АССОЦИАЦИЯ это что такое АССОЦИАЦИЯ: определение — Психология.НЭС
Ассоциации словесной тест АССОЦИАЦИЯ ПО ЗВУЧАНИЮ

АССОЦИАЦИЯ

Найдено 23 определения термина АССОЦИАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АССОЦИАЦИЯ

лат. associatio - соединение) - связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Оцените определение:

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

АССОЦИАЦИЯ

Association; Assoziation) - связь идей, восприятий и т. д. согласно сходству, сосуществованию, противоположности и причинной зависимости.

Свободная ассоциация во фрейдовском толковании сновидения: спонтанные идеи, являющиеся человеку во сне безотносительно к ситуации сна. Управляемая или контролируемая ассоциация в юнговском толковании сновидений: спонтанные идеи, которые исходят из данной ситуации сна и постоянно с ней связаны.

Личностные ассоциации к образам в сновидениях совместно с амплификацией являются важным исходным шагом на пути к их интерпретации.

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

АССОЦИАЦИЯ

1. Связь между психическими явлениями, образуемая при определенных условиях, при коей актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Противоположное понятие - диссоциация. Психофизиологическая основа ассоциации - рефлекс условный. П различных направлениях психологии ассоцианистской было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так выделились ассоциации:

1) по сходству (красное - пурпурное);

2) по контрасту (большое - маленькое);

3) по смежности в пространстве или времени (запах приправы к пище вызывает аппетит);

4) причинно-следственные (сильный ветер - озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий: силы впечатлений, вызываемых элементами связи; их новизны, а также способностей индивида. 2. В психологии социальной - группа, где отсутствуют объединяющая ее деятельность совместная, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях общения группового. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различаются:

1) ассоциации просоциальные - куда позитивные нравственные ценности привнесены из широкой среды социальной, сформированы и упрочены в ходе деятельности трудовой; при включения этих ассоциаций в деятельность совместную, обусловленную общественно значимыми задачами и соответственной им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования;

2) ассоциации асоциальные - где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характеров условиях антиобщественно направленной организации и руководства легко превращаются в корпорации.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

АССОЦИАЦИЯ

лат. associatio - соединение). Форма связи двух или нескольких психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и др.), выражающаяся в том, что возникновение одного из них стимулирует появление другого или нескольких. Явление ассоциативной связи между несколькими психологическими процессами было известно уже Платону и Аристотелю. Аристотель различал три вида А. - по смежности, сходству и контрасту. И.П. Павлов установил, что физиологическим субстратом А. являются временные условные связи, он рассматривал А. как одно из важнейших понятий в психологии и видел в них возможность соотнесения психических явлений с физиологическими процессами. Различают А.: по смежности в пространстве и времени (письмо - марка, утро - завтрак), по сходству (сахар - снег, самолет - птица), по контрасту (живой - мертвый, утро - вечер), по созвучию (ночь - дочь, гора - горе), логически-смысловые (секунда - время, любовь - чувство). На анализе А. основан ряд методов психологического исследования человека (см. Ассоциативный эксперимент).

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

АССОЦИАЦИЯ

от лат. associatio - соединение) - возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление др. Явление А. описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин "А." был предложен Дж. Локком.

В ассоциативной психологии выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж. Ст. Милль) это делали по сходству (голубое-синее), контрасту (черное-белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Д. Юм): яркая вспышка света - болевое ощущение; др. (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования А. Кроме данных первичных законов образования А. Т. Брауном были обнаружены "вторичные" законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности и/или патологические особенности индивида и т. п. Наконец, А. Бэн выделяет "творческие А.", образование которых объясняется "спонтанной активностью ума", а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии.

Существовали 2 противоположные т. зр. на механизмы А.: одни авторы считали А. только "тенью" мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (Г. Гоббс, Гартли, Дж. Ст. Милль, Бэн), др. приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Дж. Милль). Некоторые ассоцианисты (Браун) занимали промежуточную позицию. Впоследствии физиологические механизмы А. исследовались в школе Я. П. Павлова, который объяснял А. по смежности во времени и пространстве образованием у слоеных рефлексов, А. по сходству - их генерализацией. Павлов использовал также понятие "подкрепления" для объяснения избирательного образования А.

Различались также т. зр. психологов и на роль А. в психической жизни: одни считали А. единственным типом психических связей, др. выделили наряду с А. особые типы связей ("разумные" у Локка, апперцептивные у Вундта и др.).

Понятие А. до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл. (Е. Е. Соколова.)

Добавление ред.: Кроме указанного, психологического значения в научной литературе часто можно встретить 2 др. значения этого слова:

1) А. как тип социальной организации (напр., Амер. психологическая ассоциация) и 2) как синоним терминов "связь" и "корреляция".

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Ассоциация

Словообразование. Происходит от лат. associatio - соединение.

Категория. Мнемический процесс.

Категория. Установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого.

Виды. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации:

- по сходству (красное - пурпурное),

- по контрасту (большое - маленькое),

- по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит),

- причинно-следственные (сильный ветер - озноб).

Контекст. Было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

Источник: Психологический словарь

АССОЦИАЦИЯ

1. Наиболее общее значение – любая установленная функциональная связь между двумя (или более) элементами. Точное определение этих элементов (то есть идей, действий, образов, стимулов и реакций, блоков памяти и т.д.) и выявление механизмов, лежащих в основе этой связи (см. ассоциативные законы) – теоретическая задача, которую решают многие философы и психологи на протяжении многих лет. См. ассоцианизм для обсуждения некоторых из этих вопросов. 2. Соединение или связь, подразумеваемые в вышеупомянутом значении. В период расцвета бихевиоризма, основным объектом изучения которого были связи, большинство теорий научения широко использовали термины связи или ассоциации между стимулами (S) и реакциями (R) или "S-R связи". Усилия значительного числа ученых были нацелены на то, чтобы понять природу этой связи. Были предложены практически все возможные объяснения в то или другое время: от простых нервных путей до абстрактных пропозициональных сетей. Интересно, что, хотя этот так называемый "S-R" подход со временем был отвергнут, представления об ассоциации или связи между элементами были возрождены. См. коннекционизм (2). 3. Конкретный психологический опыт, полученный в результате воздействия какого-то стимула или события. Например, вы слышите слово "секс", и у вас возникает ряд ассоциаций. Это значение непосредственно связано со значением 1 и обычно употребляется с определяющими словами, например, управляемая ассоциация, свободная ассоциация. 4. В статистике – степень, в которой изменения в одной переменной сопровождаются изменениями в другой. Довольно часто используется в корреляционном анализе при описании ассоциаций между статистически связанными переменными. В заключение следует обратить внимание, что долгая и трудная история употребления этого термина породила огромное число специальных использований. Большинство из тех, которые сыграли или все еще играют определенную роль в психологии, приводится ниже с наиболее часто встречающимися определениями.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

АССОЦИАЦИЯ

br>Сочетание представлений, восприятий и так далее по признаку схожести, взаимосвязанности, противоположности и порядку следования. Свободные ассоциации в толковании сновидений Зигмундом Фрейдом: спонтанные цепи ассоциаций сновидца, не ( обязательно ) сводимые к ситуации сна. Направленные или контролируемые ассоциации К. Г. Юнга: спонтанные мысли, берущие свое начало в ситуации сна и постоянно сводимые к ней. 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга

Ассоциация

погруженность в переживание, при воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами, воспринимая его всеми органами чувств.

Источник: Небольшой Словарик терминов НЛП

Ассоциация

способность какой-либо мысли вызывать воспоминание о другой мысли, связанной с первой.

Источник: Психология общения. Глоссарий по книге

Ассоциация

связь психических явлений (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т.п.), при которой активизация одного из них влечет за собой появление другого. Образуется различными путями: по сходству, контрасту, смежности в пространстве или времени и др.

Источник: Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины

Ассоциация

Association). Состояние, когда вы мысленно видите, слышите и чувствуете, переживая некую ситуацию изнутри. Ассоциация противоположна диссоциации. При диссоциации вы видите себя более молодым в визуальном образе. Как пра¬вило, диссоциация исключает эмоцию из переживания, тогда как при ассоциации мы переживаем информацию эмоционально.

Источник: 51 метапрограмма НЛП. Основные понятия

Ассоциация

лат. associatio — соединение] (в социальной психологии) — группа, в которой отсутствуют объединяющие ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают: 1. Просоциальные А., в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности; в случае включения этих А. в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они, как правило, проходят путь позитивного группообразования и превращаются в общности высокого уровня социально-психологического развития. 2. Асоциальные А., где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер, в условиях антиобщественно направленных организации и руководства такие А. легко превращаются в корпоративные сообщества чаще всего закрытого типа. А.В. Петровский

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

АССОЦИАЦИЯ

от лат. associatio – соединение) – 1. Связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного (восприятие, представление, идеи, поведенческие акты) из них влечет за собой появление др. 2. В социальной психологии – группа, в которой отсутствуют объединяющие ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают: а) просоциальные А., в которые позитивные нравственные ценности привнесены из социальной среды; б) асоциальные А., где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер.

Источник: Словарь конфликтолога

Ассоциация

Связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них (восприятия, представления, понятия) влечет за собой появление другого, обычно имеющего с первым смысловую общность. Понятие «ассоциация» введено Аристотелем (384–322 гг. до н.э.). Принято выделять логические (смысловые) ассоциации и ассоциации механические (по сходству, контрасту и пр.).

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

Ассоциация

связь между отдельными представлениями в сознании человека. Следует стремиться вызывать у слушателя нужные для говорящего ассоциации и специально заботиться о том, чтобы у него не возникало таких, которые не нужны с точки зрения цели речи, не предоставлять возможностей для них, учитывая уровень культуры, пол, возраст, интересы собеседника. Так, использовав выражение упивался своим счастьем, можно вызвать у малокультурных людей ассоциации с выпивкой вина; отметив, что кто-то родился в 1937 году, вызвать у лиц старшего поколения воспоминания о репрессиях, имевших место в этом году. Словосочетание бригады милиции у тех, кто не в ладах с ней, вызовет мысль о гадах милиции и т. п. Ср. паразитические ассоциации.

- Гербарт первый показал, насколько неудовлетворительна и поверхностна теория ассоциации идей. Чаще всего идеи не ассоциируются, но взаимно изменяют друг друга; они то соединяются, то вступают в борьбу и отталкивают друг друга (Г. Ришар, Экспериментальная педагогика).

Источник: Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология

АССОЦИАЦИЯ

от лат. associatio - соединение] - психол. отраже ние взаимосвязей предметов и явлений благодаря установлению связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого; физиологической основой А. является временная нервная связь

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Ассоциация

соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из этих явлений закономерным образом влечет появление другого.

Источник: Словарь по конфликтологии

Ассоциация

лат. associatio) – 1. объединение, союз лиц, организаций и т.п.»; 2. непосредственная связь, которая возникает между отдельными проявлениями психического (ощущениями, мыслями и др.); 3. коррелятивная связь, устанавливаемая между отдельными симптомами, синдромами расстройства, болезненными формами. Синоним: Коморбидность; 4. связь, существующая между атомами, молекулами.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Ассоциация

Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям. (11.1, 23) См. Воображение

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

ассоциация

(от лат. assoziatio – соединение) – связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.) проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена а. влечет за собой появление другого. Психофизиологической основой а. считается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей совершенствования памяти.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ассоциация

(лат. associatio – присоединяю, связываю, сочетаю) – связь между элементами психики, благодаря которой проявление одного элемента вызывает по сходству, смежности или противоположности другой образ или другое явление.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Ассоциация

(от лат. associatio - соединение), связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное - пурпурное), по контрасту (большое - маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно-следственные (сильный ветер - озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Найдено рефератов по теме АССОЦИАЦИЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Ассоциация полиморфного маркера Val158Met гена comt с уровнем агрессивности и стратегиями поведения

Ковш Екатерина Михайловна, Ермаков Павел Николаевич, Воробьева Елена Викторовна
Работа выполнена в рамках проектной части внутреннего гранта Южного федерального университета № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи» В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению связи полиморфного маркера Val158Met гена COMT с такими психологическими особенностями, как: виды агрессивного поведения, избираемые виды социально приемлемой (легитимизированной) агрессии, уровень мотивации достижения/избегания неудач, а также предпочитаемые стратегии поведения в конфликте у девушек в возрасте 18-24 лет. Рассматриваются результаты отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению связи полиморфных вариантов гена COMT с различными психологическими особенностями, а также с особенностями поведения людей, принадлежащих к различным категориям здоровья (в т. ч. страдающих алкоголизмом и психическими заболеваниями). Согласно полученным данным, полиморфизм GG (Val158Val) COMT связан с более высоким уровнем открытой агрессии (физической, вербальной) у его носителей. Преобладающий тип легитимизированной агрессии в данном случае реализация агрессивных импульсов в спорте. Полиморфизм АА (Met158Met) COMT связан с более высоким уровнем скрытой агрессии (раздражительность, подозрительность) и агрессии, направленной на себя (чувство вины, обида) у его носителей. Ими более активно используются все социально приемлемые виды агрессии. Полученные данные позволяют предполагать, что полиморфный маркер АА (Met158Met) гена COMT может быть связан с дисгармоничным развитием личности, а также со склонностью к саморазрушающему поведению. В дальнейшем планируется расширение исследования с добавлением контингента испытуемых, принадлежащих к другим этническим группам, с учетом половых различий. С имеющимися данными будут сопоставлены результаты, полученные при использовании опросника ММИЛ, а также данные генотипирования с определением полиморфизма гена МАОА, предположительно связанного с агрессивностью.
Скачать PDF

Ассоциация рецептора к дофамину второго типа (DRD2) с развитием утомления в результате длительной ко

Поликанова Ирина Сергеевна, Коршунов Алексей Владимирович, Леонов Сергей Владимирович, Веракса Александр Николаевич
Данное исследование посвящено изучению влияния длительной когнитивной нагрузки на развитие утомления по комплексу субъективных (тест САН), поведенческих (время реакции) и электрофизиологических (индивидуальный альфа-ритм (ИАР), индекс утомления (ИУ)) параметров у носителей различных полиморфизмов гена DRD2. Умственное утомление моделировалось с помощью непрерывного решения испытуемым когнитивных заданий, направленных на использование внимания и рабочей памяти, в течение 2,5 часов. В данном исследовании приняли участие 51 испытуемый (мужчины-правши, средний возраст 20±4 лет). Для данных испытуемых был проведен генетический анализ и определены варианты полиморфизма Taq1A гена DRD2 (A1A1, A1A2 и A2A2). Как показывают результаты исследования, такая нагрузка значимо отражается практически на всем комплексе показателей. Обнаружены значимые различия между носителями полиморфизмов A1A1 и A1A2 и полиморфизма A2A2 гена DRD2 в реакции выбора, а также по индексу утомления, отражающему отношение медленных ритмов мозга к быстрым. Полученные результаты свидетельствуют о положительной роли дофамина в развитии утомления. Группа носителей полиморфизма А2А2 («А1 »), который, как мы предполагали, будет показывать меньшее развитие утомления, характеризуется в ПЗМР и РВ значимо более медленным временем реакции и до и после длительной когнитивной нагрузки, по сравнению с носителями полиморфизмов А1А1 и А1А2 («А1+»). Стоит отметить, что динамика увеличения ошибок у всех полиморфизмов одинакова и по количеству ошибок генотипы не различаются ни до, ни после утомления. При этом направленность динамики изменения времени реакции после утомления у всех полиморфизмов примерно одинакова. Это означает, что полиморфизмы различаются в ПЗМР и РВ не динамикой развития утомления, а физиологической предрасположенностью к сенсорной обработке информации.
Скачать PDF

Молекулярно-генетический анализ ассоциаций полиморфных маркеров генов нейромедиаторных систем с уров

Гумерова О.В., Столбова О.В., Зарипова Т.Ю., Леконцев Е.В., Воробьева Е.В., Горбунова В.Ю.
Проведен молекулярно-генетический анализ генов нейромедиаторных систем и фермента МАОА в группе близнецов методом полимеразной цепной реакции синтеза ДНК. Выявлены достоверные различия в распределении частот аллелей и генотипов изученных полиморфных локусов в группах лиц с различным уровнем коэффициента интеллектуального развития (IQ).
Скачать PDF

Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков

Власенкова Ирина Николаевна
Статья посвящена обзору психодиагностических исследований, использующих принцип ассоциации для объяснения частных феноменов психологии в области восприятия, памяти, образования суждений. В обзор вошли классические источники о развитии принципа ассоциации и его роли в психологии. Обобщены современные отечественные и зарубежные представления об ассоциативном эксперименте, истории его развития.The article reviews the psycho-diagnostic researches on human mind based on the principle of association to explain the psychology of perception, memory and opinion formation of individuals. The review includes classic works about the development of the association principle and unifies the contemporary domestic and foreign concepts about the associative experiment and the history of its development.
Скачать PDF

