степени обогащенности той образовательной среды, в которой они находятся. В исследовании принял участие 191 школьник (112 девочек и 79 мальчиков) старшего подросткового возраста (15 лет). Методическую базу исследование составила методика «Интерпретация» [15; 16]. В результатах исследования показаны различия в степени выраженности проявлений интеллектуальной компетентности у мальчиков и девочек в зависимости от меры обогащенности образовательной среды. При этом показатели компетентности значимо выше у девочек по сравнению с мальчиками, которые проходят обучение в средней общеобразовательной школе без какой-либо определенной специфики педагогического воздействия, тогда как подобной дифференциации не было зафиксировано у участников исследования из школ с лингвистической и физической специализацией. Приведенные в статье результаты отражают как теоретическую, так и практическую новизну предлагаемого подхода как ввиду применения нарративного подхода к измерению интеллектуальной компетентности, так и данных о большей компетентности девочек, обучающихся в школе без определенной специфики педагогического воздействия в старшем подростковом возрасте, в сравнении с мальчиками того же возраста и другими группами старших подростков, проходящих обучение в обогащенной образовательной среде. Полученные данные расширяют наши представления о проявлениях интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте и направляют исследователей на поиск новых методов изучения как самой компетентности и ее компонентов, так и факторов, которые оказывают на нее влияние. Кроме того, особую значимость представляет исследование проявлений интеллектуальной компетентности в другие возрастные периоды, что позволит построить временную динамику развития выявленной закономерности.
Скачать PDF

Особенности психического развития и успешность школьного обучения учащихся-амбидекстров в начальных

Е. А. Бойко
В статье рассматриваются особенности психического развития и успешность обучения в школе учащихся-амбидекстров. Дается развернутая характеристика таких понятий, как тип функциональной асимметрии, амбидекстрия, успешность школьного обучения. В статье приводятся результаты собственного исследования автора.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Психологические проблемы синхронизации школьного и пубертатного кризисов.

Рябчук Ю.А.
Кризис подросткового возраста (пубертатный период) в практике школьного образования синхронизирован с переходом из начальной ступени образования в среднее звено, что тоже воспринимается школьниками как стрессовый процесс. Этот комплекс дает очень неблагоприятный фон для дальнейшего становления и развития личности подростков и может провоцировать различные осложнения, вплоть до психических отклонений. Исследования по данной проблеме позволили оценить влияние этих кризисов как по отдельности, так и в комплексе. Результаты экспериментов позволили выделить четыре системных фактора, характеризующих эндогенные (генетические) причины, роль пубертатного, школьного кризисов и их синхронизации в процессах адаптации дезадаптации школьников в этот возрастной период.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: