СЕГРЕГАЦИЯ
сегрегация
(от позднелат. segregatio – отделение) – разделение людей в обществе на категории, в том числе и в системе межличностных отношений, по признаку социальных различий. С. отражается в обыденном сознании – социальных нормах, общественном мнении и т.д.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
СЕГРЕГАЦИЯ
от лат. segregatio - отделение) -крайняя форма проявления расовой и этнической дискриминации, ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. С. порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Сегрегация
В общих чертах означает действие, приводящее к разделению частей (элементов) чего-то целого, общего. С. у людей состоит в их разделении на основе некоторых заранее определенных критериев (раса, религия, аномалии, заболевания и др.). Иногда, по техническим причинам, она полезна, напр. при реабилитации слепых или глухонемых, но весьма часто отвечает иррациональным принципам и может приобрести и допустить негуманные действия (ликвидация психически больных во время нацистского режима).
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
СЕГРЕГАЦИЯ
1. В гештальт-психологии-перцептивный процесс, посредством которого целостная, внутренне организованная фигура феноменологически кажется отличной, в восприятии человека отделяется от остальной части окружающего ее мира (выделяется из фона). 2. Иногда слово С. используется как синоним словосочетания «компартментализация процессов мышления». 3. Социальное разделение рас, наций, других больших социальных групп, включая места их проживания, обучение, отдых и т. п., по расовым, этническим, религиозным и иным признакам. См. гештальт-психология, дискриминация, компартментализация, расизм, фигура-фон.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Сегрегация
лат. «отделение») – стереотип восприятия людей другой категории в плане отделяемости их от своей категории. Ср. слова Софьи служанке Лизе, которая слишком фамильярничает с ней:
Послушай, вольности ты лишней не бери
(А. Грибоедов, Горе от ума).
Софья. Вдруг милый человек…
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…
Фамусов. Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.
(Там же)
Но богатенькие, допуская его в свою среду, все-таки разумели, что он им не пара, что он только шут… (М. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы)
…Кто-то предложил идти купаться… Он [Тема] предложил ватаге идти поодаль, потому что теперь уже неловко ему – гимназисту – идти рядом с ними…» Нам в гимназии нельзя… Нам запрещено вместе… Вы здесь купайтесь, а я пойду подальше…» (Н. Гарин-Михайловский, Детство Темы).
Ср. социальная установка, брезгливость 2.
Послушай, вольности ты лишней не бери
(А. Грибоедов, Горе от ума).
Софья. Вдруг милый человек…
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…
Фамусов. Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.
(Там же)
Но богатенькие, допуская его в свою среду, все-таки разумели, что он им не пара, что он только шут… (М. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы)
…Кто-то предложил идти купаться… Он [Тема] предложил ватаге идти поодаль, потому что теперь уже неловко ему – гимназисту – идти рядом с ними…» Нам в гимназии нельзя… Нам запрещено вместе… Вы здесь купайтесь, а я пойду подальше…» (Н. Гарин-Михайловский, Детство Темы).
Ср. социальная установка, брезгливость 2.
Сегрегация
лат. segregatio – отделение) – 1. в гештальпсихологии – перцептивный процесс, посредством которого связная, организованная фигура воспринимается как феноменологически отличная от остальной части поля (фона); 2. более широкое значение – разделение, дифференциация познавательных процессов (в результате чего различаются ощущение, восприятие, память, мышление, воображение); 3. в генетике – процесс сокращения деления при половом размножении, при котором только один ген из каждой пары генов оказывается в гамете. См. Мейоз; 4. вид расовой, национальной или социальной дискриминации. Например, подразделение жилых районов города и связанными с ними социальных служб (школ, торговых точек, храмов, театров и т.д.) в соответствии с расовыми, этническими, имущественными или религиозными характеристиками их населения («спальные районы», «черные кварталы», «места компактного проживания эмигрантов» и т.п.). Указанное подразделение, как и любое другое проявление социальной несправедливости, чревато серьезными беспорядками и стрессами, которые время от времени и происходят в разных странах мира.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СЕГРЕГАЦИЯ
1. В гештальт-теории: перцептивный процесс, посредством которого связная, организованная фигура воспринимается как феноменологически отличная от остальной части поля (фона); см. здесь фигура-фон. 2. В более широком смысле, от восприятия до познания – разделение мыслительных процессов. 3. Экологический процесс, посредством которого определенные демографические единицы – обычно города – подразделяются на различные функциональные/культурные районы; например, индустриальный, жилой, с высоким доходом, трущоба, высотный, этнические и Д 4. Подразделение жилых районов города и связанными с ними услуг, включая школы, торговые точки, транспорт, церкви, театры и т.д., при котором контролируется их полезность для людей, которая определена в соответствии с расовыми, этническими или религиозными характеристиками. В этом контексте см. расизм и предубеждение и ср. с дискриминацией. Обратите внимание, что значение 4, в некотором смысле, входит в более общем нейтральное значение 3, хотя 4 стало доминирующим социополитическим значением. 5. В генетике – процесс сокращения деления (см. мейоз) при половом размножении, при котором только один ген из каждой пары генов находится в гамете.
СЕГРЕГАЦИЯ
разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при коем контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в нормах социальных, стереотипах поведенческих, общественных институтах, кодируется и подчеркивается символикой - знаками отличия, одеждой, табу, традициями, ритуалами.
История общества открывает широкий спектр различных видов сегрегации. В ее основе может лежать реально существующее различие между людьми, осмысленное особым образом: пол - сегрегация половая, возраст - сегрегация возрастная, антропологический тип - сегрегация расовая, этническая принадлежность-сегрегация национальная. Ее основой могут стать также: принадлежность к неким стратифицированным группам социальным, сословиям, кастам - сегрегация сословная, кастовая; доступ к религиозным таинствам - сегрегация посвященных и непосвященных.
Сегрегация на уровне социальной общности проявляется в идеологии, политике, этикете. На уровне отношений межличностных она существует в виде установок социальных и стереотипов восприятия людей другой категории и самих себя. Она может носить временный характер, например, сегрегация подростков во время обрядов инициации, когда посвящаемый, отделясь от своего прежнего окружения и не войдя в новое, утрачивает статус социальный и оказывается как бы вне общества. Это вынужденное изгойство лежит между различными позициями человека в обществе и становится переломным моментом в жизни подростка, не только изменяя роль социальную, но и затрагивая глубинные структуры личности (-> инициация).
История общества открывает широкий спектр различных видов сегрегации. В ее основе может лежать реально существующее различие между людьми, осмысленное особым образом: пол - сегрегация половая, возраст - сегрегация возрастная, антропологический тип - сегрегация расовая, этническая принадлежность-сегрегация национальная. Ее основой могут стать также: принадлежность к неким стратифицированным группам социальным, сословиям, кастам - сегрегация сословная, кастовая; доступ к религиозным таинствам - сегрегация посвященных и непосвященных.
Сегрегация на уровне социальной общности проявляется в идеологии, политике, этикете. На уровне отношений межличностных она существует в виде установок социальных и стереотипов восприятия людей другой категории и самих себя. Она может носить временный характер, например, сегрегация подростков во время обрядов инициации, когда посвящаемый, отделясь от своего прежнего окружения и не войдя в новое, утрачивает статус социальный и оказывается как бы вне общества. Это вынужденное изгойство лежит между различными позициями человека в обществе и становится переломным моментом в жизни подростка, не только изменяя роль социальную, но и затрагивая глубинные структуры личности (-> инициация).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998