Использование специфики механизма обоняния и ольфакторных ассоциаций покупателей в качестве инструме

Заворохина Наталия Валерьевна, Чугунова Ольга Викторовна
Статья посвящена эффективности использования механизма обоняния человека в качестве массового коммуникативного канала для продвижения товара. Рассмотрены данные о генно-рецепторном характере распознавания аромата. Приведена гипотеза о возникновении ассоциаций, положительных впечатлений-воспоминаний из области «предсознательного». Вычленена взаимосвязь в цепочке «аромат ассоциация эмоция стимул к покупке». Приведена методика формирования ассоциативных связей и результаты исследований по созданию обонятельного ассоциативного ряда пользователей женского интернет-портала и покупателей супермаркета.
Скачать PDF

Методика комплексного анализа смысловых ассоциаций в изучении «Креативного этоса» современной студен

Стариков Павел Анатольевич
В статье представлены результаты социологического исследования представлений современной учащейся молодежи о творчестве. Исследование, основными методами которого стали анкетный опрос и тестирование, проводилось в течение нескольких лет (2007–2011 гг.) в Сибирском федеральном университете и в целом охватило 1200 студентов, получающих высшее образование по различным (естественнонаучному, гуманитарному, техническому) направлениям. С целью выявления латентных групп значений, вкладываемых в понятие «творчество», применялся метод комплексного анализа смысловых ассоциаций. Спектр общих для всех студентов мнений демонстрирует очевидную тенденцию гуманизации представлений о творчестве – т. е. формирование взгляда на творчество как на совершенный модус человеческого бытия, что в общем виде совпадает с выводами многих ученых, в частности К. Роджерса, А. Маслоу и др. У студенческой молодежи творчество ассоциируется прежде всего с удовольствием, саморазвитием, самовыражением, вдохновением, импровизацией, спонтанностью и образует в понимании учащихся определенный смысловой комплекс, центром которого являются такие характеристики, как добро, обилие энергии, целостность, здоровье, свобода и независимость, саморазвитие и духовность. Полученные данные показывают особую важность опыта вдохновения в педагогике творческой деятельности. Результаты исследования и продолжение регулярного мониторинга реальных потребностей студентов в развитии навыков креативности помогут оптимизировать процесс обучения творчеству. Автор убежден в необходимости разработки на основе широкого интегрального подхода (учитывающего социальные, философские, психологические, психо-и социотехнические аспекты) и внедрения в образовательный процесс специальных курсов, формирующих творческую компетентность учащихся.
Скачать PDF

Особенности формирования зрительно-слуховых ассоциаций у детей дошкольного возраста

Черенкова Людмила Викторовна, Соколова Людмила Владимировна
Изучение особенностей экспериментального формирования зрительно-слуховой ассоциации показало, что дети дошкольного возраста способны, так же как и взрослые, к непроизвольному формированию зрительно-слуховой ассоциации. Однако в отличие от взрослых у детей ведущим компонентом сформированной ассоциации является зрительная информация, и параметры формирования данной ассоциации не зависят от типа используемых зрительных стимулов. При анализе особенностей формирования зрительно-слуховых ассоциаций у детей дошкольного возраста было показано, что у детей 4-6-летнего возраста выявляются две возрастные переломные точки, маркирующие этапы изменения характера становления этого процесса 4 и 6 лет. При переходе от 4-летнего к 5-летнему возрасту увеличивается способность детей к выделению основного разделительного признака ассоциации, тогда как при переходе от 5-летнего к 6-летнему возрасту увеличивается уровень эндогенного внимания и в связи с этим усиливается роль устной инструкции, регулирующей выполнение задачи.
Скачать PDF

Анализ ассоциаций полиморфных маркеров генов дофаминергической (DRD2/ANKK1) и серотонинергической (H

Барский Владимир Ильич, Аксенова Марина Геннадьевна, Козлова Ольга Борисовна, Кириллов Андрей Вадимович, Демин Андрей Анатольевич, Ильиных Любовь Михайловна, Рапопорт Ирина Калмановна, Асанов Алий Юрьевич
Актуальными являются исследования индивидуальных особенностей поведения подростков, обусловленные генетической предрасположенностью. В работе изучалась взаимосвязь полиморфизма генов дофаминового (D2) и серотонинового (2A) рецепторов с личностными характеристиками у 360 подростков. У девочек выявлено сочетанное влияние генов DRD2/ANKK1 и HTR2A на характеристики, измеряемые шкалами Нормативности поведения и Самодостаточности. У мальчиков для полиморфного локуса TaqIA гена DRD2/ANKK1 обнаружены достоверные генотипические различия по шкале Самоконтроля, а по шкале Смелости различия выявлены при стратификации генотипов DRD2/ANKK1 и HTR2A.
Скачать PDF

Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях

Иванова Нина Анатольевна
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения метода свободных ассоциаций в качестве одного из эмпирических методов для социологических исследований. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами: простота использования, получение значительного объема данных, возможность количественной и качественной интерпретации результатов, применимость к исследованию новых и малоизученных вопросов.Использование метода свободных ассоциаций в социологии имеет ряд отличий от его применения в психологии, лингвистике, междисциплинарных исследованиях и различных областях практической деятельности. Российские социологи с помощью ассоциативного подхода изучают, например, имидж территории, общественное мнение, электоральные предпочтения, эффективность реализации социальных программ в восприятии населения, факторы миграционных процессов.Практика применения метода свободных ассоциаций для социологического опроса в форме анкетирования рассмотрена на конкретном примере — исследовании миграционных настроений жителей Магаданского региона. Вопрос на ассоциацию позволил установить основные типы ассоциаций, к которым относятся: географическое положение; климат; природа; люди; природные ресурсы; прошлое; социальные и экономические проблемы; повседневная жизнь.Установлены корреляции между типом ассоциаций респондентов, эмоциональной коннотацией и возрастом.Даются практические рекомендации по использованию метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях.
Скачать PDF

«Публикационное руководство ассоциации американских психологов» (Publication Manual of American Psyc

Денисова Наталия Евгеньевна, Ефимова Алла Александровна
В статье дается представление об истории возникновения «Публикационного руководства Ассоциации американских психологов» (Publication Manual of American Psychological Association). Данное пособие является базовым для написания научных работ по психологии и некоторым социальным дисциплинам, требующим следованию стиля АРА (American Psychological Association). В статье рассматривается влияние процесса информационной перегрузки и принципа индустриальной рационализации, определивших основные подходы к созданию данного Руководства
Скачать PDF

15-я конференция Европейской ассоциации психологии труда и организационной психологии (EAWOP-2011)

Ловаков Андрей Владимирович
В Университете Маастрихта (Maastricht University) (Маастрихт, Королевство Нидерландов) 25–28 мая 2011 г. прошла 15-я конференция Европейской ассоциации психологии труда и организационной психологии (15th conference of the European Association of Work and Organizational Psychology – EAWOP-2011)1. Организатором конференции выступило голландское представительство Европейской ассоциации психологии труда и организационной психологии (NIP-A&O и WAOP). Она стала уже 15-й в серии конференций, начавшейся в 1983 г. с СевероЗападной конференции по психологии труда и организационной психологии, прошедшей в г. Неймеген (Нидерланды). Через два года на 2-й Западноевропейской конференции по психологии труда и организационной психологии», прошедшей в г. Аахен (Германия), было принято решение о том, что она должна стать регулярной и проводиться раз в два года.
Скачать PDF

Обзор международной конференции Европейской ассоциации психологии и права «Актуальные проблемы юриди

Шаболтас Алла Вадимовна, Ходырева Наталья Валерьевна, Дозорцева Елена Георгиевна, Иванова Мария Владимировна
Международная конференция Европейской ассоциации психологии и права, впервые прошедшая в России 24-27 июня 2014 г. в Санкт-Петербургском государственном университете, была посвящена научным исследованиям и практике психологического обеспечения защиты прав и предупреждения ревиктимизации потерпевших, а также широкому кругу проблем юридической психологии: психологии расследования преступлений, криминальной, судебной, пенитенциарной, правовой психологии и др. На конференции, в которой приняли участие 330 ученых и практиков из 23 стран мира, состоялись выступления приглашенных докладчиков, заседания 42 тематических секций, на которых участники ознакомились с результатами научно-исследовательской работы ведущих российских и зарубежных специалистов в области психологии и права.
Скачать PDF